НА ПОДЪЕМЕ
НА ПОДЪЕМЕ
Все же в целом результаты 2004 года можно (и необходимо!) расценивать как положительные. Грузовых, легковых автомобилей и автобусов в 2004 году сделано 1,4 млн., что на 8,4% больше, чем в 2003-м.
ГРУЗОВИКИ
Их собрали 202 212 – на 3,9% больше, чем за 2003 год; рост тут зафиксирован уже 2-ой год попорядку (в 2003 году выпустили практически на 12% больше, чем в 2002-м). Каждый месяц с конвейеров сходило 15– 16 тыс. грузовиков. При этом аналитики отмечают тенденции, свидетельствующие о том, что в стране развиваются не только лишь торговля и сервис, да и «реальный» сектор. Так, самыми резвыми темпами в 2004 году рос выпуск большегрузных автомобилей, а не «газелей», как в прежние времена. На КамАЗе собрали грузовиков на 20,7% больше, чем в 2003 году, на автозаводе «Урал» – на 13,9%, а на Брянском заводе колесных тягачей (АО «БЗКТ») и совсем на 48,1%!
А вот ГАЗ, который делает более половины всех грузовых автомобилей в Рф, темпы понизил, хотя и выпустил их на 8,1% больше, чем в 2003 году. Уровень производства полуторок «Газель» сохранился прежним, а вот выпуск однотонных фургонов «Соболь» возрос в 1,4 раза, и на 25% больше собрали среднетоннажных автомобилей. Последние в 2004 году составили пятую часть от всех, сделанных на ГАЗе!
А вот производители малотоннажных грузовых автомобилей – УАЗ, «ИЖ-Авто», «ВАЗинтерсервис» – снизили их выпуск по сопоставлению с 2003 годом на 18,0, 12,1 и 9,2% соответственно. И в конце года они все были обязаны даже останавливать создание, чтоб реализовать скопившиеся на площадках машины. Умопомрачительно, но в канун нового года на УАЗе и «ИЖ-Авто» вдруг опять зафиксировали подъем продаж! Тяжело сказать совершенно точно, с чем это связано, но на 2005 год оба предприятия планируют как минимум сохранить уровень продаж (а «ИЖ-Авто» намеревается прирастить выпуск фургона Izh 2717 на 45%!).
На 2005 год все производители вынашивают смелые планы. АМО «ЗИЛ» желает собрать выше 17 тыщ грузовых автомобилей (практически на четверть больше, чем в 2004 году), КамАЗ – 31,5 тыс. (рост на 7,7%), «Урал» – на 20% больше, а ГАЗ – на 8%. Так что этот год может стать еще больше удачным для российских производителей. Тем паче что особенной конкуренции здесь пока нет. Иноземцы продают продукт «штучный» – больно велика стоимость. Например, за год в Рф продали 647 новых малотоннажных «мерседесов», 474 грузовика этой марки (+44%) и 147 бывших в эксплуатации коммерческих автомобилей (–8%). Не играют значимой роли и СП по сборке зарубежных грузовиков: на «АвтоТОРе» в 2004 году выпустили 123 автомобиля КИА серии К, а на СП «ИВЕКО-УралАЗ» – 69 штук. Не считая того, в страну ввезли 42 тыс. старых грузовиков, в большей степени большегрузных (средний возраст – 3–5 лет).
АВТОБУСЫ
В последние годы их создание в Рф развивалось в особенности стремительно: с 45,6 тыс. в 1998 году до 76,6 тыс. в 2003-м – рост в среднем на 11% в год. Резвее всего пополнялся парк автобусов особо малого класса – так добивался рынок. Но в 2004 году подъем прервался – было сделано 76 208 автобусов (–0,5% к уровню 2003 года). Как и в случае с грузовиками, «провал» случился в последние три месяца года (по результатам первых 9 было зафиксировано увеличение).
Но рост производства автобусов «Соболь» и «Газель» длился: плюс 5,8% по итогам года. Прирастили выпуск на заводах «Урал» (+1,3%), «Волжанин» (+13,3%), НефАЗ (+33,3%), «Скания-Питер» (+56,4%), предприятиях компании «Русские Автобусы» (+9,5%). Зато очень снизилось создание автобусов в АМО «ЗИЛ» (на 27,5%) и на УАЗе (–21%) – отсюда и общее отставание в отрасли. Совместно с тем ожил импорт старых автобусов, которых ввезли за год 6,5 тыс. штук (+30%).
В планах заводов – сохранить прежние объемы производства автобусов и даже несколько прирастить их. Но сумеют ли они это сделать, пока неясно. Речь не о недочете мощностей (все фабрики имеют значимые резервы и способны удовлетворить потребности клиентов в машинах хоть какого класса). Но главным покупателям автобусов – городским образованиям и региональным властям в этом году придется сначала затыкать дыры в бюджете, образовавшиеся в итоге монетизации льгот и, видимо, им будет не до обновления парка.