ВАЗ ПРИЗВАЛ ВАРЯГОВ
ВАЗ ПРИЗВАЛ ВАРЯГОВ
ЭКОНОМИКА
КАЧЕСТВО
ВАЗ ПРИЗВАЛ ВАРЯГОВ
Волжский автозавод нацелился на сертификат ISO 9000 - интернациональный эталон свойства. И это не шуточка.
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ
Вспомним: суровое недовольство потребителей тольяттинскими "жигулями" и "ладами" началось лет 5 вспять. Вот тогда, посреди 90-х, по ВАЗу стукнул ожесточенный кризис наличности и завод решал одну делему - не тормознуть. На качество закрыли глаза. И уже через год отношение к вазовской продукции конструктивно поменялось - от похвального, в былые годы, до настороженного. Покупку "Жигулей" ассоциировали с лотереей: повезет, не повезет?
Сейчас завод работает размеренно и дискуссий об остановке сборочного потока уже нет. Появились другие: АвтоВАЗу пора, в конце концов, задуматься о качестве собственных машин. А более непосредственно - в корне поменять всю систему профилактики и выявления брака, перейти к принятым в мире интернациональным эталонам свойства.
Не исключено, что в недалеком времени мы будем брать изделия ВАЗа без всякого недоверия. Кто-то, прочитав это, усмехнется. А напрасно. Держать под контролем качество изделий завода от А до Я с этого момента будет популярная французская сертификационная компания "Ютак".
ПОДВИНЬСЯ, ГОСТ!
Система свойства, что действует пока на АвтоВАЗе, осталась еще с русских времен. Она включает входной контроль девайсов, внутренний контроль и выходной контроль на конвейере - проверку внешнего облика и комплектности автомобилей.
По словам директора АвтоВАЗа по качеству Валерия Кокотова, эта древняя система совсем недостаточна, чтоб держать марку и соперничать с зарубежными производителями. Обратимся хотя бы к входному контролю. По нашим ГОСТам неплохой поставщик уже тот, кто допускает от 0,1 до 1 процента брака. В среднем вазовском автомобиле 5 тыщ девайсов (материалов, изделий) и, если следовать ГОСТу, 50 из их возможно окажутся с недостатком. Как вам это понравится? В эти 50 могут попасть и генератор, и стартер, и сцепление. Такое исключается, если следовать интернациональным эталонам. На Вуале сейчас решили ориентироваться конкретно на их.
"ЗВЕРСТВА" АУДИТОРОВ
В 1997 году компания "Ютак" сертифицировала на Вуале отдельные участки производства, где изготовляли узлы, впрямую связанные с Законодательствою автомобиля (тормоза, руль, подвеска). Но, чтоб получить интернациональный сертификат ISO 9000, обхватывающий весь производственный цикл (а завод хочет сделать это уже к 2001 году), этого не достаточно. На данный момент французские спецы начали подготовительный аудит, инспектируя все подразделения завода - от дирекции до сборочного потока сборки и компаний, обеспечивающих гарантийное сервис автомобилей.
"В жизни" это происходит так. Ведает Валерий Кокотов: "Приезжают французы-аудиторы, спускаются в цех и начинают инспектировать по собственной методике. Подходят, к примеру, к рабочему и спрашивают: издавна на заводе? Два года? Где обучались? Покажите документ об образовании. Кто держит под контролем ваши операции? Где отмечены его замечания? Как вы отреагировали на их? Где это отражено? Требуют позвать начальника бригады и сейчас "допрашивают" его: где разработка контроля за качеством работы подчиненных? Как она реализуется? Где отметки о ее выполнении? И т.д., и т.д..
Таким макаром отслеживается вся цепочка ответственности на Вуале, начиная с рядового рабочего и кончая генеральным директором. Цель? Обучить заводской персонал выстраивать эту цепочку так же отлично, как это принято у огромнейших автопроизводителей в мире. Как-то один из французов увидел пыль на огнетушителе около сборочного потока. "Пока завод не изменит дела к таким мелочам, - произнес он, - сертификата ему не видать. Пыль - это индикатор. Если она есть хотя бы в одном месте, то никто не гарантирует, что в другом нет более суровых упущений. ISO 9000 еще никто просто так не получал".
Кратко идеология ISO 9000, применительно к автоконцернам - это автомобиль без погрешностей, который сразу отвечает плану его создателей и запросам потребителя. Есть ли шанс у волжского автомобиля стать конкретно таким? Об этом мы узнаем через полтора-два года, когда "Ютак" окончит свою работу в Тольятти.
ПОСТАВЩИК, ПРЕДЪЯВИ СЕРТИФИКАТ!
70 процентов свойства "делают" для ВАЗа поставщики и только 30 процентов находится в зависимости от самого завода. Математика ординарна - если поднять качество в два раза на самом заводе, автомобиль станет лучше на 15 процентов, а если у поставщиков - то на все 35 процентов. Вывод понятен: сертификации просит не только лишь завод, да и поставщик. Задачка, прямо скажем, непростая. Не они все хотят этого, не у всех есть на это Энциклопедия грузовых автомобилей. Но на АвтоВАЗе уже принято решение: сертификация неотклонима для всех поставщиков.
А пока в Тольятти сделаны склады забракованных девайсов, откуда их возвращают поставщикам с требованием компенсации. Если же недостатки обнаружились после того, как авто проданы, то, по словам Николая Гинца, директора АвтоВАЗа по техобслуживанию, завод посылает на свои 100 предписание безвозмездно их убрать. Правда, пока система распространяется лишь на гарантийные машины.
Так охото, чтоб сотрудничество с "Ютак" посодействовало АвтоВАЗу перевоплотиться из завода-изготовителя русского типа в всеполноценную фирму, продукция которой соответствовала бы высочайшим интернациональным эталонам свойства. Реализуется ли?
ISO - интернациональная организация по стандартизации. Решение о ее разработке принято в 1946 году на конференции в Лондоне европейскими и южноамериканскими государственными институтами по стандартизации. Сейчас ISO соединяет воединыжды 130 государств мира. Штаб-квартира организации находится в Женеве. Эталон ISO 9000, разработанный в 1979 году, употребляют для сертификации продуктов, услуг и производств. Сейчас он признан в мире как один из самых действенных характеристик свойства и менеджмента компаний. Сертификат ISO 9000 получили такие известные компании, как "Рено", "Ситроен", "Бош", "Mercedes".

ЭКОНОМИКА
КАЧЕСТВО
ВАЗ ПРИЗВАЛ ВАРЯГОВ
Волжский автозавод нацелился на сертификат ISO 9000 - интернациональный эталон свойства. И это не шуточка.
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ
Вспомним: суровое недовольство потребителей тольяттинскими "жигулями" и "ладами" началось лет 5 вспять. Вот тогда, посреди 90-х, по ВАЗу стукнул ожесточенный кризис наличности и завод решал одну делему - не тормознуть. На качество закрыли глаза. И уже через год отношение к вазовской продукции конструктивно поменялось - от похвального, в былые годы, до настороженного. Покупку "Жигулей" ассоциировали с лотереей: повезет, не повезет?
Сейчас завод работает размеренно и дискуссий об остановке сборочного потока уже нет. Появились другие: АвтоВАЗу пора, в конце концов, задуматься о качестве собственных машин. А более непосредственно - в корне поменять всю систему профилактики и выявления брака, перейти к принятым в мире интернациональным эталонам свойства.
Не исключено, что в недалеком времени мы будем брать изделия ВАЗа без всякого недоверия. Кто-то, прочитав это, усмехнется. А напрасно. Держать под контролем качество изделий завода от А до Я с этого момента будет популярная французская сертификационная компания "Ютак".
ПОДВИНЬСЯ, ГОСТ!
Система свойства, что действует пока на АвтоВАЗе, осталась еще с русских времен. Она включает входной контроль девайсов, внутренний контроль и выходной контроль на конвейере - проверку внешнего облика и комплектности автомобилей.
По словам директора АвтоВАЗа по качеству Валерия Кокотова, эта древняя система совсем недостаточна, чтоб держать марку и соперничать с зарубежными производителями. Обратимся хотя бы к входному контролю. По нашим ГОСТам неплохой поставщик уже тот, кто допускает от 0,1 до 1 процента брака. В среднем вазовском автомобиле 5 тыщ девайсов (материалов, изделий) и, если следовать ГОСТу, 50 из их возможно окажутся с недостатком. Как вам это понравится? В эти 50 могут попасть и генератор, и стартер, и сцепление. Такое исключается, если следовать интернациональным эталонам. На Вуале сейчас решили ориентироваться конкретно на их.
"ЗВЕРСТВА" АУДИТОРОВ
В 1997 году компания "Ютак" сертифицировала на Вуале отдельные участки производства, где изготовляли узлы, впрямую связанные с Законодательствою автомобиля (тормоза, руль, подвеска). Но, чтоб получить интернациональный сертификат ISO 9000, обхватывающий весь производственный цикл (а завод хочет сделать это уже к 2001 году), этого не достаточно. На данный момент французские спецы начали подготовительный аудит, инспектируя все подразделения завода - от дирекции до сборочного потока сборки и компаний, обеспечивающих гарантийное сервис автомобилей.
"В жизни" это происходит так. Ведает Валерий Кокотов: "Приезжают французы-аудиторы, спускаются в цех и начинают инспектировать по собственной методике. Подходят, к примеру, к рабочему и спрашивают: издавна на заводе? Два года? Где обучались? Покажите документ об образовании. Кто держит под контролем ваши операции? Где отмечены его замечания? Как вы отреагировали на их? Где это отражено? Требуют позвать начальника бригады и сейчас "допрашивают" его: где разработка контроля за качеством работы подчиненных? Как она реализуется? Где отметки о ее выполнении? И т.д., и т.д..
Таким макаром отслеживается вся цепочка ответственности на Вуале, начиная с рядового рабочего и кончая генеральным директором. Цель? Обучить заводской персонал выстраивать эту цепочку так же отлично, как это принято у огромнейших автопроизводителей в мире. Как-то один из французов увидел пыль на огнетушителе около сборочного потока. "Пока завод не изменит дела к таким мелочам, - произнес он, - сертификата ему не видать. Пыль - это индикатор. Если она есть хотя бы в одном месте, то никто не гарантирует, что в другом нет более суровых упущений. ISO 9000 еще никто просто так не получал".
Кратко идеология ISO 9000, применительно к автоконцернам - это автомобиль без погрешностей, который сразу отвечает плану его создателей и запросам потребителя. Есть ли шанс у волжского автомобиля стать конкретно таким? Об этом мы узнаем через полтора-два года, когда "Ютак" окончит свою работу в Тольятти.
ПОСТАВЩИК, ПРЕДЪЯВИ СЕРТИФИКАТ!
70 процентов свойства "делают" для ВАЗа поставщики и только 30 процентов находится в зависимости от самого завода. Математика ординарна - если поднять качество в два раза на самом заводе, автомобиль станет лучше на 15 процентов, а если у поставщиков - то на все 35 процентов. Вывод понятен: сертификации просит не только лишь завод, да и поставщик. Задачка, прямо скажем, непростая. Не они все хотят этого, не у всех есть на это Энциклопедия грузовых автомобилей. Но на АвтоВАЗе уже принято решение: сертификация неотклонима для всех поставщиков.
А пока в Тольятти сделаны склады забракованных девайсов, откуда их возвращают поставщикам с требованием компенсации. Если же недостатки обнаружились после того, как авто проданы, то, по словам Николая Гинца, директора АвтоВАЗа по техобслуживанию, завод посылает на свои 100 предписание безвозмездно их убрать. Правда, пока система распространяется лишь на гарантийные машины.
Так охото, чтоб сотрудничество с "Ютак" посодействовало АвтоВАЗу перевоплотиться из завода-изготовителя русского типа в всеполноценную фирму, продукция которой соответствовала бы высочайшим интернациональным эталонам свойства. Реализуется ли?
ISO - интернациональная организация по стандартизации. Решение о ее разработке принято в 1946 году на конференции в Лондоне европейскими и южноамериканскими государственными институтами по стандартизации. Сейчас ISO соединяет воединыжды 130 государств мира. Штаб-квартира организации находится в Женеве. Эталон ISO 9000, разработанный в 1979 году, употребляют для сертификации продуктов, услуг и производств. Сейчас он признан в мире как один из самых действенных характеристик свойства и менеджмента компаний. Сертификат ISO 9000 получили такие известные компании, как "Рено", "Ситроен", "Бош", "Mercedes".
