Я собираю «хаммеры»!
Я собираю «хаммеры»!
«АМЕРИКАНСКИЙ СПЕЦ»
…А 2-ая гайка вероломно выскользнула из моих пальцев и ухнула куда-то в недра двери, в провода и механизмы…
– Что, замогилил гайку? – строго спросила моя наставница Лена Алексеевна.
– Да… – я виновно опустил голову. – Что сейчас делать-то?
– В любом случае доставать придется, не может же «Хаммер» на ходу греметь, как ведро с болтами! Ты не переживай, ученик, у нас тоже гайки падали… Если подфартило, она зависла на динамике – там магнит очень мощнейший; а не подфартило – придется все разбирать…
Ведь вот, в первую же минутку работы сделал брак. Нет, все-же подфартило – достала бригадир Лена гайку!
– Аккуратнее нужно, внимательнее, у нас здесь работа узкая… А за брак наказывают очень строго!
Если б не Лена Алексеевна, ни за что бы я эту гайку не достал! Общая задачка бригады – за восемь часов смены собрать 10–20 кузовов американских вседорожников «Хаммер», «Шевроле» либо «Кадиллак»; на нашу смену выпало 10 больших Н2. В Калининград они приходят разобранными (приблизительно 1500 маленьких и не очень деталей); здесь внедорожники собирают, инспектируют и посылают покупателям.
Кузова от поста к посту перекатывают вручную. Как раз для меня работа! Меж иным, любой из 7 членов бригады в собственном роде универсал и конкретно знает 10-ки операций! Мне, к примеру, проявили, как укрепляют фары (на «Автоторе» ставят новые, надлежащие европейским требованиям, зачем приходится стопроцентно переделывать 13 жгутов проводки), противотуманные фары, сидения, зеркала заднего вида, радиатор остывания и т.д. В общем, все были при деле, и я тоже старался помогать изо всех сил (либо хотя бы не очень мешать). Так неприметно прошло восемь часов смены. Не скажу, что меня стопроцентно приняли в бригаду, да и чужим считать закончили, хотя похихикивали над моей неуклюжестью и необычными вопросами. К примеру, для чего нужно снимать на крыше красноватые светоотражатели и вынимать оттуда лампочки, а позже пластмассовые корпуса ставить на место?
Инструктаж проводит лично начальник производства Виталий Мальцев. Все просто, – растолковали мне. – У себя в США «Хаммер» проходит по уровню грузовиков – там ему положены «габариты» по периметру кузова. А у нас он попадает в категорию легковушек, означает, должны отключить иллюминацию!
Это я сам укреплял задние сидения! Век живи – век обучайся… Мне прощали ошибки, только наблюдали в семь пар глаз, чтоб не напортачил: на каждом шаге качество сборки инспектируют строгие сотрудники ОТК в ярчайших желтоватых халатиках. За брак отвечают – морально и вещественно. Капитализм, но…
Каждый болт должен быть затянут при помощи динамометрического ключа и промаркирован: дескать, мы свою работу сделали. Кстати, реально попасть в бригаду Лены Алексеевны очень тяжело: люд здесь издавна сработался (невзирая на разницу в возрасте – от 25 до 50 лет) и получает даже по меркам «Автотора» очень хорошо: у «американского спеца» за месяц выходит по 19–20 тыщ рублей, а когда случается выходить внеурочно – и больше.
РАБОЧИМ БЫТЬ… Прибыльно!
Авто начали строить в Калининграде ровно 10 годов назад и первых работников набирали где могли (на оборонных предприятиях, которые к тому времени запирались, из бывших моряков, рыбаков и военных); главное, чтоб имели техническое образование и желание работать. Учили на месте при помощи зарубежных профессионалов, самых многообещающих высылали в Германию и Корею. Так работает система и на данный момент, лишь на месте учат уже свои, а вот стажировку за границей проходят фактически все. Только география расширилась – Южная Корея, США, Германия, Польша, Словакия, Китай… Так ведь и модельный ряд вырос!
Как и раньше главное требование при приеме – техническое образование и (лучше) опыт. Если нет – не жутко, обучат. За выпускниками 2-ух местных лицеев (бывших ПТУ) и 2-ух вузов, где готовят профессионалов, близких по профилю, кадровики наблюдают преднамеренно, приглашают пройти практику, а по окончании – устроиться на завод. Тем, кто соглашается, положены солидные подъемные.
Кстати, соглашаются все в большей и большей степени, работа на конвейере становится – нет, конечно, еще не престижной, но полностью почетаемой. Не считая достойной заработной платы, работники завода имеют льготы на питание (обед на предприятии стоит 18 рублей), мед сервис, оплачиваемый отпуск… Тем, кто купил жилище по ипотеке, компания тоже помогает (берет на себя 10% каждогодних платежей), выплачивает стипендии детям служащих, которые обучаются в профильных университетах…
– Естественно, в городке и области можно отыскать и поболее выгодную работу, – рассуждает председатель профкома «Автотора» Александр Шебалин. – Но наше предприятие дает людям чувство стабильности, убежденности в следующем дне, и это многого стоит. На данный момент у нас работает 1400 человек (из их конкретно на конвейере около 700), но до конца года наберем еще человек 300–500. Вам-то понравилось? А то приходите…
Так ведь не возьмут – произнесут, что нет технического образования, либо регистрации местной, либо вообщем старенькый… Приблизительно 30% новичков в течение недели разочаровываются и уходят находить работу полегче да побогаче, но остальные-то остаются, и навечно! Выходит, нет ничего ужасного, а тем паче постыдного в таковой профессии, как слесарь механосборочных работ! И еще, наверняка, приятно друзьям гордо сказать: «Я собираю «хаммеры».
А В ЭТО ВРЕМЯ…
На огромнейших «старых» автосборочных предприятиях удалось сохранить систему подготовки рабочих кадров. Это тем паче принципиально, что и АВТОВАЗ, и ГАЗ, и «Иж-Авто» в последние годы вводят (либо собираются вводить) в строй новые сборочные производства, потому нужда в кадрах есть. Скажем, ВАЗ сотрудничает с целым рядом учебных заведений (Тольяттинский машиностроительный техникум, технический институт и.т.д.).
ГАЗ заинтересован в выпускниках сходу нескольких учебных заведений: Нижегородского автомеханического техникума, проф училищ № 4, 25, 39. Конкретно там готовят рабочих по самым нужным профессиям для авто завода.
Не считая того, в этом году будут набирать рабочих для нового завода «Тойота» в Санкт-Петербурге, для завода малолитражек (ЗМА) в Набережных Челнах, «Автофрамоса» в Москве, «Фольксваген» в Калуге.

КАК СТАТЬ Авто ЖУРНАЛИСТОМ?
Прискорбно, но факт: в Рф нет ни 1-го университета (ни личного, ни муниципального), который готовил бы проф авто журналистов. Меж тем на данный момент в стране выходит больше 3-х 10-ов федеральных авто изданий; есть свои собственные чуть ли не в каждом регионе. Прибавьте спец программки на радио и телевидении, маркетинговые агентства… Так что потребность в обученных спецах есть, а вот кадров, как досадно бы это не звучало, не хватает…
Чтоб осознать, где их «куют», мы провели социологическое исследование в рамках редакции журнальчика «За рулем». Из 32 ее творческих работников (редакторы, фотокорреспонденты) у 75% – высшее образование, таких – 24, еще у четырех неоконченное высшее и у двоих – среднее особое (при этом по профессии: фото!).
Большая часть дипломированных профессионалов (так вышло!) окончили технические университеты, при этом пальма первенства у профильных: автодорожного (МАДИ) – 6 человек и автомеханического (МАМИ) – трое. Двое наших редакторов – в прошедшем офицеры (капитан второго ранга и майор!). Хорошие авто журналисты вышли из выпускников МГУ (химфак), МВТУ им. Баумана, МИЭМа, МАИ, МАТИ, МИРЭА, Рижского политеха, Горьковского института, Столичного полиграфического, ВТУЗа ЗИЛ (все наименования приводим по старенькому, обычному для нас написанию)… Есть посреди нас и несколько гуманитариев, но они в меньшинстве, хотя от «неполноценности» не мучаются, а, напротив, гордятся, что за спиной – истфак пединститута либо географический факультет института. Трое служащих редакции имеют по два высших образования, а один – целых три!
А вот «чистых» журналистов (выпускников журфака МГУ) в ЗР всего двое (включая головного редактора), но это тоже ровненьким счетом ничего не означает. Так как главное качество, чтоб стать сотрудником самого тиражного русского авто издания, – обожать авто. А еще – разбираться в современных тенденциях авто моды и инженерной мысли, уметь разъяснять, а еще – быть радостным, компанейским, образованным… Таким новым сотрудникам мы всегда рады!