ИНСТРУМЕНТ В РУКАХ Страны
ИНСТРУМЕНТ В РУКАХ Страны
РЫНОК
/СЕРТИФИКАЦИЯ
ИНСТРУМЕНТ В РУКАХ Страны
ОТКУДА БЕРУТСЯ Нехорошие ЗАПЧАСТИ
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ
Навряд ли найдется автомобилист, не ведающий об обилии некачественных запчастей, не слышавший о поддельных маслах и разъедающих движок "тосолах". "Левак" продается на каждом шагу - на рынках, в магазинах, попадает на комплектацию новых машин.
Откуда он берется в таком количестве, не содействует ли его продвижению наша Система?
Желаем В ВТО
Даже поверхностное знакомство с государственной сертификацией указывает, что она у нас одна из самых замысловатых в мире, если не сказать запутанных. Изготовители запчастей ориентируются на ГОСТы, ОСТы, ТУ, документацию заводов - производителей автомобилей (либо движков), Правила ЕЭК ООН, требования санэпиднадзора, в конце концов, на временные нормативные документы, разрешения и прочее. Чему соответствовать?
В бывшем Союзе вопросов не появлялось. Госплан и Госстандарт совершенно точно определяли, кому, что и по каким требованиям делать. К машинам было привязано и создание запчастей. За долгие и длительные годы сформировалась структура отрасли, включающая не только лишь фабрики, да и отраслевые университеты. Как вдруг...
На замену социалистическому хозяйству сначала пришла Перестройка, а потом и совсем рыночные дела. Фабрики продолжили выпускать продукцию, НИИ - взялись за ее сертификацию. Все как бы при деле. Но здесь обвалилась другая неудача. Оказалось, для того, чтоб русские изделия признавали на европейском рынке, нужно привести национальные эталоны и порядок их внедрения в соответствие с международными требованиями.
Казалось бы, создадим авто по европейским требованиям, и заместо "волг" и "жигулей" получатся "мерседесы" и "фольксвагены". Но не тут-то было. Оказалось, что "те" правила клеветают только малый набор требований, связанный с Законодательствою, ну и то - для новых автомобилей. Чтоб фары не слепили встречного, выбросы мотора не загрязняли природу, Различное при аварии имели больше шансов выжить. А что касается удобства, долговечности, свойства и иных "мелочей" - извините, это уже конкурентноспособные характеристики. Заболит у человека поясница после 2-ух поездок на работу - больше он таковой автомобиль не купит. Выбирать-то есть из чего.
А у нас? Купил Иван Иваныч один российский автомобиль, не понравилось, купил другой - той же марки, но в другом кузове. Снова не нравится? Не взыщите - третьего предложить не можем.
При этом, если с автомобилями определенность есть и система худо-бедно работает, то на рынке запчастей царствует просто вакханалия.
ГОРЕ ОТ Разума
Молвят, суровость наших законов компенсируется необязательностью их выполнения. Но в Рф даже не исполнять можно несколькими методами. От того обстоятельств, приводящих к возникновению в магазинах некачественных запчастей, - с десяток.
К примеру, если некоторый завод сертифицировал автомобиль либо движок полностью, сертификат автоматом выдают и на комплектующие: руль, сидения, фары, высоковольтные провода, поршневые кольца и т.д. Все это уже можно продавать на легитимных основаниях. Не неудача, что контактная группа прослужит 5 тыс. км, шины станут кривыми через 20 тыщ, а высоковольтные провода придется выкинуть сходу. Ведь при сертификации автомобиля оценивалась только его Законодательство - никак не качество сборки и девайсов. Но это только полдела. Удивительнее, что если некоторый независящий производитель вознамерится сделать запчасть наилучшего свойства, он, во-1-х, должен просить разрешения у автозавода (у того, с кем собрался соперничать!), а во-2-х, делать "очень отлично" вообщем не сумеет. Есть утвержденное ТУ на запчасть, хочешь сертификат - делай, как обозначено.
А можно ли автозавод обойти? Естественно. Без помощи других разработайте необычную конструкцию, подтвердите ее патентную чистоту (а время-то идет), разработайте конструкторскую и технологическую документацию, технические условия (ТУ) и подайте заявку в орган сертификации - желаю, дескать, делать отличные запчасти вот таким макаром. Чтоб получить "добро", несколько готовых образцов должны пройти тесты в лаборатории (за Энциклопедия грузовых автомобилей, очевидно). Специалисты из органа по сертификации осмотрят за этот период времени ваше создание, убедятся, что там все отлично (?) и... Верно, можно идти в последующую инстанцию.
Если повезет, через полгода-год вы получите право создавать загаданое и реализовывать через розничную сеть. На этом, правда, трудности не завершатся - но вернемся к сертификации.
Систематически проводя экспертизы тех либо других продуктов, журнальчик успел хорошо ознакомиться с лабораторной базой. Беремся утверждать: большая часть органов по сертификации не имеет собственных лабораторий, способных оценить качество изделий, на которые они выдают сертификаты. Большая часть тех продуктов, что проходят-таки тесты, проверяются не по всем, а только по неким характеристикам. Почти все не контролируется вообщем - из-за отсутствия оборудования или из-за высочайшей цены проверок.
Сами посудите: за сертификацию производитель платит Энциклопедия грузовых автомобилей. Может заплатить одному уполномоченному органу, может - другому. Один попросит "за все" тыщу баксов, другой - 5 тыщ "за все, совместно с полным циклом испытаний". К кому обратится производитель? В общем, наличие сертификата соответствия часто не гласит полностью ни о чем. К качеству изделия эта бумага имеет приблизительно такое же отношение, как конституция США к дилеммам Приморья.
"ЛЕВАК" ОПТОМ
И В РОЗНИЦУ
Не стоит, но, делать вывод, что все зло автомобилистам - от системы сертификации. Первую скрипку в этом все-же играет торговля. "Левый" продукт подмешивается к солидному на всех стадиях: в производстве, на оптовом складе, в магазине - под прилавком. Вот обычная ситуация. Магазин официально покупает у известной компании (скажем, "Шелл" либо "Мобил") партию в 100 канистр масла, реализует половину и ставит под примыкающий стол 40 "левых" канистр, очень схожих на "фирму". Если клиент смотрится презентабельно, он получит "родную" канистру, если не очень - "левую". Риск? Из 40 проданных канистр с подделкой в магазин возвратят от силы одну-две. Энциклопедия грузовых автомобилей покупателю вернут сходу, без спора.
Чтоб реализовать "левак" побыстрее, не жаль понизить стоимость чуть ли не до отпускной (фирменной). А когда 1-ые 40 банок уйдут, их место займут новые.
Полиция, караул, накалывают! А кто обоснует? Неважно какая инспекция увидит под прилавком 50-60 канистр масла, на которое есть сертификат и фирменные затратные. Магазин ни при чем - это ОНИ нам такое поставили. Схема работает практически идеально, но есть одно малюсенькое "но". По законодательству, торговец (магазин) несет ответственность за качество продаваемого продукта. И тот, кто пострадал от "левака", имеет право обратиться в трибунал. Беря во внимание мобильность судебной системы, службы судебных приставов и прочее, этим правом, но, воспользуется редчайший клиент.
ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД
Молвят, он есть всегда. Правительство готовит собственный вариант реформы сертификации. Новенькая система должна стать кое-чем средним меж европейской, американской и теперешней русской. Поясняем. У нас нужно подтвердить качество каждой гайки (на бумаге, очевидно), в Европе - обеспечить малые требования, продиктованные соображениями безопасности, в США - просто продекларировать, что ваш продукт неплохой (но не дай боже, изловят на обмане). Что все-таки будет у нас?
Все обилие продуктов планируется разбить на три группы. 1-ые будут подлежать неотклонимой сертификации "по полной программке", 2-ые - проверке на обеспечение малого уровня безопасности, третьи - декларированию свойства. По правде, тупо выдумывать эталон на форму щеток для смахивания снега либо требования к цвету чехлов на сидения.
Чего ожидать от нового порядка, если его введут? Возлагать, что назавтра пропадут все недоброкачественные продукты, естественно, не приходится. Нерадивые производители в одночасье через землю не провалятся. Но вот честным, наверняка, станет легче пробиться к покупателю легитимными способами - может, и конкурентность появится. Только не "левака" за копейку с другим за полкопейки, как сейчас, а доброкачественного продукта с наилучшим.
Что делать покупателю? Сначала - мыслить! Стоит брать нейтрализатор за 400 рублей, если стоимость высококачественного изделия в 5 раз выше. Разум должен одолеть в каждом из нас меркантильный расчет, а производителям и торговцам не мешало бы усвоить - лучше утратить Энциклопедия грузовых автомобилей, чем репутацию.