СЕТРА - ВЫИГРЫШ ОТ ПЕРЕМЕНЫ
"СЕТРА" - ВЫИГРЫШ ОТ ПЕРЕМЕНЫ
ТЕХНИКА
Презентация
"СЕТРА" - ВЫИГРЫШ ОТ ПЕРЕМЕНЫ
Очень тяжело поверить в то, что роскошное заглавие компании "Сетра" (Setra) есть очевидное сокращение от труднопроизносимого германского SElbstTRAgender - "зельбсттрагендер", что в переводе значит "самонесущий".
Анатолий ФОМИН
Заглавие появилось в 1951 году, когда предприятие Карла Кессборера выпустило 1-ый автобус с несущим кузовом "Сетра-S8". Любопытствующие иногда желают знать, что значит курсивное "К", соседствующее на эмблеме со словом "Сетра". Здесь все очень просто - это монограмма Карла Кессборера. Самый 1-ый автобус его компания сделала еще в 1911 году, а в тридцатые годы наладила создание особых аэродинамических кузовов для скоростных автобусов - тогда они начали курсировать по германским автобанам. Без малого 90 лет с автобусами - достаточный повод, чтоб, не смущаясь, припоминать об этом.
А ПРИ ЧЕМ "ЕВОБУС"?
Нет, это не новенькая модель. Компания "Евобус" пока не имеет настолько славной истории. Она базирована 5 годов назад "Даймлер-Бенцем", объединившим 3-х "автобусников": фактически "Мерседес-Бенц", "Мерседес-Бенц Турция" и "Сетру", которая ранее была самостоятельна. Сейчас же "Сетра" и "Мерседес-Бенц" - близкие родственники.
Объединение пошло на пользу всем. "Мерседес-Бенц" получил доступ к кузовным технологиям "Сетры", а она, в свою очередь, к новым агрегатам компании. В цифрах это выражается так: в 1995 году было продано 1919 автобусов "Сетра", а в 1999-м - 2775.
НА ВОСТОКЕ ЕВРОПЫ
Если об автобусах "Мерседес-Бенц" германского и турецкого производства у нас в общем-то знают и реализации их исчисляются сотками, то о марке "Сетра" понятно совершенно малость. В "Евобусе" считают, что по нашим дорогам бегает около 200 таких машин. Если принять во внимание, что в прошедшем году Наша родина закупила 68 "сетр", то это близко к правде, но большая часть из их машины модели 215HD, которая всходит еще к семидесятым годам. Новых моделей пока не заказываем. Недешево.
Русский рынок автобусов очень перспективен. Как-никак, 3-ий по величине в мире после Индии и Китая - на каждую тыщу россиян приходится 3,2 автобуса, либо в общей трудности 470 тыщ. Бо'льшая часть этих машин очень старенькые и нуждаются в подмене. Но вот для импортеров, которые рвутся на наш рынок, часть критерий неприемлема - 30% пошлины! Для сопоставления: у бывших "соцбратьев" поляков она всего 10% и междугородные автобусные перевозки вырастают у их куда резвее.
Обитатели восточноевропейских государств обожают путешествия на запад, но вот с доходами у их туговато, и почему дорогому авиабилету либо не очень комфортному поезду они предпочитают комфортабельный автобус, который без пересадок доставит к месту предназначения. Сейчас рост пассажирских перевозок отмечается и в прибалтийских странах, откуда до Рф рукою подать. С учетом этого, видимо, и был задуман организованный компанией "балтийский тур" "Сетры" с финишем в Санкт-Петербурге. Тут и состоялось наше знакомство с новыми автобусами.
"СЕТРЫ" БЫВАЮТ Различные
У каждого производителя своя система систематизации. "Сетра" разделяет все автобусы на три группы. "Мультикласс" - более доступные универсальные машины для пригородного сообщения со средним либо низким уровнем пола, "комфорткласс" - автобусы среднего ценового спектра и комфорта, созданные для междугородных перевозок и экскурсионного обслуживания, и, в конце концов, "топкласс" - самые комфортные машины для эксплуатации на длинноватых маршрутах с наибольшей эффективностью.
Все три семейства приметно различаются снаружи. У машин "мультикласса" фактически прямоугольный профиль, а "топкласс" просто выяснить с боковой стороны по широкой наклонной стойке.
Естественно, что палитра автобусов не различается только типом кузова и уровнем пола: "сетры" бывают длиной от 8,9 до 15 м (в "мультиклассе" есть и сочлененная модель длиной 18 м), при этом 12-метровые могут быть двух- и трехосными, а 13,6- и 15-метровые - только трехосные. В отличие от "Мерседес-Бенца", "Сетра" более гибко подходит к комплектации машин. Даже в том, что касается "политических" моментов: автобусы "Сетра" могут быть обустроены не только лишь движками "Мерседес-Бенц", да и их соперниками: моторами МАН либо "Детройтдизель". И если посреди заказчиков междугородных машин толика предпочитающих "немерседесовский" дизель всего 5%, то пригородные автобусы на 35% оснащаются движками МАН.
ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА?
Международные пассажирские перевозки переживают сейчас очередной всплеск. С отменой границ в Европе междугородный автобус, как средство транПодвескаа, становится все более привлекателен. Но старенькой технике заезд сюда закрыт: автобусы, не надлежащие Евро I, уже не допускают в страны ЕС. На будущий год настанет очередь машин Евро I, так что к 2004-му на дорогах объединенной Европы останутся только автобусы, надлежащие Евро II и III. При всем этом вырастет количество длинноватых автобусов - сейчас им позволено вырастать аж до 15 м. Практика указывает: радиус поворота 15-метровых машин (у их поворотная не только лишь передняя, да и задняя ось) всего на метр больше, чем 12-метровых, а это не вызывает заморочек даже на самых узеньких улочках. Ожидается и бум двухэтажных автобусов: "даблдекер" "Сетра-328DT" при 12-метровой длине берет на борт 75 пассажиров. Так что распространение "сверхбольших" автобусов дело недолгого времени, так как это очень прибыльно.
А что в Рф? Новых "сетр", как ранее говорилось, тут нет. Будут ли популярны у нас автобусные поездки в Европу? В последнее время навряд ли. Все-же далеко - двое суток пути. К тому же, вопреки расхожему воззрению, наши путешествующие сограждане более безбедны, чем желают иногда казаться, и предпочитают авиарейсы. К тому же ослабления паПодвескано-визового режима пока не предвидится - быстрее, напротив. Все же энтузиазм к автобусным поездкам есть. И если сработают особые цены для русского рынка, может быть, и на наших дорогах появятся самые различные "сетры".
"Сетра"-хронология: 1883 - предприятие Карла Кессборера; 1911 - 1-ый автобус; 1920 - начало производства комфортных автобусов; 1930 - автобусы с обтекаемым кузовом; 1951 - "Сетра-S8" - 1-ый автобус с несущим кузовом; 1961 - автобусы "Сетра-S10" (серия 100); 1976 - автобусы серии 200; 1984 - независящая передняя подвеска и Abs серийно на автобусах "Сетра"; 1991 - автобусы серии 200; 1993 - "Сетра" серии 300 - междугородный автобус года; 1995 - "Сетра" в составе "Даймлер-Бенца"; 1996 - "Сетра-S315NF" низкопольный автобус; 1997 - "Сетра-S317HDH-3" трехосный высокопольный автобус.
Фото Анатолия ФОМИНА и компании "Евобус"