Шушары по-японски
Шушары по-японски
Хотя это далековато не 1-ый завод зарубежной компании, открывшийся в Рф, в пригороде Шушары собралось рекордное количество больших гостей и ВИП-персонажей: губернатор Санкт-Петербурга В. Матвиенко, министр экономического развития и торговли Э. Набиуллина, председатель правления Сбербанка Г. Греф, экс-премьер-министр Стране восходящего солнца Еси-ро Мори, засол Стране восходящего солнца в Рф Ясуо Сайто, президент «Тойота Мотор Корпорейшн» Кацуаки Ватанабэ… Ожидали и президента Рф В. Путина; на саму церемонию он не приехал, но на заводе в тот же денек побывал.
И все подчеркивали, что в тот зимний денек случилось «историческое событие», никак не меньше.
На фото (слева вправо): Кацуаки Ватанабэ, Президент компании «Тойота Мотор Корпорейшн», Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга, Герман Греф, председатель правления Сбербанка РФ, Эльвира Набиуллина, министр экономического развития и торговли РФ, ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО Потребления
Официально новое предприятие «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» (TMMR) стало 28-м по счету сборочным заводом японской компании, при этом пока не из наибольших. Компания получила в Шушарах (южном пригороде Санкт-Петербурга) 224 га земли, но пока занята только маленькая ее часть, около 50 га. Зато подъезды к предприятию готовы стопроцентно - обошлись без обычного в Рф недостроя.
Пока цеха завода занимают только четверть отведенной местности. Скоро тут появятся и новые корпуса. На заводе работают 600 обитателей Санкт-Петербурга и 10 людей Стране восходящего солнца. Часть русских служащих прошла обучение за рубежом, на заводах компании в Стране восходящего солнца, Англии, Турции и Вьетнаме, другие - в своем учебном центре.
Серебристая «Кэмри», которая под бурные рукоплескания выехала к гостям, конечно, была из установочной партии: сборочный поток пока не запустили. Но на складе накоплен солидный задел компонент для будущих машин, и реальные товарные авто с русскими идентификационными номерами поступят к дилерам исключительно в марте, спустя три месяца после запуска завода. В Санкт-Петербурге будут собираться авто всех комплектаций с движками 2,4 и 3,5 литра.
В 2008 году тут должны стопроцентно освоить 3 главных производственных процесса: сварку, расцветку, сборку. Равномерно число привезенных из других стран компонент будет сокращаться: через 8 лет машины на 30% должны состоять из деталей русского происхождения. В общем, ничего из ряда вон выходящего. Вот немцы при запуске завода «Фольксваген» в Калуге озвучили огромные производственные планы, а жители страны восходящего солнца робко сказали, что в 2008 году соберут в Рф около 20 тыс. автомобилей, а через 3-4 года выведут завод на проектную мощность - 50 тыс. штук в год. Прямых ответов на вопросы о последующих перспективах руководители «Тойоты» ловко избегали. Вобщем, восточным искусством гласить прекрасно, но при всем этом кропотливо скрывать информацию, жители страны восходящего солнца, как понятно, обладают в совершенстве. Потому приходится строить догадки о планах «Тойоты» в Рф, делая упор на имеющиеся факты.
ЗАПАДНЫЙ ФОРПОСТ
Чтоб стопроцентно отшлифовать все технологические процессы, жители страны восходящего солнца отводят 1,5 года. За этот период времени будет подготовлена 2-ая смена рабочих, которым предстоит трудиться не только лишь на имеющейся уже площадке, да и на некоем «втором заводе». Видимо, его скоро построят здесь же - не напрасно жители страны восходящего солнца взяли такую гигантскую площадку. При этом они не скрывают, что собираются в последнее время завозить штамповочное оборудование. Но для «Кэмри», которую в мире уже выпускают на 9 заводах общим тиражом 800 тыс. штук в год, осваивать его невыгодно.
Означает, имеют в виду совсем другую, массовую машину. По неким сведениям, через два-три года в Санкт-Петербурге запустят вторую модель - экономный автомобиль, разработанный специально для Рф и государств «третьего мира». Предпочтения их известны издавна, потому с большой толикой убежденности можно представить, что пойдет речь о автомобиле класса В+ ценой 10-15 тыс. долл. Новый завод будет выпускать до 200 тыс. таких автомобилей в год, при этом не только лишь для местного рынка. Кстати, опыт французского экономного «Логана» показал, что предназначенный для бедных потребителей из развивающихся государств автомобиль пользуется хорошим спросом и на обеспеченном Западе. Потому у нового русского завода - очень хорошие экПодвесканые перспективы…..
Но «бюджетная» модель -это задачка на завтрашний день. Сейчас тоже хватает задачек, на которые ответа пока нет.
ЦЕЛЬ Фуррора
Что интересно - жители страны восходящего солнца кропотливо обходили вопросы насчет цены автомобилей русской сборки. На данный момент завезенные из других стран «Кэмри» стоят от 35 до 47 тыс. долл. и пользуются неплохим спросом: на некие комплектации - очередь до полугода. И хотя «обнуление» пошлин на комплектующие даст возможность понизить цены на «шушарские» машины на 5-7%, необходимости в этом у компании нет. Ведь решение выпускать конкретно «Кэм-ри» было принято исходя из высочайшего спроса на этот автомобиль. И поболее доступная стоимость может только навредить стилю дорогого автомобиля.
Вообщем пока задачка нового предприятия - точно реагировать на конфигурации спроса и резвее поставлять машины покупателям. А вот уже через пару лет рядом с заводом «Тойотой» заработают сходу несколько заводов-производителей автокомпонетов больших забугорных и русских компаний, тогда себестоимость российско-японских машин станет намного ниже привезенных из других стран (приблизительно на 15-20%). К тому времени, по прогнозам аналитиков, спрос на дорогие машины в Рф вырастет (средняя стоимость покупки вырастет с сегодняшних 20 тыс. долл. до 25 тыс.). Но на рынке «Кэмри» повстречает много соперников русской сборки -«Фольксваген-Пассат»,«Ниссан-Теана»….. И здесь у «Тойоты» будет сильное орудие в конкурентноспособной борьбе- настоящая возможность понизить стоимость.
ПИТЕРСКИЙ ТРЕНД
Так почему же все наши руководители единодушно объявили пуск «Тойоты» историческим событием? Просто японский производитель № 1 стал первым, кто отважился выстроить в Санкт-Петербурге предприятие такового масштаба. Пока инвестиции в проект составили порядка 5 миллиардов. руб. (около 200 млн. долл.), но понято, что это только начало.
Прямо за «Тойотой» в качестве площадки для строительства собственных заводов северную столицу избрали «Дженерал моторс», «Ниссан», «Сузуки», «Хёндай»; предприятия по производству компонент собираются открывать «Тойота Ба-шику», «Асахи», «Магна», «Бош», «Теннеко».
«Завод «Тойота» - это очень принципиальный проект не только лишь для Петербурга и Северо-Запада, да и для всей Рф, -уверен президент РФ Владимир Путин. - Так как это - 1-ый шаг к организации полного технологического производства автомобилей в России». Кстати, вот и доказательство его словам: в один денек с TMMR в той же промзоне Шушары заложили 1-ый камень в строительство штамповочного производства Магнитогорского металлургического комбината, где будут выпускать автокомпоненты.
Инициатива на заводах «Тойота» только приветствуется! Этого бота для доставки девайсов выдумали инженеры турецкого предприятия. На заводе в Турции раз в год собирают около 200 тыс. автомобилей «Аурис» и «Тойота-Версо». В прошедшем году тут прошли обучение практически 100 служащих завода в Санкт-Петербурге Деловая игра для взрослых по правилам «кайзен»: кто соберет больше машинок? НА РОДИНЕ «ТОЙОТЫ»… В ТУРЦИИ
Все фабрики первой японской компании отличаются друг от друга и сразу похожи. К примеру, наличием у каждого работника на конвейере специальной кнопки (либо шнурка «андон»), при помощи которой его можно приостановить. Незадолго до запуска питерского завода я побывал на предприятии «Тойоты» в Турции, тем заглянув в близкое будущее Шушар.
В промышленной зоне неподалеку от Стамбула в три смены для Европы и Рф собирают хэтчбеки «Аурис» и компакт-вэны «Королла-Версо». Завод как завод, похож на автопредприятия в других странах. Но тут живут по общим принципам «Системы производства «Тойота» (Тоета Production System, TPS). Если веровать работникам компании, эта единая для всех система позволяет уменьшить издержки на создание и достигнуть высокого свойства автомобилей. Поначалу нас провели по цехам. Что все-таки - чисто, все работает в едином темпе. Вроде ничего такого особенного. Но чтоб показать на самом деле достоинства собственной системы, для нас устроили бизнес игру.
На столах разложили Ремонт и эксплуатация для нескольких 10-ов игрушечных автомобилей 3-х различных цветов, отдаленно напоминающих «Ланд Круизер». За 5 минут нужно собрать как можно больше машин - каждые 20 секунд новый клиент будет добиваться автомобиль случаем избранного цвета. При этом они согласны ждать собственного заказа только 20 секунд - такие грозные условия игрушечного бизнеса!
Поначалу для нас организовали стандартный сборочный сборочный поток: 5 сборщиков, два логиста, которые передают собранные узлы по шагам, контролер свойства, бригадир и начальник цеха. Всего - 10 человек. Каждый пробует как можно резвее работать на собственном участке. За 5 минут мы смогли собрать 13 автомобилей, из которых три оказались бракованными. Восемь покупателей остались довольны - они получили свои заказы впору, два получили с задержкой, и еще пятеро, так и не дождавшись машин, ушли к соперникам. А еще у нас осталось 11 недостроенных комплектов.
Компания провалов не потерпит - сейчас будем работать по системе «Тойота». Базу ее составляют две концепции. 1-ая - «джидока»: качество должно закладываться во время технологического процесса. Как бы все очень просто: хоть какой рабочий должен приостановить сборочный поток, нажав на ту кнопку (либо дернув за шнурок), если увидит недостаток. Он будет исправлен немедля! 2-ая концепция - «джаст-ин-тайм», либо «точно в срок». Согласно ей делается только то, что необходимо, когда необходимо и сколько необходимо.
Итак, следуя принципам TPS, нам больше не нужен контролер свойства - это забота самих сборщиков. Они сейчас не стремятся сделать как можно больше, а собирают только те узлы, которые нужны на последующем шаге. Грузчики-логисты тоже не необходимы. Начальник цеха? Свободен! Всего задействовано 5 человек: четыре собирателя и бригадир. Как ни умопомрачительно, за те же 5 минут нам удалось собрать уже 14 автомобилей; браком признали всего один.
Казалось бы, так просто… Более того - жители страны восходящего солнца готовы делиться с кем угодно своими «секретами»; принципы их системы растолкованы в сотках книжек и учебников. О том, что тут работают в согласовании с принципами TPS (еще это именуется «кайзен»), объявило чуть не каждое 2-ое в мире автопредприятие (в том числе и наш ГАЗ!). Но качество «Тойоты» как и раньше недосягаемо. При этом не находится в зависимости от того, где работает завод - в самой Стране восходящего солнца, Америке либо Турции.
Почему так происходит? Наверняка, поэтому, что система TPS - это не просто набор из 14 постулатов, это - заповеди, по которым живут полмиллиона людей в 28 странах мира на заводах «Тойота». Для их это - собственного рода религия. А когда страдательно веришь во что-то - наверняка, легче живется и лучше работается. И мне бы очень хотелось, чтоб так работал и завод в Санкт-Петербурге.