ТЮНИНГ ПО-ДОМАШНЕМУ
ТЮНИНГ ПО-ДОМАШНЕМУ
Страница ИСТОРИИ
ТЮНИНГ ПО-ДОМАШНЕМУ
Современного термина сначала ХХ века еще не было, но настройкой и доводкой собственных машин автомобилисты занимались уже тогда.
Сергей КАНУННИКОВ
Клапанные механизмы были неизменной заботой владельцев "моторных колясок". Несовершенство конструкции (а именно, отсутствие воздушного фильтра), низкое качество материалов, "плавающее" зажигание, в конце концов, горючее неведомого происхождения содействовали ускоренному износу, а иногда и поломке клапанов. К тому же на большинстве автомобилей начала века, в угоду простоте и дешевизне, возможность резвой регулировки клапанных зазоров не предугадывали. По мере надобности зазор выставляли, подпиливая (!) стержень. Несложно представить точность таковой регулировки.
Каждому охото, чтоб движок его машины работал с полной отдачей, а многие грезят форсировать мотор. Авто начала века представляли собой красивый объект для творчества. Но перед тем, как заняться усовершенствованием заводской конструкции, предстояло притереть клапаны. Знакомую многим операцию прадеды делали приблизительно так же, как и правнуки. Но нередко, кроме притирки, требовалась более суровая обработка: на клапанах находили глубочайшие царапинки. Магазины запчастей - уникальность, заказывать Ремонт и эксплуатация на заводе и ожидать их присылки - долгая песня. Можно проточить клапаны на токарном станке. Только отлично оборудованная мастерская не всегда под боком. Заместо станка "рукастые" автомобилисты выдумали обычное приспособление (рис. 1). В цилиндрической болванке поперечником чуток больше клапана сверлили отверстие, а с боков делали две симметричные канавки. В их вставляли резцы, закрепляя последние винтами. Вставив клапан в отверстие, надевали на него снизу штатную пружину, фиксируя ее запорной шайбой. Поворачивая клапан отверткой (на нем был шлиц) либо другим подручным инвентарем, доводили поверхность до подходящей чистоты.
Клапаны в порядке, сейчас можно поразмыслить о регулировке. Обычно, умельцы делали резьбовые проставки меж специально укороченным стержнем клапана и толкателем. Одна из более успешных - обычных и надежных - конструкций показана на рис. 2. На толкатель, фиксируя штифтом, надевали резьбовую втулку. В нее вворачивали шпильку с четырехгранной верхней частью - под ключ. Над втулкой ставили контргайку. Ослабив ее и вращая шпильку, довольно точно регулировали клапанные зазоры. Видите ли, конструкция похожа на современную, знакомую обладателям "жигулей", "волг", "москвичей".
2-ой вариант регулировочного устройства поближе тем, кто чинит "самары" (рис. 3). Меж стержнем клапана и толкателем ставили двухстороннюю железную чашечку. Из железного листа шириной 0,1 мм пробойником делали шайбы. Укладывая их в чашечку под стержень клапана, добивались нужного зазора.
Невзирая на "придумки" хитрых автомобилистов, регулировкой, а иногда и притиркой клапанов приходилось заниматься чуть не раз в несколько сотен км. Но прадедов это не смущало - настройка машин увлекала их не меньше, чем езда.
Рис. 1. Приспособление для обработки клапанов: 1 - шайба; 2 - пружина; 3 - клапан; 4 - резец; 5 - винт.
Рис. 2. Устройство для регулировки клапана: 1 - толкатель; 2 - штифт; 3 - втулка; 4 - шпилька; 5 - контргайка; 6 - стержень клапана.
Рис. 3. Устройство для регулировки клапана: 1 - толкатель; 2 - чашечка; 3 - регулировочные шайбы; 4 - стержень клапана.