ЖИВОЕ ИСКОПАЕМОЕ
ЖИВОЕ ИСКОПАЕМОЕ
ТЕХНИКА
УНИКУМ
ЖИВОЕ ИСКОПАЕМОЕ
Необыкновенный вездеход отчаливает осваивать Север.
Александр БУДКИН. Фото создателя
Его зовут "Мамонтенок". Посреди снегоболотоходов на колесах сверхнизкого давления таких великанов до этого денька не было. Шуточка ли: при полной массе 6 тонн "Мамонтенок" способен ездить по суше, преодолевать болота и даже плавать. Его сердечко - дизельный мотор рабочим объемом всего 2,5 литра. Чтоб покорять обширные просторы тундры, маленького тяговитого дизеля хватает. По шоссе машина может разогнаться до 55 км/ч. Передвигаясь по жесткому, укатанному грунту, "Мамонтенок" расходует около 20 л/100 км. Гусеничный соперник машины - обширно узнаваемый тягач ГТТ - берет на борт те же две тонны груза, но потребляет горючего намного больше. Сейчас внедрение в тундре вездеходов на гусеничном ходу в летний период запрещено из природоохранных суждений. Колея, оставленная ими, не затягивается многие годы. Другое дело "Мамонтенок": давление в его шинах - 0,2 атм - в 10 раз меньше, чем у легкового автомобиля.
"Мамонтенок" уникален: все подобные вездеходы делаются на заказ и эта машина, сделанная компанией "Арктик-
транс", - 1-ая в собственном роде. Хотя один схожий экземпляр был сотворен в 80-х годах и, молвят, работает на Севере до сего времени. У нынешнего "Мамонтенка" в два с половиной раза большая грузоподъемность, более совершенная силовая установка, новые колеса и почти все другое. При проектировании вездехода применены узлы и агрегаты от многих машин: грузовиков, армейских вездеходов, легковых автомобилей, много и уникальных деталей.
"Мамонтенок" может похвастать неизменным полным приводом с самоблокирующимися междуколесными дифференциалами в фронтальном и заднем мостах и раздаточной коробкой с демультипликатором. Передаточные дела в коробки подобраны так, что при включенной пониженной ступени на первой передаче машина на полном газу едет не резвее 3-5 км/ч. Можно быть уверенным, что получится победить любые топи. Подвеска колес - зависимая, рессорная. Вобщем, большой ход колеса вездеходу с ломающейся рамой и не нужен. Автономный отопитель салона работает на дизельном горючем. В большой кабине, сваренной из 2-ух от ГАЗ-66, свободно помещаются 6 человек. Спать, не чувствуя себя стесненно, сумеют четыре.
Представьте для себя, с какой амплитудой покачивается высоко расположенная кабина, когда вездеход попеременно накреняется влево-вправо градусов так на 30, а под вами болото. Чувства - что нужно. Выезжаем на грунтовку, педаль газа "в пол". Маленькие и средние кочки просто неприметны - мягенькие шины просто их глотают. Ямы по колено преодолеваются на полном ходу и вызывают только покачивание кабины - хоть какой "джипер" позавидует. По окончании полигонных испытаний машина отправится на работу в Тюменскую область.
За кабиной - автономный отопитель, ниже - уникальный механизм сочленения с 3-мя степенями свободы.
Техно черта
Общие данные: число мест - 6; оснащенная масса - около 4000 кг; наибольшая скорость - 55 км/ч; расход горючего - от 17л/100 км; припас горючего - 210 л (дизельное). Шасси: "ломающаяся" рама с 3-мя степенями свободы. Размеры, мм: длина - 7000; ширина - 2800; высота - 3100; дорожный просвет - 600. Коробка: неизменный полный привод; самоблокирующиеся междуколесные дифференциалы; раздаточная коробка; коробка - механическая четырехступная, стопроцентно синхронизированная. Размер шин, мм: поперечник - 1730; ширина - 670.