Обозрение. Кризис Портрет автопрома в годину потрясений
Обозрение. Кризис: Портрет автопрома в годину потрясений

«ПОДАРОК» ИЗ АМЕРИКИ
Ведущие французские концерны «Рено» и PSA «Пежо-Ситроен» остановили сборочные потоки практически на всех предприятиях во Франции и неких заводах в других странах Европы... «Пежо» решил понизить объемы выпуска машин в период с октября по декабрь на 30%. Фабрики «Рено» запираются на двухнедельные обязанные каникулы. «Мицубиси» объявила о решении уменьшить объемы производства на 3-х заводах на 100 тыс. машин. Сбыт автомобилей «Тойота» по итогам года, как ожидается, будет на 2% меньше, чем в 2007-м. Компания «Ниссан» понижает объемы производства автомобилей класса люкс и джипов в Стране восходящего солнца и Европе: на промышленных и дилерских складах скопились непроданные машины. Управление чешских авто заводов «Шкода» в октябре на девять дней приостановило сборочные сборочные потоки и решило до Нового года повторить схожее два раза. Европейское отделение компании «Форд» уменьшает создание на 3%.
Кризис пришел из Америки, и там положение ужаснее всего. «Крайслер» уже объявил о закрытии 2-ух заводов, выпускающих «Джип», а «Дженерал моторс» ликвидирует практически 7 тыс. рабочих мест на 3-х заводах в США. Да что там Америка – Запорожский автозавод (ЗАЗ), который производит авто «Шевроле-Ланос», в последнее время может уменьшить создание на 40%!
В целом, по прогнозам аналитиков, в четвертом квартале реализации машин на европейском рынке свалятся на 17%, а по итогам всего года – на 8%. Самое досадное, что с рынка в таковой ситуации просто пропадут некие модели – с высочайшей себестоимостью, которые в силу различных обстоятельств не приносили прибыли производителям, но были приметным украшением авто промышленности. Недочет средств скажется и на тех моделях, которые на данный момент находятся на стадии разработки. Так, компания «Джи-Эм» уже объявила, что в связи с кризисом прекращает финансирование новых проектов в 2009 и 2010 годах, все работы по ним откладываются на неопределенный срок.
Похоже, что с этого момента автопроизводители будут вкладывать больше сил в работу над экономными моделями. Скоро, как нам обещают, появятся сверхбюджетные малолитражки по стоимости до 10 тыс. баксов. Такие разрабатывают «Рено-Ниссан», «Тойота», «Фольксваген», «Пежо-Ситроен». При всем этом машины вообщем станут проще и экономичнее: конкретно у таких больше шансов выжить в критериях кризиса. Более уязвимыми в сложившихся экономических критериях оказались новинки, запланированные в среднем ценовом секторе. В итоге топ-менеджмент евро автопрома уговорил управление Евросоюза и европейских стран выделить льготный кредит – 40 миллиардов. евро. Навечно ли поможет?
НАШ ОТВЕТ
Как досадно бы это не звучало, уже к началу озари мировой экономический кризис докатился и до Рф. К концу октября на складах «Группы ГАЗ» скопился двухмесячный припас «газелей» – около 20 тыс. штук; на промышленных площадках и у дилеров АВТОВАЗа – больше 100 тыс. непроданных «лад». Каждый находил собственный выход из ситуации. «Сокращение производства на фоне глобального мирового кризиса стало общемировой тенденцией в автопроме, – комментирует ситуацию президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин. – И хотя АВТОВАЗ не воспринимал решения о пересмотре собственных производственных планов, мы пристально отслеживаем ситуацию и считаем положение на русском рынке очень сложным…» Уже понятно, что автозавод устраивает для собственных работников трехнедельные (с 29 декабря по 18 января) рождественские каникулы; за время простоя работникам предприятия будет выплачена компенсация в размере 2-ух третей среднемесячной зарплаты.
В некий момент, видимо, поддавшись общим пессимистическим настроениям, в Тольятти даже приняли решение о срочной продаже своей дилерской сети «Лада-Сервис». На данный момент от этой идеи решили отрешиться. Завод ожидает поступления обещанного государством кредита практически в 1 миллиардов. баксов (26 миллиардов. рублей), который сделает глупой продажу сети дешевле рыночной цены вчетверо – всего за 150 млн. баксов. По словам Алешина, этот кредит пойдет на пополнение ранца собственных обратных средств. Не считая того, завод должен подстраховать дилеров методом предоставления им товарного кредита.
Ну и, естественно, «настала необходимость перейти к режиму жесткой экономии, также к значимой корректировке бизнес-планов и вкладывательной деятельности». Как досадно бы это не звучало, это, похоже, значит одно: новых моделей от АВТОВАЗа
ожидать не стоит. В наилучшем случае в дальнейшем году на конвейере появится перелицованный универсал «Рено-Логан». А вот на новых концептах, похоже, можно пока поставить крест.
«Группа ГАЗ» стала первым русским автоконцерном, остановившим в октябре сборочный поток из-за экономического кризиса и спада продаж. Более того, у Группы нет средств на расчеты с поставщиками, долги перед ними будут погашены только летом 2009 года. Как досадно бы это не звучало, это не все нехорошие анонсы: по итогам 2008 года Группа может понизить создание на 20% и приостановить ряд вкладывательных проектов, если ГАЗ не получит госфинансирование (он просит 45 миллиардов. рублей). Председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин разъясняет ситуацию так: правительство выделило средства для поддержания ликвидности Внешторгбанку, Сбербанку и Газпромбанку, но далее их Энциклопедия грузовых автомобилей не пошли. В итоге покупатели оказались отрезанными от кредитов, и вся цепочка, начинающаяся с поставщиков и заканчивающаяся конечным потребителем, разорвалась. «Если сейчас не принять меры, не поддержать конечного потребителя средствами, не простимулировать спрос на те же авто, то кризис неплатежей в реальном секторе обернется катастрофой», – уверен Занозин.
На ГАЗе предсказывают общее сокращение продаж автомобилей по итогам 4-ого квартала на уровне 30%. И хотя до увольнений дело не дошло, набор новых служащих закончили еще в сентябре. Занозин считает, что, может быть, придется уменьшить до 20% работников – с сегодняшних 115 тыс. человек до 90 тыс. Уже пришлось отрешиться от ряда вкладывательных проектов (в числе их создание коммерческих грузовиков «Максус» в Нижнем Новгород и разработка нового семейства «Газель-3»). Скорректированы планы выпуска в этом году автомобилей «Волга-Сайбер» – с 10 тыс. до 3 тыс. машин. А древняя «Волга» в 2008-м совсем покинет сборочный поток – спрос на нее чертовски свалился.
В итоге воздействия денежного кризиса на российскую экономику, по оценкам аналитиков, осенью и сначала зимы произойдет понижение реализации новых машин на нашем рынке до уровня 210–220 тыс. штук за месяц (в 2007-м и начале 2008 года продавали каждый месяц по 240–270 тыс.).
Правда, нет худа без добра: в самом конце октября в Минэкономразвития приняли решение продлить сроки заключения соглашений о промышленной сборке автомобилей (для производителей компонент) до конца 2009 года. Это может посодействовать российским компаниям в локализации выпуска автокомпонентов и тем сдержать рост себестоимости в дальнейшем.
КУПЛЮ НОВЫЙ… Недорого!
А что все-таки в этой ситуации делать обычному человеку? Брать новый автомобиль, как он планировал еще полгода вспять, либо воздержаться пока от покупки? Сделать это за наличные средства либо все-же попробовать получить кредит в банке?
К счастью, дискуссии о том, что «кредит умер», можно считать очень гиперболизированными. Да, в почти всех банках заявки рассматривают подольше, в неких выросли процентные ставки по рублевым кредитам до 20%. Подросло и число отказов в предоставлении ссуды. Но в целом для тех, кто поставил впереди себя цель занять средства у банка на покупку автомобиля, вопрос решается, при этом довольно стремительно. А то что кредитные организации начали строже подходить к заемщикам, так это для общего же блага… Но все таки кредит в сегодняшних экономических реалиях – вещь довольно страшная.
Зато большая часть дилеров уже досрочно объявила о сезонных скидках, распродажах, призах, подарках дорогим покупателям… В свободной продаже есть практически все дефицитные ранее модели! (Кстати, «Рольф», объявивший о скидках на весь модельный ряд «Мицубиси», практически сразу уменьшил сроки акции распродажи: очень много желающих.) Как и когда брать автомобиль – каждый решает сам. Многие аналитики, к примеру, считают, что лучше вкладывать Энциклопедия грузовых автомобилей в имущество неподвижное, ежели в движимое. При этом не на данный момент, а чуток позднее, когда цены на жилище свалятся.
Если у вас уже есть автомобиль, то, похоже, с его продажей и покупкой нового лучше подождать до конца зимы – начала весны. Во-1-х, обычно спрос на старые машины в это время лучше. А во-2-х (и в-главных!), сейчас никто не берется предсказать, как будет развиваться кризис завтра. Если правительство сможет верно поддержать экономику страны, то Наша родина может пройти через это испытание без суровых утрат. О нехорошем варианте развития событий пока мыслить не охото.
Прогноз роста экономики в Рф в этом году уже снижен до 7%, в 2009 году – до 5,5%. Инфляция в этом году, по прогнозу, составит 13–14%.
Председатель правления «Группы ГАЗ» Сергей Занозин:
«Если сейчас не принять меры, не поддержать конечного потребителя средствами, не простимулировать спрос на авто, то кризис неплатежей в реальном секторе обернется истинной катастрофой».
Президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин:
«Хотя АВТОВАЗ не воспринимал решения о пересмотре собственных производственных планов, мы пристально отслеживаем ситуацию и считаем положение на русском рынке очень сложным…»