ЦИЛИНДРОМ НА СОЛНЦЕ СВЕРКАЯ .
ЦИЛИНДРОМ НА СОЛНЦЕ СВЕРКАЯ...
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
ЦИЛИНДРОМ НА СОЛНЦЕ СВЕРКАЯ...
ЗАДНИЕ ТОРМОЗНЫЕ ЦИЛИНДРЫ ВАЗ
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, Миша КОЛОДОЧКИН
Три с излишним года вспять мы уже "примеряли" задние тормозные цилиндры ВАЗ (ЗР, 1999, № 9, с. 78-79) - рылись во внутренностях, сопоставляли различные конструкции, проводили "допросы с пристрастием". Каких-то принципных новшеств в искусстве давления колодкой на тольяттинские барабаны с того времени не отмечено, зато выбор на прилавках стал куда разнообразнее. Несут ли новые изделия новые трудности либо наследуют старенькые? Вот и проверим: на еще одну экспертизу в лабораторию НАМИ поехали 16 вазовских цилиндров - восемь разновидностей по две штуки каждого вида. Напоминаем, что на всех ВАЗах - от "четверки" до "10-ки" - они однообразные.
НАШ ВЫБОР
А какой смысл выбирать не наилучшее? В наших мини-испытаниях одолели цилиндры от Ate - им и предпочтение. Жалко, что "итальянцы" под № 3 не дотянули до хорошей оценки - их конструкция смотрится более совершенной. Другие цилиндры, на наш взор, оказались непредсказуемыми. Вобщем, мы свое мировоззрение не навязываем.
1. Заявленный производитель / Ate, Германия
Стоимость / 160 руб.
Насчет страны-изготовителя убежденности нет - наклеенная с боковой стороны оранжевая этикетка имеет, быстрее, польские черты... Вобщем, какая разница - прорезь кольца на месте, зеркало - хорошее, все числа - в норме. Выходит, что про не плохое изделие и сказать-то нечего... Оценка - 5.
2. Заявленный производитель / Metelli, страна не указана
Стоимость / 145 руб.
Регулировочные кольца красового цилиндра установлены прорезями вниз, а прокачивать-то его как? Других замечаний не появилось: 250 000 циклов испытаний прошли гладко, давление сдвига регулировочного кольца постоянно составляло 1,2 МПа, а зазор 1,6 мм оказался в рамках требований ВАЗа. Оценка - четыре.
3. Заявленный производитель / Samco, Италия
Стоимость / 130 руб.
Те, кому увлекательны аспекты конструкции разных поршней, могут перечитать упомянутую публикацию 3-х летней давности. Остальным сообщим, что у данного цилиндра есть изюминка - уплотнительное и упрямое кольца поменялись местами, потому ориентация прорези при установке не нужна. Не считая того, если при сборке упрямое кольцо процарапает зеркало цилиндра, то на живучести резинки это не отразится, так как она просачивается вовнутрь первой. Что касается испытаний... В общем-то, все нормально, но почему-либо усилия сдвига правого и левого поршней оказались неодинаковыми - соответственно 1,4 и 1,8 МПа. Потому до высшего балла изделие не дотянуло. Оценка - четыре.
4. Заявленный производитель / Неизвестен, предположительно из Самары
Стоимость / 80 руб.
По законам жанра "бомжи" в экспертизах должны занимать последние места. Архаичная конструкция с уплотнительным кольцом в виде бублика (у других - так именуемый воротничок) и отсутствие родословной должны были найти свою "гнилостную сущность", но этого не вышло. Сборка отменная, плотность в порядке, давление сдвига - 1,2 МПа, зазор - 1,6 мм. Все же собственного дела к безымянной рыночной продукции мы не изменили - лотерея, да еще в тормозных системах, все-же ни к чему. Оценка - четыре.
5. Заявленный производитель / Lucas, страна не указана
Стоимость / 160 руб.
Это "Лукас" тоже собирали не очень аккуратненько - прорезь кольца никто не ориентировал подабающим образом. Зазор не дотягивает 0,05 мм до нормы - малость, но порядок есть порядок. В остальном претензий нет - плотность в норме, долговечность доказана. Оценка - четыре с минусом.
6. Заявленный производитель / Fenox, страна не указана
Стоимость / 90 руб.
"Феноксы" бывают различные - у этого корпус дюралевый, а у его однофамильца № 7 - металлический. Практика указывает - резьбовые соединения из разнородных металлов часто закисают, что иногда приводит к поломке болтов М6, а это нехорошо... Зато собраны цилиндры верно, ну и "зеркало" понравилось.
Давление сдвига регулировочного кольца у такового "Фенокса" оказалось нестабильным - от 1,8 МПа сначала испытаний до 1,2 МПа в конце. Зазор регулировочного кольца тоже маловат - 1,0 мм заместо 1,25-1,65: приготовьтесь поменять колодки почаще, чем хотелось бы. С резьбой те же трудности, что и у металлических соплеменников: затянуть можно, но усилие требуется значительное. В остальном претензий нет. Оценка - три с плюсом.
7. Заявленный производитель / Fenox, страна не указана
Стоимость / 80 руб.
Этот "Фенокс", в отличие от дюралевого № 6, - металлический. Если честно, его при первом же испытании захотелось выкинуть - плотностью и не пахло, резьба кое-чем забита. Но физическая сила в купе с гуманизмом одолели: после подмены клапанов прокачки цилиндры образумились и в предстоящем особо не выкаблучивались. Если, естественно, не заострять внимания на то, что зазор регулировочного кольца - всего 0,975 мм заместо положенных 1,25-1,65... Не очень жутко, но может привести к завышенному износу фрикционных накладок. Все 250 000 циклов испытаний на долговечность металлический "Фенокс" выдержал. В то же время его внутренности экстаза не вызвали - кольцо установлено с маленьким перекосом, а большой неловкий сальник, казалось, так и желает подсосать откуда-нибудь воздух. В общем, оценка - три.
8. Заявленный производитель /
AP Lockheed, страна не указана
Стоимость / 170 руб.
Звучное имя на упаковке не посодействовало - изделие огорчило по всем статьям. Ориентация кольца - неправильная, зазор не дотягивает до нормы, а приблизительно посреди испытаний на долговечность течь тормозной воды привела к снятию "Локхида" с испытаний. В общем - не подфартило. Оценка - два.
ЧТО И КАК ИСПЫТЫВАЕМ?
Тесты проводили в НАМИ, в лаборатории № 5 Испытательного центра авто изделий Технической службы сертификации ЕЭК ООН на оборудовании, аттестованном по ГОСТ Р 8.568-97.
1-ое испытание - на плотность. Поначалу при малом давлении, потом - при большенном. Цилиндр погружают в воду и через штатный резьбовой вход подают в него сжатый воздух под давлением 0,01 МПа. Плотность определяют в течение 2-ух минут по отсутствию пузырьков воздуха - как при шиномонтаже. Проверку ведут в 2-ух последних положениях поршней - заодно определяют их ход, который должен составлять 1,25-1,65 мм. Потом давление увеличивают до 15,0 МПа, но плотность определяют уже по другому - по падению давления воды в цилиндре. При всем этом определяют также усилие сдвига регулировочного кольца.
Тесты на долговечность - это подача пульсирующего давления от 0 до 7,0±0,5 МПа при температуре 70±15°С. Аспект отказа - 1-ые признаки утраты плотности. Период каждого цикла - 1,0±0,5 с.
НАША СПРАВКА
Кратко освежим в голове "вещественную часть". Проверяемые цилиндры могут без помощи других регулировать зазор меж колодкой и барабаном. Для этого в каждом поршне изготовлена проточка - в ее границах может передвигаться упрямое (регулировочное) кольцо. При первом торможении тормозная жидкость перемещает поршень совместно с кольцом, пока фрикционная накладка колодки не упрется во внутреннюю поверхность барабана. А вот назад поршень возвратится не на начальную позицию, а только туда, куда ему разрешит упрямое кольцо. Стяжная пружина тормозного механизма неспособна преодолеть силу трения меж кольцом и зеркалом цилиндра. Потому упрямое кольцо может двигаться исключительно в одну сторону - от центра к краю (это и происходит по мере износа тормозных накладок). Отсюда понятно, почему зазор меж накладками и барабаном остается неизменным.
В цилиндрах, у каких уплотнительное кольцо находится далее от середины, чем упрямое, при сборке необходимо ориентировать прорезь упрямого кольца в сторону штуцера - по другому не получится "прокачать" тормоза. Не считая того, при сборке таких цилиндров не исключено, что упрямое кольцо повредит зеркало цилиндра, а это в свою очередь здесь же отразится на долговечности резинки. Если же уплотнительное кольцо находится снаружи, подобные проблемы ему нестрашны - оно "заходит" в цилиндр первым. И еще одна "мелочь". В большинстве современных цилиндров уплотнительное кольцо имеет "воротничковую" форму - она зарекомендовала себя лучше, чем обычные россиянам "бублики".