ХЁНДЭ НЕ УГОДИЛ .
"ХЁНДЭ" НЕ УГОДИЛ...
РЫНОК
АВТОПРОМ
Материалы подготовил Леонид САПОЖНИКОВ
"ХЁНДЭ" НЕ УГОДИЛ...
Авто скандал в Польше.
Известный в прошедшем польский автогонщик Засада стал по окончании Подвескаивной карьеры везучим предпринимателем. В 1994-1995 гг. его компания "Собеслав Засада Центрум" завладела русскими заводами "Аутосан" и "Ельч", выпускающими автобусы и грузовики одноименных марок. Сейчас из каждых 100 продаваемых в стране автобусов практически 80 - "засадовские".
До недавнешних пор пан Собеслав не посягал на рынок легковых автомобилей. Как вдруг - новость: министр экономики разрешил ему беспошлинно ввезти в страну комплектующие для сборки 1000 автомобилей "Хёндэ". И это только начало! Уже через несколько лет предприятие Засады в городке Глувно недалеко от Лодзи хочет собирать в течение года 100 тыщ "акцентов", "лантр" и "сонат".
Это весть вызвало резкий протест ведущих автопроизводителей Польши - ФИАТа, "Дэу" и "Дженерал моторс". Их можно осознать: они приобрели либо выстроили в этой стране автозаводы, инвестировали в ее экономику немалые Энциклопедия грузовых автомобилей, а "Хёндэ", ничего не вложив, будет воспользоваться теми же льготами и преимуществами.
В особенности возмутило польскую "огромную тройку", что Засада будет заниматься облегченной, крупноузловой сборкой автомобилей "Хёндэ" (у нас ее обычно именуют отверточной, а на Западе - сборкой по системе SKD). Экс-гонщик сделал возражение оппонентам, что так начинали в Польше все, в том числе они сами. И пообещал к 2000 году перейти в Глувно на СКД - мелкоузловую сборку плюс сварка и расцветка кузова.
Глава "Дэу-ФСО" г-н Джин Чул Сук в сердцах заявил журналистам, что у него на заводе работает втрое больше людей, чем необходимо, так как "Дэу" обязался не сокращать количество рабочих мест. "Хёндэ" же, в нарушение принципов добросовестной конкуренции, никакими обязанностями не связан. Пан Собеслав парировал, что зато связан он, Засада, у которого на предприятиях из 14 000 работающих 30% излишних...
Что кроется за этой словесной баталией? Дело в том, что авто "Хёндэ" на польском рынке сравнимо дешевы. "Акцент" и сейчас дешевле "Нексии", а собранный в Польше будет еще дешевле.
Другая причина - политическая. Как понятно, на Западе очень недовольны прорывом "Дэу" в страну, стоящую на пороге ЕС. А здесь к тому же "Хёндэ"! В этой ситуации "Дэу", видимо, боится "антикорейских" мер польского правительства, призванных смягчить Запад, и поэтому выступает против "Хёндэ" острее всех...
Поляки с энтузиазмом смотрят за развитием сюжета этой "мыльно-автомобильной оперы". Но самое огромное ублажение они получают от того, что соперники обязаны все активнее биться за покупателей. Так, новые модели "Дэу" - "Ланос", "Нубира" и "Леганза" - продаются в Польше с гарантией на три года либо на 100 тыщ км пробега, на кузов же дается шестилетняя гарантия от сквозной коррозии. У нас вы такое встречали?..