ПОСЛЕ СПЯЧКИ
ПОСЛЕ СПЯЧКИ
Русские «тяжеловесы» в прошедшем году не подвели: выпуск грузовиков и автобусов в стране возрос на 12,7%, тогда как в 2002-м никакого роста не наблюдалось (от общего провала ветвь выручил ГАЗ, который прирастил создание на 12%). «В 2003 году вырос спрос на грузовые авто в агропромышленном и топливно-энергетическом комплексах, также в стремительно развивающемся коммерческом секторе экономики», – сказал управляющий департамента машиностроения Минпромнауки РФ Н. Сорокин. Словом, последствия обвального кризиса 1993–1994 гг., когда выпуск свалился в 3,6 раза, кажется, можно считать преодоленными. В 2003-м попытались фактически все производители.
За год наши автозаводы собрали 144 тыщи грузовиков, 50,5 тыщи шасси и 75,3 тыщи автобусов. При этом работали очевидно изобретательнее: в стране на четверть возросло создание спецтехники и автобусов на российских шасси, в особенности газовских и камазовских. Это спрос свое диктует…
ГАЗ. Горьковский автозавод остается фаворитом по выпуску грузовиков (и микроавтобусов, кстати, тоже). С его конвейеров сошло более 108 тыщ грузовых машин и шасси (на 8% больше, чем в 2002 году), половина из которых «газели» модели 3302. Среднетоннажных ГАЗ-3308 и 3309 собрали практически в 5 (!) раз больше, чем год назад. При этом реализовали фактически всё, что сделали. К концу сегодняшнего года ГАЗ хочет расширить свое присутствие в секторе среднетоннажников, начав выпуск городского грузовика «Валдай».
КамАЗ. Новых КамАЗов на русских дорогах в прошлом году появилось около 20 тыщ (на 20% больше, чем годом ранее), часть из их – в виде спецмашин и вахтовых автобусов НефАЗ. В активе Камского завода – старт производства среднетоннажника КамАЗ-4308 грузоподъемностью 5,5 тонны, также подготовка к серии 2-ух большегрузов: седельного тягача КамАЗ-65116 (грузоподъемностью 15 тонн) и бортового КамАЗ-65117 (14 тонн).
УАЗ. Ульяновский завод на 3-ем месте в общем зачете «тяжеловесов». Выпуск спецавтомобилей и грузовиков возрос практически на третья часть – до 22,6 тыс. штук. Самый значимый прирост (на 30–70%) – у грузовых версий «буханки» (УАЗ-3909, 39094 и 39095).
«ИЖ-Авто». Новые ижевские «каблучки» тоже в числе нужных: за год выпустили 15 тыщ (на четверть больше, чем год назад). 2004-й на автозаводе обещают сделать годом свойства. Для «большого рывка» в Ижевск пригласили новейшую команду топ-менеджеров во главе с М. Добындо, бывшим вице-президентом по производству АвтоВАЗа.
ЗИЛ. Столичный завод им. Лихачева, оказывается, еще «очень даже может»: за год из промышленных ворот вышли практически 7 тыщ «бычков» и 6 тыщ ЗИЛ-43336 (рост по различным моделям 2–20%). Тут тоже свежайшие кадры в руководстве: придя на АМО «ЗИЛ» сначала 2003 года, они, кажется, смогли вытянуть завод из кризиса. Упор сейчас делается не на продажах «голых» шасси, а на своем производстве спецавтомобилей – скажем, пожарной машины либо кареты скорой помощи на базе «Бычка».
УралАЗ. Уральский завод в прошлом году малость подкачал, выпустив 6 тыщ грузовиков (на 10% меньше, чем в 2002-м). Обстоятельств именуют несколько – срыв договора с Ираком на поставку 1,5 тыщи машин, неэффективная работа товаропроводящей сети, дисбаланс в системе управления – и обещают исправиться, уже с новым управлением.
Некое количество тягачей, фургонов, пикапов добавили к главным производителям сборочные предприятия. В числе их тольяттинские «ВАЗинтерсервис» (более 3 тыщ коммерческих машин) и «Лада-Тул» (около 500), СП «ИВЕКО-УралАЗ» (93 грузовика), зеленоградский завод «Вольво» (80 авто), Саранский завод самосвалов (практически 1000) и НефАЗ. Свою лепту занес и калининградский «АвтоТОР», который в прошедшем году начал собирать легкие грузовики КИА 3-х серий: изготовлено более 800 машин.
Иноземцы. Новых иномарок («сканий», «вольво», «мерседесов», ИВЕКО, «рено», МАНов) за год в Рф было продано около 2,4 тыщи. Плюс прибыло еще приблизительно 10 тыщ новых грузовиков из близкого зарубежья (МАЗов, БелАЗов, КрАЗов). Старой техники появилось около 35 тыщ единиц, в главном из Европы.
Меж иным, концепция развития автопрома предсказывает, что через пять-шесть лет спрос на грузовики в стране вырастет до 310–330 тыс. шт. в год, при этом русские автозаводы способны обеспечить эту потребность на 95%. Хотелось бы веровать, но пока большая часть новых российских разработок отстает от требований даже нынешнего денька, а иноземцы не спят…
АВТОБУСЫ. Русский автобусный парк в 2003 году прирос на 75,3 тыс. единиц (либо на 13,8% больше, чем в 2002 году). За 12 месяцев прибыло около 30 тыщ новых «газелей» и «соболей», 20 тыщ УАЗов и 10 тыщ ПАЗов. К ним добавилось около 1500 автобусов КАвЗа и столько же ЛиАЗа, 700 НефАЗа, 550 «икарусов» сборки столичной компании «Тушино-Авто» и 500 «уралов». Не считая того, по 100–250 машин вывели на трассы «Волжанин», ГолАЗ, «Скания-Питер», Мичуринский авторемонтный завод и нижегородский «Семар». Еще около 7 тыщ автобусов – в главном старых – ввезли из-за рубежа.
Существует мировоззрение, что наш человек выбирает технику исходя, во-1-х, из цены (чем меньше, тем лучше, естественно), а во-2-х, ориентируясь на простоту конструкции (чтоб легче было отремонтировать). Данные же статистики молвят о другом: реализации самой ходовой и доступной модели российского седельного тягача КамАЗ-5411 (от 21 тыс. долл.) остаются постоянными который год, а спрос, скажем, на тягачи «Скания» (например, престижный «Гриффин» стоит от 65 тыс.
евро) за три года вырос в 7 раз, практически до 900 штук! Ну и рост продаж седельных тягачей МАЗ-МАН (от 49 тыс. долл.) – тому доказательство. Так что российским производителям есть о чем задуматься…
Реализации в РФ новых зарубежных грузовиков в 2003 году (толики рынка в %)
Выпуск автобусов увеличен почти во всем благодаря ГАЗу.
Современных автобусов в Рф прибавляется. «Аврора» ПАЗа стремительно захватила симпатии пассажиров.
Создание грузовиков в РФ (шт.)