Ярость великодушная
Ярость великодушная
Вот уже год, как в нашей стране работает закон «Об неотклонимом страховании штатской ответственности хозяев транПодвесканых средств».
Тарифы
Числа доходов и расходов страховых компаний по автогражданке нас ужасают. Но! Не все так совершенно точно. Никто не колеблется, что страховщики о для себя позаботились, заложив в стоимость страхового полиса свою прибыль. Мы не будем выводить динамические модели роста прибыли и выплат, также высчитывать, куда сколько средств пошло. Все равно это ни к чему не приведет. Мы с вами можем возлагать лишь на корректировку неких повышающих коэффициентов. Это лежит на поверхности: ибо регионы, обложенные самыми высочайшими территориальными коэффициентами, на самом деле оказались далековато не самыми аварийными. К примеру, екатеринбуржцы и ростовчане приобретают полис по схожим ценам, меж тем аварийность в Свердловской области выше в два раза. Еще, может, введут льготы и продажу полисов в рассрочку.
Экспертиза, которой нет
Независящей экспертизы в нашей стране нет. Как все замечательно было задумано: появится целый независящий институт профессионалов, они будут внесены в особый реестр Министерства юстиции, экспертиза будет проводиться за счет страховщика... Временами профессионалов будут переаттестовывать. Если вдруг окажется, что оценщик имеет хотя бы косвенную заинтригованность в деле, его немедля поменяют. Бла-бла-бла...
На самом деле же побитая машина представляется оценщику страховой компании, а ему кровно прибыльно занизить вред. Бывает и так, что СК не оплачивает вред, которого нет в справке ГАИ, мотивируя тем, что после аварии автолюбитель мог нанести его для себя сам. Во как.
Ну железо это еще ерунда. Нет его, так и пес с ним. Ужаснее другое – до сего времени нет методик оценки вреда здоровью. Чтоб на данный момент получить хоть какую-нибудь компенсацию, нужно поначалу пролечиться год, собрать всякие справки, чеки, квитанции, а позже предъявлять их страховщику. А перспектива восполнения туманна.
Н-да, создатели закона очевидно больше задумывались о машине, чем о живых людях. Обычный пример: ехали предки с детками на дачу. Папа работает в НИИ, получает не достаточно, мать временно безработная. Происходит катастрофа, взрослые гибнут. Результат? Опустив психическую сторону вопроса, подумаем, что получат малыши. Согласно Закону об ОСАГО компенсация рассчитывается исходя из средней зарплаты погибшего кормильца. Будем считать? Более-менее дела наладились только с оплатой похорон. Есть квитанция, есть свидетельство о погибели – есть и компенсация.
Мучения невиновного
С возникновением неотклонимой автогражданки ГАИ вдруг сообразила, что – оказывается (!) – необходимо ездить на все ДТП. Опешили несказанно!
От МВД здесь же полетели идеи, как лучше упростить функцию дизайна. Если, дескать, вред легкомысленный, нет пострадавших, есть обоюдное согласие о причинах аварии – к чему здесь инспектор? Обменялись координатами страховщиков, и вся недолга.
Естественно, есть и беспристрастная причина – пробки в больших городках. Гаишники на физическом уровне не успевают приехать на все аварии, хотя и должны это делать. Но здесь налицо «недоукомплектование личного состава». Не желает люд в ГАИ идти работать, что поделаешь?! Только знайте, Различное, что в южноамериканском штате Нью-Джерси норматив прибытия наряда милиции на место ДТП – полторы минутки (!). В случае запоздания оправдания не принимаются.
Хорошо, не будем про сайнс-фикшн. У нас такое нереально. Но выход есть – и тоже западный. В услуги, получаемые совместно с полисом автогражданки, можно включить круглосуточную помощь службы аварийных комиссаров (САК). К примеру, в Санкт-Петербурге в качестве опыта некие страховые компании стали предлагать такие услуги. А комиссары, в свою очередь, наладили взаимодействие с ДПС. Вот вам и оперативность. Ребята из САК сделают фото и сами вышлют нужные документы страховщику. Пострадавшему остается только показать машину оценщику и получить компенсацию.
Но чтоб эта система заработала по-настоящему, ее необходимо закрепить законодательно, по другому все так и остается тестом и голубой мечтой русского автомобилиста.
Человекомобиль
Сколько плохих слов сказано по поводу привязки водителя к определенной машине. Выходит, что объектом страхования является некоторое чудовище, гибрид человека и автомобиля. Неудобства от этого колоссальные: нельзя просто взять и поехать на авто соседа, знакомого, коллеги. Обязательно необходимо быть вписанным в полис. А еще: если имеется не одна машина, то на каждую нужен полис. Кошмар.
Но не мы одни мученики такие. Вся Европа вчеркивает себя в полис «обязаловки». Только америкосы страхуют водительскую ответственность, другими словами разрешают кататься на всех авто. Ну это мы лицезрели в их фильмах.
Наша родина обязана принять «неправильную» схему Старенького света, потому что в перспективе нас должны принять в европейскую систему страхования «Зеленая карта». Не думайте только, что европейцы дурачины и не понимают, что творят. Дело в том, что при полной открытости границ меж странами отследить автомобиль все таки легче, ежели отдельного человека. Ну и, естественно, не запамятовывайте, что мир несовершенен.
Мерседес и «Запорожец»
Осаговского лимита оказывается недостаточно для полного покрытия вреда пострадавшим в 5% страховых случаев. Много это либо не достаточно?
В масштабе страны – ерунда. Но почему 5% должны нести дополнительную нагрузку? Обратимся опять к европейскому опыту. В западных странах средний страховой предел 8 миллионов евро при средней цены полиса в 280 евро (у нас же 3 тыщи евро при среднем полисе в 60 евро). Так ведь Законодательство в европейских странах куда выше ну и машины не чета нашим. И водители. И заработной платы. Эххх...
В Англии ОСАГО вообщем анлимитное. Аналитики страхования нередко приводят один пример. На путепроводе шофер не совладал с управлением, и его автомобиль свалился на рельсы. Из-за этого шедший понизу пассажирский поезд сошел с рельсов, в итоге несколько вагонов перевернулось. Итак вот, по автогражданке страховая компания (британская) была обязана выплатить 46 миллионов евро (!). Не достаточно того – все пострадавшие в аварии живые и получают бессрочную помощь.
Ясно ясно, что предел русского ОСАГО предстоит увеличивать. Хотя бы поэтому, что числа в рублях, прописанные в законе, были выдуманы еще в конце прошедшего века. Инфляция, сэры...
Франшиза
Есть метод снизить цена полиса ОСАГО – ввести франшизу (сумму, которую страхователь должен без помощи других компенсировать пострадавшему) в размере 100–200 баксов. Может, и меньше. Есть и другая выгода: с выплатой меньше заморочек – не надо бегать собирать кучи бумаг и ожидать, при маленькой аварии не придется платить на последующий год «штрафной бонус». А кто не вожделеет, так пусть берет обыденный полис без франшизы, только подороже.
Ну-с...
Никуда уже нам не деться. Уразумели?
А исправлять Закон об автогражданке нужно. Понимают это все: и правительство, и депутаты. Обещают кое-какие косметические конфигурации уже в этом году. Да только все это...