ДЫШИТЕ Поглубже .
ДЫШИТЕ Поглубже...
Животрепещуще!
ТЕСТ
ДЫШИТЕ Поглубже...
Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото Александра Полунина и Александра Будкина
Сидя за рулем, господа водители, вдыхайте городской воздух полной грудью, сможете даже опустить стекло, чтоб лучше почувствовать запах, исходящий из выхлопной трубы стоящего рядом КамАЗа. Не откажите для себя в наслаждении затянуться крепчайшей папиросой. Не курите? Начните - вам это не повредит. Уже не повредит.
Наилучшая агитация - приятная. Можно без конца говорить об экологических дилеммах, но дискуссии - дискуссиями и останутся. Кто-то кое-где захворал либо помер? Не достаточно ли от чего! Вы чувствуете себя разбитым, болит голова? Просто утомились на работе. В сознании многих все это не связывается с загрязнением среды. Ведь вредные вещества трудно узреть, не всегда можно унюхать и не достаточно кто рискнет испытать на вкус. Стоит страшиться того, чего как бы и нет?
Мысль теста родилась сама собой: застряли как-то "зарулевские" испытатели в пробке. В горле першило, глаза щипало, разговор перескакивал с темы на тему - и здесь кому-то пришла в голову идея: почему бы не проверить, чем дышит автомобилист, живущий в большенном городке. Сколько и какой дряни попадает в его организм во время каждодневных поездок из дома, размещенного в пригороде либо на окраине, на работу в центр.
Ну, и закрутилось... Проконсультировались со спецами, отыскали приборы, составили программку. Определять решили содержание окиси углерода, окиси азота и углеводородов в салоне автомобиля (VAZ 2106 1996 года выпуска, пробег - 30 тыс. км) в различных точках городка. Ездили с газоанализаторами по одной из самых загруженных столичных магистралей - Садовому кольцу. Позже направились из центра за город.
Скорость автомобиля зависела, в главном, от средней скорости транПодвесканого потока и колебалась от 0 (остановки у светофоров на перекрестках и пешеходных переходах, также транПодвесканых пробках) до 70-80 км/ч за городом. На остановках движок не выключался и работал в режиме холостого хода. Приточная вентиляция автомобиля работала при стопроцентно открытой заслонке забора внешнего воздуха, электровентилятор был включен на малые обороты (положение тумблера № 1).
В контрольных точках маршрута снимали показания устройств. Через пару дней, когда погода поменялась, замеры повторили: хотелось поглядеть, как оказывают влияние температура, ветер, давление, влажность на загрязнение атмосферы. Не накалывают ли нас радио и телевидение, когда милым голоском предупреждают об особо неблагоприятной экологической обстановке?
Перед заездами на "шестерке" установили пробоотборник, через который проходил тот воздух, что поступает в салон по вентиляционной системе. На сменных фильтрах пробоотборника оседали взвешенные в воздухе частички. Четыре фильтра, отработавшие по два часа в различных районах городка, направились на экспертизу. Совместно с ними поехали на анализ три картонных конвертика, в каких находилось темное маслянистое вещество - соскобы с внутренней стороны стекол автомобиля (VAZ 21213, 1995 год выпуска, пробег - 70 тыс. км). Не лицезрел бы сам, ни за что не поверил бы, что на чистом как бы стекле столько грязищи.
Лабораторные анализы должны были ответить, сколько и каких вредных веществ содержится в городском воздухе и в отложениях на стеклах автомобиля. Результаты всех замеров приведены в таблице и на графиках. Осталось их откомментировать.
Вспомним, что ни на одном российском автомобиле нет фильтров для поступающего в салон воздуха. Стало быть, приточная вентиляция подобна пылесосу. Что все-таки он засасывает, когда автомобиль едет либо, того ужаснее, стоит в потоке транПодвескаа?
Сходу оговоримся - проведенные замеры не претендуют на полноту данных об опасности здоровью тех, кто ездит по Москве. Желали просто оценить общую картину - "объем бедствия", прибегнув для этого к помощи профессионалов автополигона (НИЦИАМТ).
Опыты проявили: содержание СО, NO и СnНm в салоне автомобиля во много раз превосходит максимально допустимую концентрацию (ПДК) для атмосферы населенных мест. Не достаточно того, где-то концентрация вредных оксидов неоднократно "зашкаливает" даже за ПДК промышленных зон. Так что, сидя за рулем в центре городка, вы не просто работаете, а трудитесь на вредном производстве. И только отъехав от городка на приличное расстояние, сможете считать, что наконец выкарабкались из "газовой камеры".
Большой энтузиазм представил и диапазон полициклических углеводородов (ПАУ). Пробы с фильтров и эталоны отложений со стекол автомобиля после специальной обработки подвергли анализу способом газовой хроматографии. Результаты - в таблице.
Все эти ПАУ отличаются прекрасными труднопроизносимыми наименованиями и на уникальность вредным воздействием на человеческий организм. Говоря научным языком, они владеют канцерогенной и мутагенной активностью. А если просто - канцерогены содействуют появлению у человека злокачественных опухолей. (Канцероген - от латинского слова "рак" и греческого "рождение", другими словами "рождающий рак"). Мутагены же, как видно из наименования, вызывают мутации - конфигурации в свойствах и признаках организма, передающиеся потомству. Все насмотрелись по телеку "ужастиков" - что такое мутант, представляют. Врачи же отлично знают, что реальность бывает пострашнее кино.
Исследования проявили, что ПАУ всегда находятся в отработавших газах автомобилей. Содержание их находится в прямой зависимости от регулировок мотора и резко растет, если движок неисправен.
Для большей наглядности в ту же таблицу мы расположили результаты анализа вредных веществ в отработавших газах автомобилей VAZ 2106 и КамАЗ-5320. "Особо выдающиеся" концентрации ПАУ в таблице выделены. Как выяснилось, в куске грязищи со стекла размером с булавочную головку небезопасной "химии" бывает на два порядка больше, чем в кубометре зловонных выхлопных газов. Логично - как показал анализ проб на фильтрах, за пару часиков в салон попадает через вентиляционную систему 1-го только бенз(а)пирена столько, сколько его в 20 кубометрах "выхлопа". Куда ему деваться - в салоне. Стоит спрашивать, откуда берутся злокачественные опухоли, почему появляются нездоровые малыши?
"Неавтомобилизованная" часть городского населения если и может ощущать себя спокойней, то ненамного. Пешеходы прогуливаются по тротуарам, а тротуары, обычно, идут по бокам дороги... А разве в салоне автобуса чище, чем в легковом автомобиле?
Числа, по правде, принуждают задуматься, в каком же "грязном" мире мы живем. При этом автомобилисты смело могут отнести себя к числу главных потребителей канцерогенных, мутагенных и иных, на уникальность "нужных" веществ. Подтвердим эту идея таким примером: содержание окиси углерода в помещении редакции не превысило 5 мг/м3, тогда как на Сухаревской площади, до которой от редакции метров 500, прибор демонстрировал в салоне машины концентрацию СО в 10 раз огромную.
Естественно, загазованность находится в зависимости от многих причин: от места, интенсивности движения, погодных критерий. Но в черте Москвы водителям и пассажирам то и дело приходится вдыхать "смесь", в какой все предельные концентрации безвыходно превышены. Непременно, с загрязнением атмосферы нужно биться. Весь цивилизованный мир помешан на экологии непопросту - строгие требования к автомобилям появились не на пустом месте. На данный момент и московские власти вступили в борьбу за чистоту воздуха: нейтрализаторный "бум" то стихает, то разгорается вновь. Но принудительной установкой нейтрализаторов на все машины делему навряд ли получится решить в одночасье. Вообщем, борьба за чистоту выхлопа - тема отдельного разговора, к которому мы непременно вернемся.
Сейчас "в бой" за чистоту собственного "личного" воздуха могут вступить только безбедные Различное, чьи жилья размещены в зеленоватых загородных зонах, а дорогие авто не достаточно того, что имеют "незапятнанный" выброс, но еще в некий мере защищают жителей салона от чужой "грязищи".
Кстати, как эффективны фильтры, установленные в системах вентиляции многих привезенных из других стран автомобилей? "Герметичен" ли их салон? Это тоже тема 1-го из будущих тестов.
Сначала статьи мы предложили всем некурящим водителям закурить. Делать этого, естественно, не стоит. Но если вы вволю надышались незапятнанным воздухом на природе и решили все таки покурить, то знайте - содержание окиси углерода в сигаретном дыме будет приметно ниже, чем в салоне автомобиля, стоящего в пробке где-нибудь в центре городка.
Газоанализаторы, при помощи которых измерялось содержание СО, NO, СnНm в салоне автомобиля.
Воронка-пробоотборник закреплена на дефлекторе вентиляции VAZ 2106. В ней - особый фильтр АФА-РМ-20.
Концентрации СО и NO в салоне автомобиля, который движется от центра городка в пригород.
Концентрация СО, NO, CnHm (мг/м3) в салоне автомобиля в различных точках Садового кольца. ПДК для СО: жилая зона - 5 мг/м3, промышленная зона - 20 мг/м3; для NO: жилая зона - 2 мг/м3, промышленная зона - 5 мг/м3; для CnHm: жилая зона - 5 мг/м3, промышленная зона - 300 мг/м3.







Животрепещуще!
ТЕСТ
ДЫШИТЕ Поглубже...
Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото Александра Полунина и Александра Будкина
Сидя за рулем, господа водители, вдыхайте городской воздух полной грудью, сможете даже опустить стекло, чтоб лучше почувствовать запах, исходящий из выхлопной трубы стоящего рядом КамАЗа. Не откажите для себя в наслаждении затянуться крепчайшей папиросой. Не курите? Начните - вам это не повредит. Уже не повредит.
Наилучшая агитация - приятная. Можно без конца говорить об экологических дилеммах, но дискуссии - дискуссиями и останутся. Кто-то кое-где захворал либо помер? Не достаточно ли от чего! Вы чувствуете себя разбитым, болит голова? Просто утомились на работе. В сознании многих все это не связывается с загрязнением среды. Ведь вредные вещества трудно узреть, не всегда можно унюхать и не достаточно кто рискнет испытать на вкус. Стоит страшиться того, чего как бы и нет?
Мысль теста родилась сама собой: застряли как-то "зарулевские" испытатели в пробке. В горле першило, глаза щипало, разговор перескакивал с темы на тему - и здесь кому-то пришла в голову идея: почему бы не проверить, чем дышит автомобилист, живущий в большенном городке. Сколько и какой дряни попадает в его организм во время каждодневных поездок из дома, размещенного в пригороде либо на окраине, на работу в центр.
Ну, и закрутилось... Проконсультировались со спецами, отыскали приборы, составили программку. Определять решили содержание окиси углерода, окиси азота и углеводородов в салоне автомобиля (VAZ 2106 1996 года выпуска, пробег - 30 тыс. км) в различных точках городка. Ездили с газоанализаторами по одной из самых загруженных столичных магистралей - Садовому кольцу. Позже направились из центра за город.
Скорость автомобиля зависела, в главном, от средней скорости транПодвесканого потока и колебалась от 0 (остановки у светофоров на перекрестках и пешеходных переходах, также транПодвесканых пробках) до 70-80 км/ч за городом. На остановках движок не выключался и работал в режиме холостого хода. Приточная вентиляция автомобиля работала при стопроцентно открытой заслонке забора внешнего воздуха, электровентилятор был включен на малые обороты (положение тумблера № 1).
В контрольных точках маршрута снимали показания устройств. Через пару дней, когда погода поменялась, замеры повторили: хотелось поглядеть, как оказывают влияние температура, ветер, давление, влажность на загрязнение атмосферы. Не накалывают ли нас радио и телевидение, когда милым голоском предупреждают об особо неблагоприятной экологической обстановке?
Перед заездами на "шестерке" установили пробоотборник, через который проходил тот воздух, что поступает в салон по вентиляционной системе. На сменных фильтрах пробоотборника оседали взвешенные в воздухе частички. Четыре фильтра, отработавшие по два часа в различных районах городка, направились на экспертизу. Совместно с ними поехали на анализ три картонных конвертика, в каких находилось темное маслянистое вещество - соскобы с внутренней стороны стекол автомобиля (VAZ 21213, 1995 год выпуска, пробег - 70 тыс. км). Не лицезрел бы сам, ни за что не поверил бы, что на чистом как бы стекле столько грязищи.
Лабораторные анализы должны были ответить, сколько и каких вредных веществ содержится в городском воздухе и в отложениях на стеклах автомобиля. Результаты всех замеров приведены в таблице и на графиках. Осталось их откомментировать.
Вспомним, что ни на одном российском автомобиле нет фильтров для поступающего в салон воздуха. Стало быть, приточная вентиляция подобна пылесосу. Что все-таки он засасывает, когда автомобиль едет либо, того ужаснее, стоит в потоке транПодвескаа?
Сходу оговоримся - проведенные замеры не претендуют на полноту данных об опасности здоровью тех, кто ездит по Москве. Желали просто оценить общую картину - "объем бедствия", прибегнув для этого к помощи профессионалов автополигона (НИЦИАМТ).
Опыты проявили: содержание СО, NO и СnНm в салоне автомобиля во много раз превосходит максимально допустимую концентрацию (ПДК) для атмосферы населенных мест. Не достаточно того, где-то концентрация вредных оксидов неоднократно "зашкаливает" даже за ПДК промышленных зон. Так что, сидя за рулем в центре городка, вы не просто работаете, а трудитесь на вредном производстве. И только отъехав от городка на приличное расстояние, сможете считать, что наконец выкарабкались из "газовой камеры".
Большой энтузиазм представил и диапазон полициклических углеводородов (ПАУ). Пробы с фильтров и эталоны отложений со стекол автомобиля после специальной обработки подвергли анализу способом газовой хроматографии. Результаты - в таблице.
Все эти ПАУ отличаются прекрасными труднопроизносимыми наименованиями и на уникальность вредным воздействием на человеческий организм. Говоря научным языком, они владеют канцерогенной и мутагенной активностью. А если просто - канцерогены содействуют появлению у человека злокачественных опухолей. (Канцероген - от латинского слова "рак" и греческого "рождение", другими словами "рождающий рак"). Мутагены же, как видно из наименования, вызывают мутации - конфигурации в свойствах и признаках организма, передающиеся потомству. Все насмотрелись по телеку "ужастиков" - что такое мутант, представляют. Врачи же отлично знают, что реальность бывает пострашнее кино.
Исследования проявили, что ПАУ всегда находятся в отработавших газах автомобилей. Содержание их находится в прямой зависимости от регулировок мотора и резко растет, если движок неисправен.
Для большей наглядности в ту же таблицу мы расположили результаты анализа вредных веществ в отработавших газах автомобилей VAZ 2106 и КамАЗ-5320. "Особо выдающиеся" концентрации ПАУ в таблице выделены. Как выяснилось, в куске грязищи со стекла размером с булавочную головку небезопасной "химии" бывает на два порядка больше, чем в кубометре зловонных выхлопных газов. Логично - как показал анализ проб на фильтрах, за пару часиков в салон попадает через вентиляционную систему 1-го только бенз(а)пирена столько, сколько его в 20 кубометрах "выхлопа". Куда ему деваться - в салоне. Стоит спрашивать, откуда берутся злокачественные опухоли, почему появляются нездоровые малыши?
"Неавтомобилизованная" часть городского населения если и может ощущать себя спокойней, то ненамного. Пешеходы прогуливаются по тротуарам, а тротуары, обычно, идут по бокам дороги... А разве в салоне автобуса чище, чем в легковом автомобиле?
Числа, по правде, принуждают задуматься, в каком же "грязном" мире мы живем. При этом автомобилисты смело могут отнести себя к числу главных потребителей канцерогенных, мутагенных и иных, на уникальность "нужных" веществ. Подтвердим эту идея таким примером: содержание окиси углерода в помещении редакции не превысило 5 мг/м3, тогда как на Сухаревской площади, до которой от редакции метров 500, прибор демонстрировал в салоне машины концентрацию СО в 10 раз огромную.
Естественно, загазованность находится в зависимости от многих причин: от места, интенсивности движения, погодных критерий. Но в черте Москвы водителям и пассажирам то и дело приходится вдыхать "смесь", в какой все предельные концентрации безвыходно превышены. Непременно, с загрязнением атмосферы нужно биться. Весь цивилизованный мир помешан на экологии непопросту - строгие требования к автомобилям появились не на пустом месте. На данный момент и московские власти вступили в борьбу за чистоту воздуха: нейтрализаторный "бум" то стихает, то разгорается вновь. Но принудительной установкой нейтрализаторов на все машины делему навряд ли получится решить в одночасье. Вообщем, борьба за чистоту выхлопа - тема отдельного разговора, к которому мы непременно вернемся.
Сейчас "в бой" за чистоту собственного "личного" воздуха могут вступить только безбедные Различное, чьи жилья размещены в зеленоватых загородных зонах, а дорогие авто не достаточно того, что имеют "незапятнанный" выброс, но еще в некий мере защищают жителей салона от чужой "грязищи".
Кстати, как эффективны фильтры, установленные в системах вентиляции многих привезенных из других стран автомобилей? "Герметичен" ли их салон? Это тоже тема 1-го из будущих тестов.
Сначала статьи мы предложили всем некурящим водителям закурить. Делать этого, естественно, не стоит. Но если вы вволю надышались незапятнанным воздухом на природе и решили все таки покурить, то знайте - содержание окиси углерода в сигаретном дыме будет приметно ниже, чем в салоне автомобиля, стоящего в пробке где-нибудь в центре городка.
Газоанализаторы, при помощи которых измерялось содержание СО, NO, СnНm в салоне автомобиля.
Воронка-пробоотборник закреплена на дефлекторе вентиляции VAZ 2106. В ней - особый фильтр АФА-РМ-20.
Концентрации СО и NO в салоне автомобиля, который движется от центра городка в пригород.
Концентрация СО, NO, CnHm (мг/м3) в салоне автомобиля в различных точках Садового кольца. ПДК для СО: жилая зона - 5 мг/м3, промышленная зона - 20 мг/м3; для NO: жилая зона - 2 мг/м3, промышленная зона - 5 мг/м3; для CnHm: жилая зона - 5 мг/м3, промышленная зона - 300 мг/м3.






