Особенности эксплуатации АКП

Все Таки, сама автоматическая коробка - это достаточно сложный и дорогой механизм, стопроцентно сопоставимый по этим чертам с сердцем автомобиля, движком. Производитель рассчитывает, что владелец дорогого авто внимательно ознакомится с аннотацией по эксплуатации и твердо усвоит заводские советы, что станет залогом длительной эксплуатации. В защиту «нерадивого» автомобилиста, необходимо сказать, что читать аннотацию тяло даже человеку технически грамотному, а прочитать ее всю, под силу разве что узнику замка «Иф», и то при условии полного отсутствия другого чтива. Все Таки, непосредственно неправильные деяния водителя становятся основной предпосылкой ранешнего «ухода из жизни» этого сложного и дорогого агрегата. По этому, в этой статье мы лаем коротко тормознуть на основных качествах, касающихся эксплуатации и обслуживания гидромеханической коробки.
Поначалу, замечу, что в настоящее время употребляются такие виды автоматических трансмиссий: гидравлические, вариаторы и механизированные КПП. Из их большее распространение и более давнюю историю имеют гидравлические системы.

В принципе, 1-ые автоматы, показавшиеся на американских автомобилях в 40х годах, так и работали. Но, КПД устройства, динамика разгона и другие минусы, присущие этой примитивной конструкции, заставили усовершенствовать коробку и добавить пару ступеней, а гидротрансформатор остался в роли сцепления, плавно передавая крутящий момент от мотора к коробке. Такая схема гидравлической АКП применяется и доселе, пройдя сложный путь эволюции и получив электронный блок управления процессами.
Режимы

«D» - основной режим для движения вперед.
«R» - задний ход.
«N» - нейтраль.
«P» - стоянка. В этом положении вал жестко блокируется, не позволяя автомобилю укатиться.
Этого в стопроцентно хватит для эксплуатации автомобиля в стандартных аспектах, а вот для сложной дорожной обстановки или при движении с прицепом предусмотрены такие варианты:
«E» - экономичный режим. Машина трогается на первой передаче, а переключение происходит при работе мотора на малых оборотах.
«S» - спортивный режим. Для лучшей динамики разгона передачи переключаются на огромных оборотах мотора.
«W» - зимний режим. Врубается при движении на скользких дорогах. Машина трогается на 2-ой-третьей передачах, переключение происходит при работе мотора на малых оборотах.
«L» - временный ограничитель переключения на более высшую передачу, применяемый при торможении движком.
«D3», «D2», «D1» («3», «2», «1») - принудительное ограничение передачи, до которой будет производиться переключение при разгоне. Используются При движении с завышенной нагрузкой (в гористой местности, буксировке прицепа или автомобиля, также в городе).
Для сохранения возможности быстро набрать скорость, на современных авто предусмотрен очередной режим, включающийся при резком нажатии педали газа до упора, «кик-даун». В Этом Случае коробка переключается на одну-две ступени ниже, в область большего крутящего момента, чтобы обеспечить наибольшее ускорение. Не считая того, чтоб кинуть спортсменам-любителям возможность личного контроля над процессом переключения, многие модели авто предоставляют функцию ручного выбора передачи подрулевыми лепестками - TipTronic.
Нюансы эксплуатации
Несмотря на простоту управления АКП, некоторые грубые ошибки могут привести к очень дорогостоящей поломке. Поначалу нужно держать в голове, что все передвижения селектора передач необходимо делать после остановки автомобиля, при всем этом правая нога должна в этот момент давить на тормоз. По идее существующая защита «от дурака» должна предостерегать от неправильных действий, но, если она не сработает, ремонт потянет на очень приличную сумму.
Кстати, к вопросу о том: «можно ли при управлении автомобилем с АКП использовать обе ноги?». Только В критичного торможения! Дело том, что если, случаем, нажать ногами на обе педали, коробке может понадобится ремонт.
Заводить движок следует при положении селектора «P» или «N», опять же нажав на тормоз.
Подстерегать неприятный сюрприз может и того, кто пренебрегает постановкой автомобиля на ручной тормоз, чего, кстати, тоже просит инструкция по эксплуатации. Дело в том, что в случае наличия наклона, оставленный на «Р» автомат испытывает естественную нагрузку и может заклинить особенный «зуб», запирающий шестерню коробки. В случае, разблокировать АКП будет не просто. По этому, лучше выработать правило, ставить машину на ручник, до того как заглушить мотор.
Очередной принципный момент - буксировка автомобиля с автоматом имеет свои особенности! При Всем Этом для каждой модели есть свои нюансы! Вообще, перемещать автомобиль таким образом можно, только установив селектор переключения режимов в положение N. Не считая того, если машину с «автоматом» необходимо буксировать, практически всегда АКП нужно полностью заполнить маслом и соблюдать советы, приведенные в инструкции по эксплуатации. Практически всегда они молвят об ограничении скорости - до 50 км/ч и на расстояние до 50 км. Дело в том, что редуктор и другие механизмы АКП находятся высоко, а масло к ним подается масляным насосом, который приводится в действие от мотора. Некоторые модели, по этой причине, вообще запрещено буксировать, в этом случае придется прибегнуть к помощи эвакуатора. Как вариант, можно рассоединить коробку, отключив АКП от колес или "вывесить" ведомую ось.
В сложных дорожных аспектах

Кстати, по поводу пробуксовки. Долгая пробуксовка чревата перегревом дифференциала, его может заклинить, а АКП получить удар. Плохо в этой ситуации и то, что передачи могут гулять ввысь-вниз, что никак не способствует ее «здоровью». По у в гололед, обязательно нужно включать «зимний режим», а если его нет, то вторую или третью передачу. В жизнь автомату существенно облегчат зимние или шипованные покрышки.
Не любит автоматическая коробка и спортивного стиля вождения. Злоупотребление режимом «кик-даун», или постоянная езда в режиме «спорт» значительно снижают ресурс «автомата». В Этом Случае, может быть, лучше рассмотреть покупку автомобиля с другим вариантом реализации автоматического переключения передач. Может быть, вариатор или механизированная КПП подходят для вас лучше, чем гидравлическая коробка?
Совсем скоро, в следующих наших публикациях на тему автоматической коробки, мы рассмотрим плюсы и недостатки этих систем.
Александр Левчук, auto.oboz.ua
ремонт автомобиля