Мы должны срезать на поворотах!
Мы должны срезать на поворотах!
Обойти тему сочинской Олимпиады сейчас нереально – о чем бы ни шла речь. Роль в ней на любом уровне и в любом качестве – это знаковое событие. Ну а если марка удостоится титула официального авто Олимпиады – это, конечно, супердостижение. Готовы побороться, Вадим Аркадьевич?
Это уже не отверточная сборка, а настоящая сварка «рекстонов»! Да, но выставлять на таковой конкурс необходимо только то, что делается в стране! – уверенно заявляет Швецов. – Мотивация хорошая, спору нет – это всегда помогает в бизнесе. Вобщем, считаю, что собственного рода олимпиаду – точнее, цель, к которой стремишься, – каждый задает для себя сам. И не только лишь цель, да и время для ее заслуги.
VIN возникает на свет тут. Российская машина – это, естественно, отлично, но… останутся ли к тому времени, скажем, УАЗы? Вадим улыбается и... уходит от прямого ответа. Мол, останутся, естественно – только вот что под этим осознавать? Имя? Так мы на данный момент переименовываем «Северсталь-Авто» – проводим ребрендинг! К озари новое заглавие будет совсем определено – тогда, может быть, и многие наши авто будут называться по другому. Насчет ЗМА и ЗМЗ пока решение не принято – первым крещение воспримет холдинг, а там – поглядим.
На этом конвейере ЗМА сейчас можно собирать чуть не любые безрамные авто. Напоминаем – компания Вадима Швецова обладает контрольными пакетами акций ОАО «УАЗ», ОАО «ЗМЗ» и ОАО «ЗМА». Ульяновский автозавод, кроме узнаваемых вседорожников, выпускает грузовые авто «Исудзу», в Заволжье делают движки, а ЗМА в Набережных Челнах занимается лицензионной сборкой «саньёнов» и ФИАТов. А на новейшей производственной площадке в Елабуге с декабря 2007 года будет выпускаться коммерческий грузовичок «ФИАТ-Дукато». Не считая того, сотворено 1-ое российско-японское СП «Северстальавто-Исудзу».
Набережные Челны: идет расцветка кузова... Запросы русского потребителя через два-три года станут европейскими, – отмечает Вадим. – Покупателю сначала важны универсальность, экономичность, стиль. А креатив начинается как раз с клиента – потому в эталоне хотелось бы делать авто непосредственно под заказчика. Это приблизительно как в Дрездене, где «Фольксваген» делает «фаэтоны» – можешь придти и проследить, как собирают конкретно твой автомобиль. Новый завод в особенной экономической зоне «Алабуга» как раз позволяет это делать. Еще отмечу, что жизнь автомобиля после его реализации чуть ли не важнее, чем до нее. Шоу-румы, сервис, трейд-ин – все это у нас в стране фактически не развито. А покупателю необходимо помогать! Он часто не может без помощи других оценить свои реальные потребности!
... и пластика – это наименее романтично. Неплохо бы, естественно… И все таки удивительно – для чего почетаемый предприниматель вообщем связался с непонятными, в общем-то, компаниями? Ведь как ни крути, а реален сейчас только все тот же УАЗ, а зависимость от корейцев да китайцев – дело ненадежное. Ну и «Албеа» ну никак не тянет на автомобиль-мечту. Странноватый выбор, не правда ли? Но предприниматель задумывается по другому.
Они родились в Рф, но в прошлой жизни были «турками» и «корейцами». «Саньён» – это принципиальная компания, – утверждает он. – Десяток лет они практически тренировались, клепая чужие модели, а потом взялись за разработку сами. А мы протаскиваем их бренд в Россию – им это любопытно. Что касается ненадежности корейцев как деловых партнеров, то мы на собственном опыте удостоверились в оборотном, – тем паче, что за этой компанией стоит наикрупнейший китайский автоконцерн – САИК (SAIC – Шанхайская авто компания), другими словами, самые дешевенькие комплектующие изделия в мире. Под их можно выстраивать сеть и проводить… локализацию!
Локализацию? Пристижное слово, за которым, обычно, практически ничего не стоит на практике. Что непосредственно сумеет сделать компания Швецова и как она собирается соперничать по стоимости с теми же китайцами?
Перерезание ленточек в Елабуге намечено на декабрь. Да, дешевле сделать нереально, – соглашается Вадим. – Но каждый должен заниматься своим делом, потому мы будем сами создавать огромные Ремонт и эксплуатация, которые за тридевять земель просто не навозишься. Цель ясна: 30% – локализация, 70% – импорт. Что касается ФИАТа, то «Дукато» – это уже наш автомобиль! Мы его приобрели полностью, с потрохами. Штампы, платформа – в общем, сейчас это стопроцентно наш, русский продукт. И локализация тут начнется определенная – штамповка, пластмасса и т.п.
В Елабуге чего только не было. Поточнее, ничего и не было – все звучные проекты помирали на очах. Если же попытка Швецова окажется успешной, то в декабре 1-ые русские «дукато» начнут борьбу за выживание с «газелями», «транзитами» и иными сородичами. Итак, сейчас завод микролитражных автомобилей в Челнах выпускает 3-х «корейцев» – «Рекстон», «Кайрон» и «Актион». Сейчас это приблизительно 120 автомобилей в день. Запущен участок сварки ФИАТов – «Албеа» и «Добло». А российскую-то «Оку» для чего похоронили, Вадим Аркадьевич?
– Из-за цены, – пожимает плечами Швецов. – Осознаете, обыкновенные вещи вообщем делать труднее – это наслаждение для себя могут позволить только очень большие компании, настоящие великаны авторынка! Тогда в малютках реализуется целый симбиоз разных решений, а в «Оке» – полностью все тупиковое. Ее стоимость сравнима с «пятерками» и «шестерками» – приемущественно, из-за движков. Если даже «406-й» заволжский мотор дешевле вазовского – о чем можно гласить?
В общем, сейчас нам увлекательнее другие ниши – скажем, «B» и «В-плюс». Кстати, на УАЗе мы рассчитываем заниматься фейслифтингом автомобилей наших партнеров. В дальнейшем желаем брать подходящий автомобиль и дорабатывать его до требований русского рынка. А потом займемся разработкой собственного, русского авто! «Саньён» сумел – чем мы ужаснее?
Вообщем Швецов убежден, что фуррор в бизнесе способна принести только необычная мысль. Дескать, можно сколь угодно длительно создавать неплохой стандартный продукт, но других при всем этом не догнать никогда. А нам сейчас остается одно – рисковать, срезать на поворотах! Тот же завод в Набережных Челнах выстроили в считанные месяцы, решительно уничтожив все следы того, что некогда выпускало «Оку».
– Я с юношества страшился самолетов! – внезапно заявляет Вадим. – Не то что за рулем посиживать, а просто пассажиром летать страшился. Но ничего – протоптал дорожку на местный аэродром, даже собственный самолетик потихоньку соорудили. Сейчас же, как говорится, кайф от полета ловлю, новые себе способности обретаю. Скажем, прием отключения мотора при посадке – в бизнесе такие ситуации на каждом шагу. Вобщем, сразу это и отдых.
Швецов вообщем предпочитает активный отдых – авиацию дополняют горные лыжи. В прессу даже проникли байки, что он, мол, в отличие от других олигархов, ездит не на S-классе, а на ульяновском «Патриоте». Олигарх улыбается – ерунда, дескать: что за бизнес без «Мерседеса»? Но на УАЗе вправду отъездил чуть не целый сезон: захотелось самому ощутить российское авто, оценить его трудности. А возлюбленная личная машина – «Эм-Джи»: разогнаться под 240 – даже очень приятно. Но эмблемой технологичности Швецов считает «Тойоту»! А вот по части дизайна выше других он ставит «Мазерати», по техническому заполнению – БМВ и, опять-таки, «Мерседес».
– Я – предприниматель, но не на волне приватизации! – отмечает он. – Кредо обычное: сколько протопал, столько и полопал. Сам заработал на собственный бизнес и купил то, к чему лежит душа. Но при всем этом я нацелен не на технику, а на рынок. Больших слов не люблю: болеть за автомобиль не стану. Так как не болеть нужно, а работать! А одна из заморочек Рф – очень низкая компетенция управленцев! И вообщем, меня очень тревожит русское образование – вот не плохое направление для новых инвестиций. Вырастим управленцев, а они будут развивать подходящий бизнес – хоть автопром, хоть «социалку».
Отметим, кстати, что для работы в собственной команде Швецов привлек ряд забугорных профессионалов с именованием. Скажем, Герхард Хильгерт – сегодняшний управляющий проекта по развитию своей дилерской сети «Северсталь-Авто» – ранее в течение многих лет возглавлял «Даймлер Крайслер Авто Рус». Питер Тиссингтон – управляющий центра локализации – пришел из «Форда». А Витторио Саита – технический директор «Северстальавто-Елабуга» – длительно работал в компании ФИАТ.
– А в политику податься желания нет, Вадим Аркадьевич?
Ответ уверенный – нет! Во-1-х, это, дескать, «не мое», а во-2-х, по убеждению Швецова, предприниматель на теоретическом уровне не должен быть бюрократом – по другому он неизбежно начнет «протаскивать» собственный бизнес по легкодоступным ему каналам. К тому же один человек в системе ничего не сделает. Есть ли у него «мигалка»? Нет. Бывал ли в метро? Да, естественно, но не понравилось – неуютно…
– Через семь лет у каждого из нас будет, если желаете, своя Олимпиада! – повторяет предприниматель. – Дело не в Сочи – просто всегда необходимо ставить впереди себя достойную цель и добиваться ее реализации. В нашей компании такие цели есть. Да, создание автомобиля – это часто эталон и рутина, но у нас есть Энциклопедия грузовых автомобилей и желание. А главное – уверенность, что мы справимся!
ШВЕЦОВ ВАДИМ АРКАДЬЕВИЧ, генеральный директор ОАО «Северсталь-Авто»
Родился 30 августа 1967 года в Череповце. Окончил Столичный институт стали и сплавов, в 2001-м получил степень MBA института Нортумбрия (Англия).
Свою карьеру начал на Череповецком металлургическом комбинате. Занимал должности коммерческого и генерального директора компании «Северсталь-инвест», возглавлял дирекцию по продажам ОАО «Северсталь», потом был назначен первым заместителем генерального директора «Северстали». В 2000 году стал зачинателем приобретения компанией «Северсталь» активов Ульяновского авто завода и Заволжского моторного завода. Весной 2002 года на базе обретенных ранее активов было сотворено ОАО «Северсталь-Авто» – отныне Вадим Швецов является генеральным директором компании. Под его управлением выведена на рынок новенькая модель русского внедорожника UAZ PATRIOT, также начата реализация проектов с компаниями SsangYong, FIAT и Isuzu. В текущее время, кроме Ульяновского авто завода и Заволжского моторного завода, «Северсталь-Авто» также обладает производственной площадкой ОАО «ЗМА» в Татарстане и кончает строительство нового авто завода на местности особенной экономической зоны «Алабуга». В период с 2002-го по 2004-й Вадим Швецов был первым председателем Объединения автопроизводителей Рф. Обладает английским языком. Увлекается пилотированием самолетов и дайвингом. Имеет 2-ух отпрыской – 14 и 7 лет.