Пусть потерпевший рыдает
Пусть потерпевший рыдает
К огорчению, даже если верно следовать грамотным советам и инструкциям, наши законы не гарантируют реальную защиту твоих прав. И написаны они часто коряво, и механизмы их выполнения не отработаны... Вот обычный пример.
На деньках один из служащих редакции попал в ДТП. Да какое там ДТП – «Мерседес» сдавал задним ходом и помял крыло его «Хонды», стоявшей у края дороги. Из «Мерседеса» вышел «гордый отпрыск Кавказа» и сходу предложил три тыщи рублей. Оценив повреждения на глаз, наш сотрудник отказался. Ремонт, естественно, маленький, но уж никак не на три тыщи рублей: вмятина тянула баксов на триста. Ну и не привыкли мы действовать «по понятиям». Раз ЗР советует всем вызывать ГАИ, означает, нужно и самим так делать.
Не прошло и получаса, как приехал наряд. Вина водителя «Мерседеса» была явна. Инспекторы нарисовали схему, составили протокол, назначили время встречи в группе разбора и отбыли. После чего стремительно «испарился» и шофер «Мерседеса».
В назначенное время Лагадзе Теймураз Гивиевич (шофер «Мерседеса») в ГАИ не пришел. И сразу выяснилось, что сотрудники ГИБДД не знают, в какой компании застрахована его машина. Пострадавшему предложили самому узнать это...
Такие ситуации сейчас не уникальность. При этом сущность их на поверхности – законодательство, которое призвано защищать наши с вами права, практически поощряет правонарушителей. По правде, для чего виновнику заполнять уведомление о страховом случае, если за отказ ничего не последует? Пусть пострадавший задумывается, как отыскать страховую компанию виновника. И даже инспектор ГАИ тут не поможет; единственное, что он должен сделать, – проверить наличие полиса неотклонимого страхования, а не фиксировать заглавие компании и ее реквизиты.
По сути, виновник и в ГАИ может не приходить! Если нарушитель извещен, КоАП позволяет выносить решение в его отсутствие. Возмещение же вреда к ГИБДД не имеет никакого дела – она власть исполнительная, а не судебная. Ее задачка – закон исполнять, не вникать в трудности потерпевших. Нехороший закон либо неплохой, это другой вопрос, а вот разыскивать должников, выходит, должны сами пострадавшие.
Можно пойти еще далее. Для чего вообщем страховаться? Действующий КоАП предугадывает ответственность при отсутствии страхового полиса по двум причинам. 1-ая – шофер просто запамятовал полис дома, 2-ая – полиса нет и в помине. За забывчивость последует ответственность по статье 12.3 КоАП в виде 50-рублевого штрафа либо предупреждения плюс штрафстоянка для автомобиля (статья 27.13 КоАП РФ). А вот если он вообщем не застрахован, шофер ответит уже по статье 12.37, часть 2. Это посерьезнее – 500–800 рублей. Правда, в данном случае стоянка уже не жутка! Не предугадывает КоАП задержание автомобиля, если ответственность его обладателя не застрахована.
Если на дороге особо не наглеть, то останавливают изредка. А если к тому же не живете по месту неизменной регистрации, то можно и штраф не платить: пристав-исполнитель, придя к вам домой по адресу прописки, уйдет восвояси ни с чем! Никаких мер по розыску нарушителя закон в этом случае не предугадывает. Спустя год постановление утратит силу.
Естественно, я преднамеренно сгущаю краски. На всякого «умника», тем паче на злобных нарушителей, найдется управа, при этом в рамках закона. Вот только заинтересован в его выполнении сначала потерпевший – это ему нужно получить Энциклопедия грузовых автомобилей за разбитый автомобиль. Самое смешное в этой ситуации, что «везунчиками» можно считать тех, у кого сумма вреда большая: они могут позволить для себя нанять юриста (расходы на это будут оплачены), который и в суде дело верно проведет, и нарушителям наглеть не даст, и с приставами на одном языке пообщается. А что делать тем, у кого сумма вреда пара-тройка сотен баксов? Ни юриста нанять, ни экспертизу провести. На почтовые расходы и то не хватит. Вроде как все верно делал, а все равно в дурачинах остался. Вот и начинаются дискуссии: обдираловка добросовестных людей страховыми компаниями, продажность ГИБДД, равнодушие страны…
Но кого-либо такие беды закаляют. Безнадежных ситуаций, как понятно, не бывает. И мы непременно доведем дело до логического конца, добьемся, чтоб виновник аварии г-н Лагадзе был наказан и возместил вред. Как это верно сделать – поведаем читателям в одном из номеров журнальчика.