Особливі думки
Особливі думки
Меж иным, поначалу все как бы шло замечательно. Президент Украины практически 10 годов назад подписал соответственный указ. Разработали порядок неотклонимого страхования: правительство утвердило, и с 1 января 1995-го дело пошло.
А уже 13 января Верховная Рада резко надавила на тормоз: "автогражданку" остановить, Энциклопедия грузовых автомобилей застраховавшимся возвратить!
Что все-таки не понравилось украинским парламентариям? Их задело, что президент Кравчук и Кабинет министров обошлись в таком деле без их. А дело-то связано с большими деньжищами: это ж сколько выйдет, если помножить 10 миллионов транПодвесканых средств на страховой платеж? Не по другому, кто-то желает набить для себя кармашки...
Приблизительно так рассуждали народные депутаты - и, к огорчению, страховые компании дали для этого повод. Многие из их потаенно заключали "агентские" соглашения с директорами автохозяйств, и те под шумок страховали собственный парк на безмерно огромные суммы. Проехалась грязная волна скандалов - тут-то на сцену "вся в белоснежном" и вышла Верховная Рада...
Спустя год ей все таки пришлось признать страхование штатской ответственности неотклонимым (как без этой цивилизованной нормы Украине стучаться в Евросоюз?!). Но обязательности нет практически и до настоящего времени, потому что главные действующие лица действуют верно по сюжету известной басни с возом...
"Автогражданка" не заработает без ГАИ, проверяющей наличие у водителя страхового контракта. А в ГАИ считают: у нас и так хлопот полон рот; желаете добавить еще одну - повысьте инспекторам заработную плату! Mini One/"> Mini One/">Mini Onenbsp;тры на это не пошли, зато существенно снизили размеры страховых платежей - сейчас обладателю авто с мотором до 1,5 л годичный контракт обойдется в 71 гривну (приблизительно 420 руб.), а с 3-литровым движком - в два раза дороже.
Низкие тарифы не сломали инертность автолюбителей (на сей день только 10% из их застраховали свою ответственность), но сделали "автогражданку" непрезентабельной для страховых компаний. А в огромных городках даже убыточной, так как правительственные спецы не додумались ввести коэффициенты: и в Киеве, и в тихих Пятихатках страховка стоит идиентично. Дошло до того, что киевлянам, харьковчанам и т.п. некие компании отказывают в оформлении контракта: "А у нас нет бланков!"
Как распутать этот узел? Начинать, видимо, нужно с ГАИ. Украинский автоинспектор сейчас вправду не должен добиваться у водителей страховой полис, а если даже востребует и услышит "нет", то на "нет" и суда нет. Ну не предусмотрена на Украине ответственность за такое правонарушение! Нужны дополнения в законах о милиции, о дорожном движении, в КоАПе... Вообще-то они издавна подготовлены, но сегодняшний состав Верховной Рады все никак не воспримет его даже в первом чтении.
- В чем причина? - спросили мы 1-го из депутатов, убежденно поддерживающих "автогражданку".
- В популизме, - произнес он. - Многие зарабатывают очки у избирателей, голосуя против непопулярных законов. Но это все равно что голосовать против операции, нужной тяжело нездоровому. В Европе эта страховка тоже приживалась с трудом, а на данный момент там представить не могут, как обходились без нее. Надеюсь, в Рф не повторят наших ошибок, и ваш пример двинет дело у нас с мертвой точки...
P. S. Водителям, едущим на Украину, полезно знать тарифы неотклонимого страхования штатской ответственности на 1 месяц: для легковых с движком до 1,5 л - 6 гривен, от 1,5 (включительно) до 2 - 8 грн., от 2 (включительно) до 3 - 12 грн., 3 и выше - 15 грн.