РАЗБОРКИ С Торговцем
"РАЗБОРКИ" С Торговцем
РЫНОК
"РАЗБОРКИ" С Торговцем
В один прекрасный момент днем, окинув собственный автомобиль ясным взглядом, вы обнаруживаете массу наружных недочетов. Здесь - ржавчина, там - царапинка, а на крыше - последствия низкого полета пернатых. Все! Настроение нехорошее, птички-сволочи, супруга.., одним словом - пора красить.
Нет заморочек. В ближнем магазине покупаете банки с краской. Очевидно, созданные для автомобиля. Далее - к мастерам пульверизатора и жаркой сушки. Они машину подготовят, зачистят ржавчину и аккуратненько покрасят с соблюдением всех тонкостей технологического процесса. Да-а! Неуж-то эта кросотка - то, на чем я ездил? Жизнь великолепна: птички щебечут, жена улыбается!
Прошла неделя. Что ж такое?! Краска поблекла, появились трещинкы. Какой... сделал эту мерзость?
Самое увлекательное, что отвечать на последний вопрос нет нужды. Без различия: есть на этикетке адресок изготовителя либо краска "произведена и бутилирована" в цехе безымянного, издавна обанкротившегося химзавода. Разбираться будем с торговцем (тут и дальше "торговец" - понятие обобщенное). Так как конкретно он продал вам негожую краску, чем и причинил материальный вред. А ваши интересы отстаивает закон "О защите прав потребителей".
Итак, статьи 4, 7 и 10 этого Закона требуют от торговца предоставить вам полную (на российском языке) информацию о товаре: правила внедрения, срок годности, есть ли сертификат свойства - и даже сказать кое-что о технике безопасности. Если, покупая краску, вы ничего подобного не лицезрели и не слышали, то сможете не боясь утверждать, что торговая организация нарушила ваши права. Открываем двенадцатую статью Закона: потребитель "вправе добиваться от торговца возмещения убытков, причиненных его имуществу". Что понимается под убытками? Это "расходы, которые произвел либо должен будет произвести потребитель в связи с повреждением имущества, также доходы, которые получил бы потребитель, если б его право на получение инфы не было бы нарушено". Другими словами: торговец должен компенсировать вам все суммы, затраченные на приведение машины в порядок. С этого момента сможете посетить самый дорогой салон покраски автомобилей, вымазать свою машину в самый неописуемый цвет (естественно, "металлик"), заплатить за это безумные Энциклопедия грузовых автомобилей, и торговец вам все возвратит. Здорово? Да и это еще не все. Можно выставить счет за упущенную выгоду. Допустим, на новейшей (свежевыкрашенной) машине вы собирались позировать в передаче. Не безвозмездно, естественно. Итак вот, сумму неполученного гонорара можно выставить торговцу.
Итак, мы говорим о "непредоставлении инфы". Закон считает это предпосылкой реализации вам негожего к употреблению продукта. Сейчас самое увлекательное: как привлечь торговца к ответственности? Для начала, ссылаясь на Закон, попробуем воззвать к его совести. На станции техобслуживания автомобилей необходимо составить калькуляцию вреда: посчитать, во сколько обойдется восстановление внешнего вида вашей машины. К приобретенной сумме добавляем счет, который вам выставили за начальную покраску. Потом в 2-ух экземплярах составляем заявление, в каком излагаем происшедшее, подкрепляя требования о возмещении вреда товарным чеком и калькуляцией. Один экземпляр заявления с копией документов вручаем торговцу.
К огорчению, не всякий торговец знаком с основами русского законодательства. Потому не исключен вариант, что вас... попросят уйти. В данном случае высылайте заявление заказным письмом с извещением. В течение 10 дней (с момента получения заявления) ваши требования должны быть удовлетворены. Если торговец не согласен с претензиями - идем в трибунал.
К иску о возмещении вреда прилагаем чек, калькуляцию и отвергнутое торговцем заявление. Кстати, вы имеете право избрать, где судиться: по месту собственного жительства либо расположения ответчика. К тому же госпошлиной ваш иск не облагается. То, что вы выиграете трибунал - колебаний нет. Закон "О защите прав потребителей" довольно агрессивно относится к нарушителям ваших прав. До того времени, пока трибунал не разрешит иск в пользу потребителя, с торговца взимается пенни в размере 1-го процента за каждый "просроченный" денек. Выходит, что любые судебные задержки - в вашу пользу.
P. S. Краска, которой вы наносили для себя вред, исходя из убеждений закона "О защите прав потребителей" ничем не отличается от всех запчастей, если их установка либо эксплуатация привели к настолько же грустным последствиям. Соответственно, и путь возмещения убытков тот же.
Александр АТУЧИН,
юрист
Независящей ассоциации потребителей
Фото Миши Зильбера