ГЕРОИ ЗВАНОГО ОБЕДА - ГРУЗОВИКИ!
ГЕРОИ ЗВАНОГО ОБЕДА - ГРУЗОВИКИ!
ТЕХНИКА
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ
ГЕРОИ ЗВАНОГО ОБЕДА - ГРУЗОВИКИ!
Детище концерна "Даймлер-Крайслер" - "Атего" получило титул "Грузовик 1999 года", в Бельгии на международном автомобильном салоне. Там находился корреспондент ЗР.
Андрей СИДОРОВ
На трибунал жюри, куда входят 16 европейских журналистов, были представлены 6 машин: "Вольво-FM", "ИВЕКО-ЕвроТех Курсор", ДАФ-CF, MAН-F2000, "Скания-R114/124" и "Мерседес-Бенц-Aтего". Каждый член жюри располагает 12 баллами и распределяет их меж моделями-конкурентами, при этом менее 7 на один автомобиль. Аспекты оценки были самыми различными и, в значимой мере, личными. Ну а так как пишущая братия за рулем грузовиков посиживает только на торжественных презентациях и недолго, то повышенное внимание присяжные уделяли комфорту и эргономичности. По результатам опроса "Атего" набрал 69 баллов (из 112 вероятных), за ним с маленьким отставанием "Вольво-FM" (64 балла).
В особенности у фаворита приглянулись двери кабины, открывающиеся на 90°, огромное внутреннее место, отменная звукоизоляция, комфортное размещение рычага переключения передач и точная его работа. Двери на 90°, естественно, это сила! Жалко, не представлен был наш старенький МАЗ... - его двери распахиваются аж на ветровое стекло!
Сегодняшний титул - не 1-ый схожий трофей "Мерседеса". Модели "Спринтер", "Вито" и "Актрос" признали "Европейским развозным фургоном 1995 года", "Европейским вэном 1996 года" и "Грузовиком 1997 года" соответственно. Их модификации, выставленные на этом автомобильном салоне, уже приметно отличались от собственных титулованных предшественников. Но об этом чуток позднее.
Говоря об "имениннике", отметим один принципиальный козырь, который, похоже, становится визитной карточкой компании: невиданное обилие моделей уже в самом начале производства. Так именуемая модульная сборка, опробованная на модели "Спринтер" (ЗР, 1998, № 9), позволила весной 1998 года открыть новый модельный ряд "Атего" 25(!) разными модификациями, посреди которых четыре варианта кабин и 6 - шасси (от 6,5 до 15 тонн полной массы). А в сентябре возникают освеженные двух- и трехосные шасси для автомобилей полной массой 16, 18, 25 тонн. Так "Атего" переместился в категорию "выше 18 тонн" и вошел в число претендентов на титул "Грузовик года". Сейчас эта серия включает 27 базисных моделей полной массой от 6,5 до 26 тонн, оснащаемых пятью движками мощностью от 122 до 279 л. с.
Не позабыты и полюбившиеся бельгийцам "Спринтер" и "Вито" (с января по ноябрь 1998 года в Бельгии записанно 7300 этих автомобилей, что на 850 больше, чем за весь 1997 год). Для "Спринтера" предлагается спутниковая навигационная система, разработанная в сотрудничестве с компанией "Бош-Блаупункт", пневмоподвеска с автоматической электрической регулировкой (сейчас можно не тащить тяжкий груз вглубь фургона, а оставлять его прямо у двери - подвеска не просядет под нагрузкой), 100-литровый бак заместо стандартного на 75 л..
"Вито" (как и класс V) может похвастать новейшей политрой дизельных движков с конкретным впрыском. Более мощнейший из их - 4-х цилиндровый Vito 112 CDI развивает 90 кВт/122 л. с., вращающий же момент его добивается 300 Н.м в интервале 1800-2500 об/мин. У мотора четыре клапана на цилиндр, меж которыми - точно по центру - размещена форсунка. Система "коммон рейл" уже на низких оборотах способна развить давление до 1350 бар в общей магистрали (перед форсунками), при всем этом давление регулирует электроника в согласовании с оборотами и нагрузкой на движок и независимо от объема впрыска. Подготовительный впрыск за несколько миллисекунд до основного приметно понижает шум мотора, а спиральные впускные каналы в головке блока завихряют воздушный поток на входе в цилиндр. Это содействует хорошему сгоранию и, соответственно, экономичности и экологической чистоте мотора.
Конфигурации задели и бензиновых агрегатов "Вито". Движки моделей Vito 113 (2,0 л, 95 кВт/130 л. с.) и Vito 114 (2,3 л, 105 кВт/143 л. с.) снабдили новым компом, прирастили интервал регламентного обслуживания с 15 000 до 22 500 км (как и для дизелей CDI). Также удалось несколько понизить обороты наибольшего вращающего момента, а означает, сделать мотор более эластичным.
Для "Вито" предлагают новейшую пятиступную механическую либо автоматическую коробку. Обычно умственный автомат от "Мерседеса" "поумнел" еще более. Сейчас программка динамического выбора передач (DSP) анализирует практически все: положение педали акселератора, загрузку автомобиля, уклон дороги, наличие прицепа, температуру в коробке, свойства мотора и, вместе с электрической внутренностью коробки, выбирает лучшую передачу. Не считая того, коробка снабжена демпфером крутильных колебаний, что делает ее работу еще больше мягенькой.
В первый раз перед публикой стал "Эконик" - спец автомобиль, который может работать эвакуатором, пожарной машиной, развозным автомобилем в аэропортах, мусоросборщиком и т. п. Его особенность - удобство входа-выхода рабочих, тонкий пол кабины (ЗР, 1999, № 2). Основная модель - двухосная, полной массой 18 тонн. На заказ изготавливают трехосный вариант с уменьшенной на 450 мм высотой кабины.
А что все-таки привезли на выставку другие гиганты "томного автопромышленности"?
"Вольво" представил 13 грузовиков, посреди которых модели FL6, FM (7, 10 и 12) и FH12. Чем они примечательны? Дисковые тормоза на всех колесах, система EBS, контролирующая тормозное усилие на каждом колесе, уникальный замедлитель, сблокированный с коробкой, - он сберегает тормоз на пологих спусках и обеспечивает режим "круиз-контроль" даже при движении под уклон. Из достижений на "экологическом фронте" журналистам проявили модель FL6, работающую на природном газе, а система выпуска FM7 с этого момента оснащается на заводе особым фильтром, который задерживает около 80% сажи.
Для "Скании" этот год - юбилейный. Ровно 50 годов назад компания в первый раз стала на Брюссельском автомобильном салоне. Сейчас шведы привезли в Бельгию три новых мотора, отвечающих нормам Евро III, которые вступят в силу в октябре 2000 года. Это модели 230, 340 и 420 (их индексы означают мощность в л. с.). У самой малеханькой, "двести тридцатки", объем 9 л. и относительно высочайший расход горючего (196-198 г/кВт.ч), но это с лихвой компенсируется чистотой выхлопа и тяговитостью мотора: наибольший вращающий момент 1100 (!) Н.м при 1100-1200 об/мин. Таковой мотор практически безупречен для городских режимов движения. Не считая того, движок развивает впечатляющий тормозной момент: мощность торможения - 170 кВт при 2400 об/мин.
Система "Оптикруиз" - разработка "Скании" - автоматом выбирает подходящую передачу, сберегая горючее. Но основная особенность в том, что система работает со стандартной восьмиступенчатой "ручной" коробкой. Пневмоцилиндры, монтируемые на крышке коробки, переключают передачи, а шофер только выжимает сцепление при троганье с места и остановке.
"Рено" привез новые варианты старенькых, но отлично продаваемых в Европе моделей: "Экспресс" и его вариант "Кангу", также "Мастер". Количеством модификаций "Мастер" может поспорить с утилитарными грузовичками от "Мерседеса". Тут и версия с грузовой подъемной платформой, и мини-автобус, и двойная кабина - всего 44 модификации на базе 15 вариантов кузова. Не остались незамеченными и "Кангу" для инвалидов, и новенькая "Кангу-экспресс" с поднимающейся крышей.
Салон в Брюсселе - обычно европейский. Потому мы не узрели ни одной машины из США и только несколько из Стране восходящего солнца и Азии. А жалко. Экспонаты умиротворенно дремали в теплых боксах, сверкая полированными боками. Вообщем, сложилось воспоминание, что приглашенных собрали быстрее на званый обед в честь потомка "Мерседеса", чем на суровую демонстрацию продукции компаний.
"Атего" - грузовик-99.
"Вольво-FM" в боевом снаряжении.
Дисковые тормоза на всех колесах - такой современный грузовик.
Четыре клапана на цилиндр - сейчас и на грузовике не в диковинку.
"Рено-Мастер" - мастер собственного дела.