ЧУДО-КЛАПАНЫ
ЧУДО-КЛАПАНЫ
ПРОКОЛ
ЧУДО-КЛАПАНЫ
Не так издавна мы ведали о подделках моторных масел (ЗР, 1997, № 11). Сейчас
другая тема - халтурные клапаны. Плохого продукта - навалом!
Александр БУДКИН. Фото Сергея Иванова
Клапан - деталь с виду обычная, но требования к нему по используемым материалам, геометрии, точности и чистоте обработки очень высоки. Почему? А поэтому, что температура выпускных газов, "омывающих" выпускной клапан, может достигать 900-1000°С, при том, что их скорость в клапанной щели доходит до 400-500 м/с. Посадочные фаски клапанов повсевременно подвержены ударным нагрузкам, а стержни клапанов работают при знакопеременных сжимающих и изгибающих нагрузках. Даже малозначительное ухудшение прилегания фасок к седлам может вызвать просачивание жарких газов через образовавшийся зазор во время процесса сгорания. Это ведет к резкому перегреву фаски и седла. Итог - прогар клапана. Нарушение геометрии клапана вызовет повышение изгибающих нагрузок, и даже если это не усугубит прилегания фаски к седлу, то уж к завышенному износу, будьте убеждены, приведет.
Допустимые отличия от "безупречных" формы и размеров клапана измеряются сотыми либо, в последнем случае, десятыми толиками мм. Можно осознать, каково было удивление, когда пред наши глаза попали "клапана на "Самару", имеющие десятикратное(!) превышение допустимых отклонений. Для того, чтоб их увидеть, нет необходимости прибегать к помощи микрометра, штангенциркуля либо просто линейки. Из восьми клапанов (четыре впускных и четыре выпускных) видимых "на глаз" изъянов были лишены только два либо три.
Итак, попробуем коротко обрисовать более приметные недостатки чудо-клапанов: царапинки и забияки на стержнях, отсутствие чистовой обработки торцевых опорных поверхностей, разброс их поперечников от 5 до 7 мм (в границах комплекта); разброс ширины фасок клапанов от 4 до 6 мм; разброс высот клапанов в комплекте - 3 мм; видимое на глаз несовпадение оси стержня 1-го из клапанов с осью фаски клапана; видимые следы "ручной" доводки способом "прислонения к шлифовальному кругу" и еще кое-какие "мелочи".
Мы, порочным делом, чуть ли не проверили, сколь стремительно будет угроблен движок одной из редакционных машин. Не удалось: высота самого недлинного из клапанов оказалась настолько мала, что не смогли подобрать регулировочную шайбу подходящей толщины. Вобщем, и без всяких тестов можно представить, что будет происходить с движком после установки этаких "запчастей". Каждый читатель сумеет сам вообразить для себя последствия "ремонта". Подумаем лучше о другом. Сколько поддельных клапанов лежит на прилавках? А сколько еще всего подделывают? Какова возможность покупки хотя бы одной дефектной Ремонт и эксплуатация либо принадлежности?
Любопытно, дождемся ли мы тех времен, когда изготовка и продажа схожей дряни будет на практике преследоваться законом либо караться штрафом. Представьте для себя: продал магазин поддельный продукт и через два денька лишился лицензии на право торговли (даже взятки не посодействовали) - другим наука. Ведь если дело так пойдет и далее, то придется нам открывать в журнальчике новейшую рубрику - "В мире подделок" либо "Мошенники представляют".
Знакомьтесь, набор впускных клапанов на "Самару".
А это два выпускных клапана, и тоже из 1-го комплекта.
Некие места на стержне клапана случаем "не обработались".
Неуж-то это следы заводской обработки?