Регионы Конец «Зеленки»
В конце августа правительство продлило еще на девять месяцев действие запретительных пошлин на ввоз старых автомобилей. И кто бы колебался, что «временная» мера, введенная с января, перевоплотится в долговременную! Для большой части авто бизнеса Приморья она равносильна смертному приговору – так оценивает ситуацию Игорь Моржаретто.
ПУСТЫЕ ХЛОПОТЫ
Последние 15 лет авто рынок «Зеленый угол» (в народе – просто «Зеленка») был одной из основных достопримечательностей Владивостока. Сюда приезжали со всех концов страны избрать и приобрести автомобиль. Ну и просто погулять посреди нескончаемых рядов! Самые различные японские авто выстраивали по классам на склонах крутых сопок. Вот территория, где представлены легковушки, вот – микроавтобусы, а там, чуток в стороне, тянут к небу стрелы краны и стоит другая строительная колесная техника… На 1-ый взор, за последний год практически ничего не поменялось – но все поменялось кардинально. Количество выставленной техники уменьшилось некординально, но ни продавцов, ни покупателей практически не видно. Если ранее на каждые два-три автомобиля в торговые деньки был как минимум один «менеджер», то на данный момент бредешь по рядам запертых машин – и никого. И все вагончики, что стоят в ряд у ворот, тоже закрыты. Судя по вывескам и табличкам, ушел по более принципиальным делам нотариус (так как тут никому не нужен), нет спроса на услуги профессионала и таможенного декларанта, отправлять авто в Европейскую часть Рф тоже никто не рвется.
– Тех авто, что завезли в прошедшем году, при таком спросе нам хватит лет на 10, – обидно шутит с трудом обнаруженный торговец Григорий (он спал в собственном микроавтобусе). – У нас маленькая компания, но до Нового года мы каждый месяц брали в Стране восходящего солнца 30–40 машин, которые за две-три недели уходили на этом рынке и еще на 2-ух маленьких площадках в городке. В этом году не привозим совершенно. Нам бы реализовать те 150 машин, что остались! Но за прошедший месяц ушло всего две штуки, и то дали для себя в убыток...
По словам Григория, наметилась странноватая тенденция. В прошедшем году в Россию из Стране восходящего солнца интенсивно ввозили сначала малолитражки – они дешевле в растаможке и «на круг», потому резвее расползались. Но в этом году спрос на «короллы» и остальные «витцы» внезапно свалился, покупатели охотнее берут дорогие «ленд крузеры» либо «паджеро» (их припасы равномерно сокращаются). Разъяснение этому, наверняка, одно: ранее обитатели региона меняли машины раз в два-три года, на данный момент таковой способности нет – вот и вкладываются в «долгоиграющие» покупки.
Пустуют стоянки и терминалы, рассчитанные на тыщи машин.
– Новых машин из Стране восходящего солнца, считай, не завозят, разве что под определенный заказ либо «под себя», – посетовал Григорий. – Потому из полутора 10-ов человек, которые работали в фирме прошедшим летом, осталось 5. Сейчас нужно мыслить, чем далее заниматься. Я, может, опять в море пойду – вроде обещают набирать экипажи по весне. Но не очень верю: большая часть судов в бывшем нашем пароходстве такие старенькые, что от причала отступить жутко, а новых на данный момент не строят…
Словом, состояние, в каком сейчас пребывает «Зеленый угол», по другому как агонией не назовешь. По решению городских властей на его месте должен вырасти новый городской квартал. Ранее такие планы вызвали бы общее возмущение, а сейчас всем все равно. Вобщем, и у инвесторов средств на жилищное строительство нет, так что рынок еще поживет. Либо помучается.
Все равно никто машины из Владивостока не посылает...
Совместно со всем бывшим авто делом Приморья без дела оказались те, кто занимался доставками «японок» во Владивосток и отсюда – далее по Рф. Пустуют таможенные стоянки, терминалы у жд станций. Позакрывались мастерские, которые собирали машины из ввезенных по частям «конструкторов» (на бэушные комплектующие тоже подняли таможенные пошлины). Зато как бы хорошо ощущают себя сервисные центры, автомастерские и магазины по продаже запчастей – в кризис спрос на их услуги даже вырос. Понятно, не от неплохой жизни.
Кстати, и в самой Стране восходящего солнца реализации старых автомобилей по итогам первого полугодия упали до уровня 25-летней давности. Торговцы секондхэндом пробуют переориентироваться на другие рынки, к примеру на Юго-Восточной Азию, но выходит непринципиально: там тоже кризис.
Цены понижаются, а покупателей все нет.
…В городской администрации бодро сказали, что после введения запретительных таможенных пошлин массовой безработицы во Владивостоке не наблюдается. На конец лета официально в перечне краевой биржи труда значилось около 40 тыщ человек, либо меньше 4% всего трудоспособного населения. Правда, никто при всем этом не колеблется, что число незарегистрированных безработных, может быть, на порядок больше, просто каждый выворачивается сам, как может… Да и ранее – с формальной точки зрения – большая часть тех, кто занимался, скажем, перегонкой машин на «большую землю», нигде официально не считались.
ВОСТОЧНЫЙ ФОРПОСТ ИТАЛЬЯНЦЕВ
Но нельзя сказать, что во Владивостоке все так плохо, – жизнь длится. Более того, в городке набирает обороты подготовка к саммиту АТЭС (он пройдет тут через три года). Прокладывают новые дороги, строят гостиницы, офисные строения и наибольший в стране мост – он соединит полуостров Российский с континентом. В этой части финансирование даже возрастает. Не так издавна компания «Соллерс» официально объявила, что же откроет на Далеком Востоке автосборочный завод. Отыскали площадку в одном из цехов судоремонтного предприятия «Дальзавод». Даже Энциклопедия грузовых автомобилей отыскали – в присутствии премьер-министра Рф Владимира Путина глава Внешэкономбанка подписал соглашение о выделении кредита в 5 миллиардов. рублей для сотворения автосборочного производства и ряда компонентных производств. По планам, сборка начнется уже в конце этого года с грузовых моделей «Исудзу» и коммерческих на базе «ФИАТа-Дукато» (маршрутные такси, автобусы для школьников, инкассаторские фургоны и машины скорой помощи). Потом, в первой половине 2010 года, стартует выпуск вседорожников «СанЙонг». И еще: губернатор Приморского края Сергей Дарькин уже не раз «проговаривался», что «Соллерс» ведет переговоры о сборке легковых автомобилей и с японскими компаниями. «Соллерс», правда, эту информацию не подтверждает.
Эта часть рынка «Зеленый угол» уже свободна от машин.
На первом шаге завод сумеет выпускать 10–15 тыс. вседорожников, грузовых и коммерческих автомобилей, которые будут продавать в большей степени в Сибири и на Далеком Востоке. Для этого будет нужно не настолько не мало работников, всего несколько сотен. Это не неувязка. Различное, виртуозно собиравшие-разбиравшие японские внедорожники, просто освоят сварку и расцветку итальянских микроавтобусов. А вот поверят ли в местную сборку дальневосточные автомобилисты, привыкшие к машинам японского свойства? Пока они относятся к «нашемаркам» настороженно и в большинстве собственном не очень веруют в фуррор всего проекта. Вобщем, правительство, похоже, другого выхода просто не оставило.
Последние 15 лет авто рынок «Зеленый угол» (в народе – просто «Зеленка») был одной из основных достопримечательностей Владивостока. Сюда приезжали со всех концов страны избрать и приобрести автомобиль. Ну и просто погулять посреди нескончаемых рядов! Самые различные японские авто выстраивали по классам на склонах крутых сопок. Вот территория, где представлены легковушки, вот – микроавтобусы, а там, чуток в стороне, тянут к небу стрелы краны и стоит другая строительная колесная техника… На 1-ый взор, за последний год практически ничего не поменялось – но все поменялось кардинально. Количество выставленной техники уменьшилось некординально, но ни продавцов, ни покупателей практически не видно. Если ранее на каждые два-три автомобиля в торговые деньки был как минимум один «менеджер», то на данный момент бредешь по рядам запертых машин – и никого. И все вагончики, что стоят в ряд у ворот, тоже закрыты. Судя по вывескам и табличкам, ушел по более принципиальным делам нотариус (так как тут никому не нужен), нет спроса на услуги профессионала и таможенного декларанта, отправлять авто в Европейскую часть Рф тоже никто не рвется.

– Тех авто, что завезли в прошедшем году, при таком спросе нам хватит лет на 10, – обидно шутит с трудом обнаруженный торговец Григорий (он спал в собственном микроавтобусе). – У нас маленькая компания, но до Нового года мы каждый месяц брали в Стране восходящего солнца 30–40 машин, которые за две-три недели уходили на этом рынке и еще на 2-ух маленьких площадках в городке. В этом году не привозим совершенно. Нам бы реализовать те 150 машин, что остались! Но за прошедший месяц ушло всего две штуки, и то дали для себя в убыток...
По словам Григория, наметилась странноватая тенденция. В прошедшем году в Россию из Стране восходящего солнца интенсивно ввозили сначала малолитражки – они дешевле в растаможке и «на круг», потому резвее расползались. Но в этом году спрос на «короллы» и остальные «витцы» внезапно свалился, покупатели охотнее берут дорогие «ленд крузеры» либо «паджеро» (их припасы равномерно сокращаются). Разъяснение этому, наверняка, одно: ранее обитатели региона меняли машины раз в два-три года, на данный момент таковой способности нет – вот и вкладываются в «долгоиграющие» покупки.

– Новых машин из Стране восходящего солнца, считай, не завозят, разве что под определенный заказ либо «под себя», – посетовал Григорий. – Потому из полутора 10-ов человек, которые работали в фирме прошедшим летом, осталось 5. Сейчас нужно мыслить, чем далее заниматься. Я, может, опять в море пойду – вроде обещают набирать экипажи по весне. Но не очень верю: большая часть судов в бывшем нашем пароходстве такие старенькые, что от причала отступить жутко, а новых на данный момент не строят…
Словом, состояние, в каком сейчас пребывает «Зеленый угол», по другому как агонией не назовешь. По решению городских властей на его месте должен вырасти новый городской квартал. Ранее такие планы вызвали бы общее возмущение, а сейчас всем все равно. Вобщем, и у инвесторов средств на жилищное строительство нет, так что рынок еще поживет. Либо помучается.

Совместно со всем бывшим авто делом Приморья без дела оказались те, кто занимался доставками «японок» во Владивосток и отсюда – далее по Рф. Пустуют таможенные стоянки, терминалы у жд станций. Позакрывались мастерские, которые собирали машины из ввезенных по частям «конструкторов» (на бэушные комплектующие тоже подняли таможенные пошлины). Зато как бы хорошо ощущают себя сервисные центры, автомастерские и магазины по продаже запчастей – в кризис спрос на их услуги даже вырос. Понятно, не от неплохой жизни.
Кстати, и в самой Стране восходящего солнца реализации старых автомобилей по итогам первого полугодия упали до уровня 25-летней давности. Торговцы секондхэндом пробуют переориентироваться на другие рынки, к примеру на Юго-Восточной Азию, но выходит непринципиально: там тоже кризис.

…В городской администрации бодро сказали, что после введения запретительных таможенных пошлин массовой безработицы во Владивостоке не наблюдается. На конец лета официально в перечне краевой биржи труда значилось около 40 тыщ человек, либо меньше 4% всего трудоспособного населения. Правда, никто при всем этом не колеблется, что число незарегистрированных безработных, может быть, на порядок больше, просто каждый выворачивается сам, как может… Да и ранее – с формальной точки зрения – большая часть тех, кто занимался, скажем, перегонкой машин на «большую землю», нигде официально не считались.
ВОСТОЧНЫЙ ФОРПОСТ ИТАЛЬЯНЦЕВ
Но нельзя сказать, что во Владивостоке все так плохо, – жизнь длится. Более того, в городке набирает обороты подготовка к саммиту АТЭС (он пройдет тут через три года). Прокладывают новые дороги, строят гостиницы, офисные строения и наибольший в стране мост – он соединит полуостров Российский с континентом. В этой части финансирование даже возрастает. Не так издавна компания «Соллерс» официально объявила, что же откроет на Далеком Востоке автосборочный завод. Отыскали площадку в одном из цехов судоремонтного предприятия «Дальзавод». Даже Энциклопедия грузовых автомобилей отыскали – в присутствии премьер-министра Рф Владимира Путина глава Внешэкономбанка подписал соглашение о выделении кредита в 5 миллиардов. рублей для сотворения автосборочного производства и ряда компонентных производств. По планам, сборка начнется уже в конце этого года с грузовых моделей «Исудзу» и коммерческих на базе «ФИАТа-Дукато» (маршрутные такси, автобусы для школьников, инкассаторские фургоны и машины скорой помощи). Потом, в первой половине 2010 года, стартует выпуск вседорожников «СанЙонг». И еще: губернатор Приморского края Сергей Дарькин уже не раз «проговаривался», что «Соллерс» ведет переговоры о сборке легковых автомобилей и с японскими компаниями. «Соллерс», правда, эту информацию не подтверждает.

На первом шаге завод сумеет выпускать 10–15 тыс. вседорожников, грузовых и коммерческих автомобилей, которые будут продавать в большей степени в Сибири и на Далеком Востоке. Для этого будет нужно не настолько не мало работников, всего несколько сотен. Это не неувязка. Различное, виртуозно собиравшие-разбиравшие японские внедорожники, просто освоят сварку и расцветку итальянских микроавтобусов. А вот поверят ли в местную сборку дальневосточные автомобилисты, привыкшие к машинам японского свойства? Пока они относятся к «нашемаркам» настороженно и в большинстве собственном не очень веруют в фуррор всего проекта. Вобщем, правительство, похоже, другого выхода просто не оставило.