Вспять В БУДУЩЕЕ
Вспять В БУДУЩЕЕ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
На рубеже веков
Вспять В БУДУЩЕЕ
Фантазиям об автомобиле XXI века без малого 100 лет.
Сергей КАНУННИКОВ
"Маленькие каплеобразные машины выстроились на стоянках, окаймленных зеленью. Верха их кузовов выполнены из прозрачной дымчатой пластмассы, нижняя половина искрится, как рыбья чешуя. Малеханьких колес практически не видно, они спрятаны под обтекаемой скорлупой кузова. Сзади кабина увенчана плоскостью прозрачного киля - стабилизатора, обеспечивающего устойчивость автомобиля на высочайшей скорости.
Скорость движения поддерживается автоматом, в расчете на то, чтоб автомобиль в данных критериях работал на более экономном режиме и развивал более высшую скорость... Наш шофер отвернулся от руля к складному столику, и мы начали партию в шахматы. Наши спутники настраивают телек..."
Эта цитата не из умопомрачительного романа, а из полностью суровой книжки, изданной полста лет вспять. Бурный технический прогресс, звучные научные открытия, сначала в ядерной физике, активизировали фантазию инженеров, дизайнеров и, естественно, пишущей братии. Малость воображения - и вот пред нами автомобиль рубежа 1000-летий.
Машина, как молвят в наше время авто журналисты, вышла увлекательной. Комфортный просторный салон занял практически весь внутренний объем кузова - движок спрятан сзади, понизу. Он занимает совершенно малость места, ведь это газовая турбина величиной с "телефонный аппарат". Таковой мотор работает на низких сортах горючего, выдавая красивую характеристику вращающего момента, а его выброс фактически чист.
Возникновение серийных машин с газотурбинным силовым агрегатом казалось делом недалекого грядущего. Уже в 1950-м испытали экспериментальный "Ровер-Джет 1" с газовой турбиной в 100 л. с., скоро последовали разработки "Мерседеса", "Фольксвагена"... Но движком нового тысячелетия лицезрели не только лишь турбину. В предполагаемых городках XXI века ездят, в главном, электромобили и ВЧ-мобили. О последних на данный момент не достаточно кто помнит, но лет 30 вспять казалось: проложил под дорожным полотном кабель, подал на него ток высочайшей частоты - и можно ездить. Все очень просто - в автомобиле смонтируют приемник - преобразователь энергии электрического поля в электронную, а сигнал, довольно сильный, чтоб можно было отъехать от шоссе ближе к природе, воспримут железные накладки-антенны, окаймляющие чудо-машины. К огорчению, никто из изобретателей не задумался, как вредным для путников окажется такое поле. Самые смелые не исключали, что всего через несколько десятилетий по автострадам поплывут колесные атомоходы с ядерными движками. Правда, в случае аварии...
Если строить машины без мотора никому все-же в голову не пришло, то коробку уж точно решили выслать в отставку. Электромобиль без нее обойдется, ну и газотурбинному она ни к чему - насос, работающий от мотора, качает жидкость к малогабаритным турбинам привода колес. Подвеска - гидропневматическая, с автоматической регулировкой дорожного просвета, тормоза на электромобилях дисковые плюс, естественно, система рекуперации, а на машинах с жидкостным движком они не необходимы совсем. Автомобиль замедляется, когда турбина крутится в оборотную сторону. Рулевое - без тяг и наконечников. Баранка командует насосами, которые гонят жидкость по трубкам к цилиндрам, установленным прямо на "поворотных шкворнях" (!) - отрешиться от их почему-либо не отважились.
Большая часть водителей ездят по высокоскоростным автострадам на автопилоте - "фотоэлементы и локаторы" поддерживают неопасное расстояние от примыкающих машин и иных препятствий. По мере надобности автомобиль притормаживает либо даже по своей инициативе идет на обгон. На машинах чудаков, желающих управлять без помощи других, врубаются "желтоватые предупредительные огни", по-нынешнему - аварийная сигнализация. Как раз для таких водителей предусмотрены особые стекла фар и ветровое - из поляризованного стекла. В мгле и тумане те, кто любит глядеть вперед, фактически не слепят друг дружку.
Но время текло, конец века уже не казался очень дальним, потому и прогнозы становились реалистичней. Проекты ВЧ- и атомомобилей отложили в далекий ящик. А вот газотурбинный движок не был забыт. Сейчас в нем подразумевали обширно использовать керамику. По проектам последних десятилетий мегаполисы станут королевством электромобилей - маленьких, но довольно емких, а главное - не загрязняющих атмосферу. Ведь пробеги в городках маленькие, ну и розеток для подзарядки аккумов сколько угодно. Новые малогабаритные и долговременные батареи позволят перевести на электротягу не только лишь легковушки, да и легкие развозные фургоны.
Осознание того, что припасы нефти и газа небезграничны, вызвало энтузиазм к водородному движку. Подкупала и экологическая чистота агрегата, так как при сгорании водорода не появляется углекислый газ. А вопросы производства и хранения нового горючего, другие технические трудности решить, как казалось многим, можно за пару лет.
Так либо по другому, новые силовые установки встанут в авто с кузовами и ходовой из пластмасс, алюминия, других легких материалов. Стойкие к коррозии кузова будут еще легче сегодняшних, а шасси-платформы можно отливать из пластика заодно с большими деталями, к примеру бензобаком.
Пока журналисты и писатели-фантасты сооружали на бумаге свои пластмассово-керамические машины, ведущие производители один за одним представляли на трибунал публики концепт-кары с звучным именованием "Автомобиль-2000". Кому-то макеты показались очень приземленными, очень схожими на знакомые серийные эталоны. Меж тем, часть самых смелых фантазий была в их воплощена в металле, пластмассе и стекле!
Просторные однообъемные кузова, трансформируемые салоны, электроприводы всего и вся. Вот - алюминий, магний и композитные материалы, движки, "принимающие" спирт, газ и даже растительное масло. Вот - регулируемые подвески и водоотталкивающие стекла, радары, командующие тормозами, и навигационные системы... Перечень несложно продолжить. И все это работает! Масса - 500-600 кг, удельная мощность - 40-45 кВт/т, наибольшая скорость - 200 км/ч. Таким несколько десятилетий вспять представляли массовый автомобиль середины XXI века. Сейчас подобные машины (правда, пока немного потяжелее) уже ездят по дорогам.
Как же экипажи на воздушной подушке, машины с солнечными батареями, атомные движки, авто, несущиеся по автострадам на автопилоте? Утопия? Но ведь новое столетие еще впереди. Можно быть уверенным в одном: чуть оно наступит, появятся новые идеи, проекты (и прожекты) - каким быть автомобилю через 20, 30, шестьдесят лет. В конце концов, в XXII веке.
На создание поразившего современников обтекаемого кузова Андре Дюбонне вдохновило аэродинамическое совершенство рыбы. Среднемоторный макет, построенный в 1935 году, более четверти века казался вторженцем из грядущего.
Таким лицезрели автомобиль рубежа веков в 50-х.
Фантазии на тему грузовика XXI века. Самая неприметная деталь - движок.
"Автомобиль-2000" работы конструкторов "Мерседес-Бенца".
Движки - газовая турбина либо V-образный шестицилиндровый дизель, тормоза с Abs, Сх=0,26 (1982 г.).
"Ситроен-Ксения" (1981 г.). Авангардный дизайн, выдающаяся аэродинамика (Сх=0,25), кондюк, питающийся от солнечных батарей, а движок серийный - от модели GS.
Лучшая форма автомобиля грядущего - Сх=0,201. Статуя ателье "Пининфарина", 3-я четверть XX века.








МЫ И АВТОМОБИЛЬ
На рубеже веков
Вспять В БУДУЩЕЕ
Фантазиям об автомобиле XXI века без малого 100 лет.
Сергей КАНУННИКОВ
"Маленькие каплеобразные машины выстроились на стоянках, окаймленных зеленью. Верха их кузовов выполнены из прозрачной дымчатой пластмассы, нижняя половина искрится, как рыбья чешуя. Малеханьких колес практически не видно, они спрятаны под обтекаемой скорлупой кузова. Сзади кабина увенчана плоскостью прозрачного киля - стабилизатора, обеспечивающего устойчивость автомобиля на высочайшей скорости.
Скорость движения поддерживается автоматом, в расчете на то, чтоб автомобиль в данных критериях работал на более экономном режиме и развивал более высшую скорость... Наш шофер отвернулся от руля к складному столику, и мы начали партию в шахматы. Наши спутники настраивают телек..."
Эта цитата не из умопомрачительного романа, а из полностью суровой книжки, изданной полста лет вспять. Бурный технический прогресс, звучные научные открытия, сначала в ядерной физике, активизировали фантазию инженеров, дизайнеров и, естественно, пишущей братии. Малость воображения - и вот пред нами автомобиль рубежа 1000-летий.
Машина, как молвят в наше время авто журналисты, вышла увлекательной. Комфортный просторный салон занял практически весь внутренний объем кузова - движок спрятан сзади, понизу. Он занимает совершенно малость места, ведь это газовая турбина величиной с "телефонный аппарат". Таковой мотор работает на низких сортах горючего, выдавая красивую характеристику вращающего момента, а его выброс фактически чист.
Возникновение серийных машин с газотурбинным силовым агрегатом казалось делом недалекого грядущего. Уже в 1950-м испытали экспериментальный "Ровер-Джет 1" с газовой турбиной в 100 л. с., скоро последовали разработки "Мерседеса", "Фольксвагена"... Но движком нового тысячелетия лицезрели не только лишь турбину. В предполагаемых городках XXI века ездят, в главном, электромобили и ВЧ-мобили. О последних на данный момент не достаточно кто помнит, но лет 30 вспять казалось: проложил под дорожным полотном кабель, подал на него ток высочайшей частоты - и можно ездить. Все очень просто - в автомобиле смонтируют приемник - преобразователь энергии электрического поля в электронную, а сигнал, довольно сильный, чтоб можно было отъехать от шоссе ближе к природе, воспримут железные накладки-антенны, окаймляющие чудо-машины. К огорчению, никто из изобретателей не задумался, как вредным для путников окажется такое поле. Самые смелые не исключали, что всего через несколько десятилетий по автострадам поплывут колесные атомоходы с ядерными движками. Правда, в случае аварии...
Если строить машины без мотора никому все-же в голову не пришло, то коробку уж точно решили выслать в отставку. Электромобиль без нее обойдется, ну и газотурбинному она ни к чему - насос, работающий от мотора, качает жидкость к малогабаритным турбинам привода колес. Подвеска - гидропневматическая, с автоматической регулировкой дорожного просвета, тормоза на электромобилях дисковые плюс, естественно, система рекуперации, а на машинах с жидкостным движком они не необходимы совсем. Автомобиль замедляется, когда турбина крутится в оборотную сторону. Рулевое - без тяг и наконечников. Баранка командует насосами, которые гонят жидкость по трубкам к цилиндрам, установленным прямо на "поворотных шкворнях" (!) - отрешиться от их почему-либо не отважились.
Большая часть водителей ездят по высокоскоростным автострадам на автопилоте - "фотоэлементы и локаторы" поддерживают неопасное расстояние от примыкающих машин и иных препятствий. По мере надобности автомобиль притормаживает либо даже по своей инициативе идет на обгон. На машинах чудаков, желающих управлять без помощи других, врубаются "желтоватые предупредительные огни", по-нынешнему - аварийная сигнализация. Как раз для таких водителей предусмотрены особые стекла фар и ветровое - из поляризованного стекла. В мгле и тумане те, кто любит глядеть вперед, фактически не слепят друг дружку.
Но время текло, конец века уже не казался очень дальним, потому и прогнозы становились реалистичней. Проекты ВЧ- и атомомобилей отложили в далекий ящик. А вот газотурбинный движок не был забыт. Сейчас в нем подразумевали обширно использовать керамику. По проектам последних десятилетий мегаполисы станут королевством электромобилей - маленьких, но довольно емких, а главное - не загрязняющих атмосферу. Ведь пробеги в городках маленькие, ну и розеток для подзарядки аккумов сколько угодно. Новые малогабаритные и долговременные батареи позволят перевести на электротягу не только лишь легковушки, да и легкие развозные фургоны.
Осознание того, что припасы нефти и газа небезграничны, вызвало энтузиазм к водородному движку. Подкупала и экологическая чистота агрегата, так как при сгорании водорода не появляется углекислый газ. А вопросы производства и хранения нового горючего, другие технические трудности решить, как казалось многим, можно за пару лет.
Так либо по другому, новые силовые установки встанут в авто с кузовами и ходовой из пластмасс, алюминия, других легких материалов. Стойкие к коррозии кузова будут еще легче сегодняшних, а шасси-платформы можно отливать из пластика заодно с большими деталями, к примеру бензобаком.
Пока журналисты и писатели-фантасты сооружали на бумаге свои пластмассово-керамические машины, ведущие производители один за одним представляли на трибунал публики концепт-кары с звучным именованием "Автомобиль-2000". Кому-то макеты показались очень приземленными, очень схожими на знакомые серийные эталоны. Меж тем, часть самых смелых фантазий была в их воплощена в металле, пластмассе и стекле!
Просторные однообъемные кузова, трансформируемые салоны, электроприводы всего и вся. Вот - алюминий, магний и композитные материалы, движки, "принимающие" спирт, газ и даже растительное масло. Вот - регулируемые подвески и водоотталкивающие стекла, радары, командующие тормозами, и навигационные системы... Перечень несложно продолжить. И все это работает! Масса - 500-600 кг, удельная мощность - 40-45 кВт/т, наибольшая скорость - 200 км/ч. Таким несколько десятилетий вспять представляли массовый автомобиль середины XXI века. Сейчас подобные машины (правда, пока немного потяжелее) уже ездят по дорогам.
Как же экипажи на воздушной подушке, машины с солнечными батареями, атомные движки, авто, несущиеся по автострадам на автопилоте? Утопия? Но ведь новое столетие еще впереди. Можно быть уверенным в одном: чуть оно наступит, появятся новые идеи, проекты (и прожекты) - каким быть автомобилю через 20, 30, шестьдесят лет. В конце концов, в XXII веке.
На создание поразившего современников обтекаемого кузова Андре Дюбонне вдохновило аэродинамическое совершенство рыбы. Среднемоторный макет, построенный в 1935 году, более четверти века казался вторженцем из грядущего.
Таким лицезрели автомобиль рубежа веков в 50-х.
Фантазии на тему грузовика XXI века. Самая неприметная деталь - движок.
"Автомобиль-2000" работы конструкторов "Мерседес-Бенца".
Движки - газовая турбина либо V-образный шестицилиндровый дизель, тормоза с Abs, Сх=0,26 (1982 г.).
"Ситроен-Ксения" (1981 г.). Авангардный дизайн, выдающаяся аэродинамика (Сх=0,25), кондюк, питающийся от солнечных батарей, а движок серийный - от модели GS.
Лучшая форма автомобиля грядущего - Сх=0,201. Статуя ателье "Пининфарина", 3-я четверть XX века.







