МАШИНА ПОБЕДЫ
МАШИНА ПОБЕДЫ
КЛУБ "Автовладелец"
у камина
БИОГРАФИЯ Т-34
МАШИНА ПОБЕДЫ
СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Ввоспоминаниях Хайнца Гудериана это событие описано буднично: "Шестого октября южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками... В первый раз проявилось в резкой форме приемущество российских танков Т-34. Дивизия понесла значимые утраты. Намеченное резвое пришествие на Тулу пришлось отложить".
ОТ КРИСТИ ДО КОШКИНА
По-военному сухие, написанные после окончания войны воспоминания, естественно, не передают волнения, которая окутала генерала летом 1941-го. По мемуарам свидетелей, его состояние было близким к шоку, когда 1-ый же снаряд из пушки русского танка пробил башню германского Т-III, как картонную коробку. Ответный же, германский, срикошетил от брони с красноватой звездой, оставив на ней только маленькую борозду. Сейчас тяжело поверить, что знаменитый Т-34 не сходу и "со скрипом" приняли к серийному производству. У машины было много врагов, оперировавших как беспристрастными недочетами ее первых образцов, так и стереотипами других русских военачальников, находившихся под воздействием... американской школы.
Не тайна, что конструкция ранешних русских танков взята у иноземцев. Сначала 1930-х за базу БТ-2 (быстроходный танк) взяли машину Джона Уолтера Кристи. Профессиональный конструктор, кстати, создатель 1-го из первых переднеприводных автомобилей, сделал очень резвый колесно-гусеничный танк с 400-сильным авиационным мотором "Либерти". Уникальная машина, на которую СССР купил лицензию, оказалась, но, достаточно сырой, хотя после доводки БТ все таки стали основными танками Красноватой Армии.
Тем временем в харьковском КБ-24 под управлением Миши Ильича Кошкина уже вовсю работали над совсем новыми машинами.
Весной 1938-го появился макет Т-46-5 - 1-ый танк с сильной противоснарядной броней (на БТ слабенькая броня защищала только от пуль). Через полгода на тесты вышел А-20 с полностью новым, неслыханным в мировом танкостроении движком. Двенадцатицилиндровый дизель В-2 развивал 500 л. с., был тяговит, экономичен и, что очень принципиально в бою, приметно увеличивал пожароЗаконодательство машины.
Последующий шаг к Т-34 - танк А-32 (один из его прототипов оснастили сильной 76-миллиметровой пушкой), когда единственным движителем конструкторы назначили гусеницы, отказавшись от колес. Конкретно это решение вызвало возражение у части военных профессионалов. Они считали, что для танка очень принципиальна скорость на шоссе. Тем паче, что согласно пропагандистским клише тех лет Красноватая Армия должна "лупить неприятеля на его своей местности", а там дороги отличные.
И все-же 19 декабря 1939-го постановлением Комитета Обороны А-32 был принят на вооружение, правда, с обмолвками: предстояло, а именно, усилить обзорность, прирастить лобовую броню.
И уже в январе-феврале 40-го собрали два А-34, на самом деле, А-32 с утолщенной с 30 до 45 мм броней. Эти танки предстояло показать управлению страны.
Машина приглянулась. Но чуток позднее в Кубинке, куда танки ушли из Москвы, испытатели выявили у нее много недостатков и слабеньких мест. Ресурс дизеля оказался очень низким: заявленные заводом гарантийные 100 часов, естественно, не могли устроить военных. Кстати, 1-ый мотор в Харькове и совсем отработал 25 часов. Испытатели сетовали на тесноту, в особенности на местах командира и водителя, среднюю обзорность. К тому же танк добивался безмерно нередкого обслуживания: фрикционы, к примеру, полагалось смазывать каждые 250 км пробега.
Многие высшие офицеры во главе с заместителем наркома обороны Г. Куликом считали, что запускать "тридцатьчетверку" в серийное создание не следует. Предлагали проектировать новый танк, а пока делать ставку на легкие Т-50. Конструкторы же, напротив, стояли на том, чтоб немедля запускать машину в серию, сразу дорабатывая ее и сохраняя в общем удачную концепцию.
Летом 1940-го "тридцатьчетверку" сравнили с германским Т-III (по официальной систематизации PzKpfw III). Уверенные в собственном приемуществе немцы расслабленно продали танк нам. По правде, он выигрывал в надежности, комфорте, имел хорошую радиостанцию. Но "тридцатьчетверка" превосходила германскую машину по более принципиальным показателям - вооружению и броневой защите, не проигрывая в скорости. В Харькове и Сталинграде, куда с Украины поставляли корпуса и башни, начали разворачивать создание Т-34 (так с началом серийного производства назвали танк).
ОТ МОСКВЫ ДО БЕРЛИНА
Окончательную точку в судьбе "тридцатьчетверки" - к лету 1941-го было сделано около тыщи машин - поставила война. 24 июня Нарком Обороны С. Тимошенко и начальник Генштаба Г. Жуков обратились с письмом к Сталину, предлагая увеличивать выпуск Т-34. Уже 1 июля создание "тридцатьчетверок" начали в Сормово. Но там, как и на Сталинградском, не хватало дизелей, и часть машин оснащали бензиновыми моторами V12, пережившими несколько капремонтов.
Приемущество "тридцатьчетверок" над германскими Т-III и T-IV проявилось уже в 1-ые месяцы войны. Русские пушки поражали германские машины с 1200-1800 м, на таковой дистанции для Т-34 танки противника были безопасны.
В октябре 1941-го трофейные Т-34 демонстрировали германским конструкторам, промышленникам и офицерам Управления вооружений. Фронтовики предложили... скопировать машину. Кстати, того же представления придерживался известный Фердинанд Порше, который в те годы был занят созданием танков. Но большая часть конструкторов, по словам Гудериана, "смущало, меж иным, не омерзение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важных деталей Т-34, в особенности дизельного мотора".
Красивая проходимость, отменная бронезащита, хорошая ремонтопригодность (агрегат несложно было демонтировать даже в полевых критериях) и... большие утраты. Из-за тактических просчетов в процессе боев, неопытности экипажей на первых порах, отсутствия радиостанций на большинстве машин, нехватки ремонтников и тягачей наша армия теряла совершенно еще малочисленные и очень нужные фронту "тридцатьчетверки". А к танковым столицам СССР уже подходил неприятель.
17 сентября 1941-го начали эвакуацию Харьковского тракторного в Нижний Тагил. Сейчас в это тяжело поверить: 1-ый танк вышел из ворот бывшего вагоностроительного завода уже 18 декабря. Создание Т-34 развернули и в Омске, движки В-2 стали выпускать в Барнауле.
Позднее, в самом большом танковом сражении 2-ой мировой войны, под Курском, летом 1943 года наши "тридцатьчетверки" и танкисты нанесли германским танковым армиям сокрушительное поражение, от которого они уже не могли оправиться. И это невзирая на то, что у вермахта на вооружении к тому времени были уже суперсовременные "пантеры" и "тигры".
Наши конструкторы и военные отлично представляли для себя, что Т-34 по совокупы свойств - наилучший танк на фронтах войны, да и он не безупречен. Подробный отчет о недочетах машины появился в декабре 1942-го, когда подо Мгой русские танкисты повстречали 1-ые фашистские "пантеры" Т-V. Пушка Т-34 могла поразить новые германские танки только с 500-600 м, а для лобовой 100-миллиметровой брони "тигров" фактически была безопасна.
Осенью 1943-го войска стали получать Т-34-85 с более сильной 85-миллиметровой пушкой. Таким "тридцатьчетверкам" легче было биться с германскими машинами, но "тигробоязнь", по мемуарам танкистов-ветеранов, не оставляла их до конца войны: с возникновением "тигров" и "пантер" утраты русских машин от пушек германских танков выросли практически вдвое. Все же Т-34 оставались очень суровым орудием.
ТАНК-ПОБЕДИТЕЛЬ
"Тридцатьчетверки", а их до конца войны выстроили около 60 тыщ, дошли до Берлина и Тихого океана, позже много лет служили в армиях различных государств. Даже в 70-х в телевизионных репортажах из Африки можно было узреть знакомый нам силуэт.
Сейчас Т-34 стоят в музеях и на постаментах, напоминая о конструкторах и испытателях, рабочих, в главном женщинах и детях, в рекордные сроки наладивших создание и выпускавших броневые машины, и, естественно, о танкистах, которые водили в бой знаменитый танк Победы.
Поздравляем!
Танк А-34 - макет прославленной "тридцатьчетверки".
Уникальный экземпляр - один из первых серийных Т-34 1940 года.
Т-34 производства завода в Нижнем Тагиле. 1942 г.
Самоходное орудие на базе Т-34 СУ-100 1944 года. Таких машин выстроили 1350.