SRS - Авто подушки безопасност
Долголетний опыт эксплуатации автомобилей с подушками безопасности внушительно обосновывает, что SRS – очень действенное средство понижения последствий аварии для человека. Но для того, чтоб подушки безопасности дали наибольший эффект при использовании, стоит ознакомиться с их способностями, чтоб в предстоящем учесть особенности эксплуатации снаряженных ими машин. Общие сведения Пассивная безопасность – это комплекс технических решений в конструкции автомобиля, снижающий тяжесть последствий аварии для человека. Основой пассивной безопасности являются разработка конструкции кузова, деформирующегося при ударе и всасывающие его энергию, травмобезопасные (мягенькие, без острых углов, ребер, кромок и т.п.) детали интерьера автомобиля, также верно отрегулированные и пристегнутые ремни. Принципиальный элемент системы безопасности автомобиля – система SRS. Она призвана при столкновении автомобиля удержать человека на месте, чтоб избежать бесконтрольного перемещения водителя и пассажиров по салону. SRS состоит из ремней, так именуемых «подушек безопасности», датчиков и блока управления. Ремни - обязательная и важная составная часть SRS. Конкретно они при столкновении они фиксируют человека в кресле и не позволяют ему начать «летать» по салону. Подушки безопасности (air bag) дополняют действие ремней безопасности и замедляют движение людей при столкновении, смягчая удары о руль либо элементы интерьера. Месторасположение подушек безопасности: передние — в ступице управляющего колеса (для водителя) и в панели устройств (для пассажиров). Они защищают голову и высшую часть тела (грудь, плечи) человека. На современных машинах объем подушки водителя около 50 л, а фронтального пассажира — 80-90 л, так как ее опора панель устройств — далее от человека, чем управляющее колесо; боковые — с боковой стороны в спинках либо подушках сидений, также над дверными просветами ("занавески”). Они дополняют передние, а время от времени защищают животик и таз; напольные и коленные — на полу и в нижней части панели устройств, чтоб обезопасить, соответственно, колени и ступни. Датчики служат для формирования и передачи сигналов блоку управления. Они могут быть как механическими, так и электрическими. Нередко датчики совмещают с модулем подушки либо блоком управления, датчики переднего удара закрепляют на лонжеронах, бокового — на порогах около средних стоек кузова. Обычно, чем совершеннее система, тем больше устанавливается датчиков, либо они на техническом уровне труднее, прямо до реагирующих на удары с нескольких направлений либо опрокидывание. Блок управления анализирует показания датчиков и управляет работой всей системы. Также он диагностирует систему и информирует водителя об ее состоянии при помощи контрольной лампы, находящейся, обычно, на приборной панели. А сам блок управления располагают в более защищенном месте — обычно, на туннеле пола под панелью устройств либо около рычага управления коробкой. Как работает SRS Подушка безопасности представляет собой модуль, объединяющий оболочку и наполняющее устройство. Надуваясь, оболочка разрывает декоративное покрытие деталей интерьера, за которыми она установлена (ступицы управляющего колеса, панели устройств, обивки сидений и т.п.). Срабатывание происходит только при положении ключа зажигания "ON (включено) либо "START” (запуск). Время срабатывания подушек безопасности в среднем составляет приблизительно 0,05 секунды. Оно находится в зависимости от многих причин, к примеру, конструкции кузова и размещения агрегатов автомобиля, другими словами величины и жесткости его деформируемых зон. Сдувается оболочка обычно через 5-10 секунд после раскрытия. В любом случае, скорость заполнения подушки должна быть такой, чтоб человек «попал» в уже расправленную подушку. В неприятном случае оболочка стукнет его, раскрываясь навстречу со скоростью 300 км/ч, либо откинет в сторону, дополнительно ударив о детали интерьера. Для того, чтоб подушки успели надуться до того, как до их «долетит» шофер либо пассажир, служат ремни. Конкретно они задерживают и направляют водителя и пассажиров, чтоб они начали передвигаться не ранее 30 мс после столкновения и не попали мимо подушки. При всем этом ремни к тому же смягчают силу удара. Ведь даже уперевшись руками и ногами, человек массой 75 кг может выдержать усилие только 300-400 кгс. А при столкновении на скорости 50 км/ч его тело давит на ремень с силой 3 т! Потому непристегнутым людям подушка безопасности просто не поможет. Датчики удара реагируют на замедление при столкновении. Порог их срабатывания, обычно, около 15 g5. При заносе либо торможении, даже критическом, таковой величины достигнуть нереально. Блок управления как минимум учитывает не только лишь величину, да и продолжительность сигнала. На отдельные пики (всплески) замедления блок не среагирует, данный порог должен быть превышен некое время (к примеру, более 0,003 с). Для уменьшения риска неверных срабатываний системы, разработчики нередко делают блокировку по скорости движения автомобиля, к примеру 20 км/ч — чтоб толчки бампером на парковке не активировали SRS. Но при всем этом она может не защитить людей, если в их стоящую либо медлительно катящуюся машину "в лоб” врежется другая — передвигающаяся на большей скорости. Но современные блоки управления распознают и такие ситуации. Более того – есть системы, учитывающие силу удара, присутствие на сиденьях людей (и даже их массу), раскрывающие оболочки отчасти (в два шага) либо активирующие передние подушки при ударе сзади (чтоб парировать отскок головы человека от подголовника)! Как найти, установлена ли на машину SRS Согласно имеющимся эталонам, на машинах, оборудованных подушками безопасности, в неотклонимом порядке нанесены надлежащие «опознавательные знаки». Надписи "Air Bag” либо "SRS” делают конкретно около подушек — на ступице управляющего колеса, панели устройств, на боковой поверхности спинки фронтального сидения, над дверными просветами. Предупредительные надписи (либо этикетки) нередко располагают на противосолнечных козырьках, торце панели устройств либо в перчаточном ящике — "бардачке”. Не считая того, в автомобиле с подушкой для фронтального пассажира на видном месте наклеивают метку, запрещающую закреплять на этом сидение детское кресло, обращенное вспять. Время от времени дополнительно на торце панели устройств либо на фронтальной стойке располагают кнопку отключения этой подушки. В композиции устройств находится сигнализатор. При включении зажигания он зажигается на 5-7 секунд (на неких автомобилях мигает) и, если система исправна, угасает. Дополнительный признак боковых подушек в сиденьях — обозначение на ярлычке, пришитом к ленте ремней. Выяснить, как и на какие (с каких сторон) удары реагирует SRS, можно только из управления по эксплуатации автомобиля.

Признаки сработавшей либо неисправной SRS рваные детали интерьера салона, за которыми могут быть подушки (их заклеивают, но следы, обычно, приметны); разошедшиеся (либо очевидно халатные, восстановленные) швы обивки по внешним краям сидений; различия управляющего колеса, сидений, декоративных деталей по цвету, тону, степени износа с общим стилем и состоянием интерьера; сигнализатор не угасает через 5-7 с после включения либо зажигается во время движения. Если он не пылает при включении зажигания, может быть, его отключили совсем, чтоб скрыть неисправность. Как верно эксплуатировать автомобиль с системой SPS Сама система надежна и не просит ухода. Особенных мер предосторожности при эксплуатации машин, оборудованных подушками безопасности, также нет. Все же, необходимо делать последующие советы. 1. Черные элементы интерьера прямые лучи солнца время от времени нагревают выше 90°С. Подушка может самопроизвольно раскрыться, потому лучше не оставлять машину в таком месте либо накрыть панель светлой тканью, или поставить ширму за стеклом. 2. Чтоб эффективность системы SRS при аварии была наибольшей: шофер должен верно посиживать за рулем; пассажиру в поездке на фронтальном сидение необходимо отодвинуть его вспять так, чтоб стопы ног, немного согнутых в коленях, стояли на наклонной части пола. Не нужно близко наклоняться к панели устройств либо, напротив, откидывать спинку кресла в "спальное” положение. Ее лучший наклон 25° к вертикали. При отягощении дорожной ситуации (лучше, чтоб шофер предупредил об этом) лучше плотнее усесться на сидение, поправить ремни, взяться руками за поручни и упереться ногами в пол; ремни необходимо верно отрегулировать и непременно ими пристегиваться. 3. Детское кресло, в каком ребенок посиживает лицом вспять, нельзя ставить на фронтальное пассажирское сидение, если перед ним есть неотключенная подушка. Она может травмировать малыша, придавив его к спинке взрослого сидения. 4. На панели устройств, ветровом стекле (в зоне расположения подушек) и ступице управляющего колеса не должны лежать либо быть закреплены посторонние предметы — освежители воздуха, декорации и т.п. Они могут помешать правильному раскрытию подушки либо полетят в людей. 5. Чтоб боковая подушка в сидение сработала верно: необходимо посиживать так, чтоб руки, ноги либо лицо не находились рядом с местом ее расположения; нельзя опираться на дверь всем телом, а задним пассажирам и детям — держаться за боковую часть спинки фронтального сидения; не нужно надевать чехлы на сидения и класть рядом с ними вещи (к примеру, зонтик меж подушкой и дверцей) либо вешать плотную одежку. 6. После срабатывания пиротехнического газогенератора детали модуля подушки будут жаркими и могут обжечь. Лучше не трогать их руками. Но сама оболочка будет холоднее 60°С — это неопасно. 7. Любые работы (к примеру, с электрическим оборудованием), которые могут воздействовать на состояние SRS либо спровоцировать самопроизвольное срабатывание системы, также ее диагностику, необходимо делать лишь на 100. При этом таковой, где есть мастера, понимающие особенности SRS вашего автомобиля. Систему инспектируют, подключив к ее блоку управления специальную аппаратуру. При всем этом можно не только лишь найти состояние SRS, да и то, что она срабатывала ранее, т.е. машина могла побывать в аварии.
Диагностировать систему на 100 необходимо, когда сигнализатор не пылает при включении зажигания, не угасает через 5-7 с после включения либо зажигается во время движения. Не считая того, многие изготовители автомобилей обязывают инспектировать ее каждые 10 лет. 8. После регулировки углов установки колес время от времени переставляют управляющее колесо, чтоб его спицы стали горизонтальными. При всем этом нужно проконтролировать корректность положения электронных проводов (контактов) подушки, чтоб при поворотах руля они не разрушились. 9. Самопроизвольное срабатывание SRS в исправном автомобиле маловероятно. Но производственный брак либо неквалифицированное сервис стопроцентно исключить нельзя, и к этому необходимо быть готовым. Хотя, если человек соблюдает главные правила (п.п. 1-5), ничего небезопасного не произойдет: по лицу подушка не стукнет — не достанет, она рассчитана на встречное перемещение груди (около 300 мм) и головы человека (еще приблизительно столько же) во время столкновения, а при самопроизвольном раскрытии оболочки он неподвижен относительно автомобиля; видимость будет ограничена некординально и недолго — размер подушки водителя только малость больше поперечника управляющего колеса и она сходу начинает сдуваться. Не считая того, ее можно смять либо двинуть в сторону рукою; лишнее давление в салоне, даже если раскроются две 80-литровые подушки, будет около 0,04 атм и для человека не небезопасно; шум и дым, сопровождающие штатное срабатывание системы, уже не важны. Но при самопроизвольном раскрытии подушек в движении, даже если неожиданный звучный звук напугал водителя, не надо резко тормозить либо поворачивать руль в сторону. Лучше поступить, как предписывают Правила дорожного движения при ослеплении далеким светом фар встречной машины (п. 19.2) — включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, плавненько сбавить скорость и приостановить автомобиль. Вобщем, уровень шума не превзойдет 130 дБ. Это сравнимо малость — даже аннотации к новогодним хлопушкам обязывают предупреждать окружающих о взрыве, только если его звук громче 150 дБ. Дым тоже безопасен — это не признак пожара. 10. Система SRS — разовая. После срабатывания модуль подушки нужно поменять. Как верно тюнинговать автомобиль с SRS Обивку сидений у автомобилей, оборудованных боковыми подушками безопасности, поменять не стоит. Ведь у нее должен быть особый распускаемый шов в месте раскрытия оболочки. В кустарных критериях (без специального оборудования и контроля) его выполнить нереально. Штатный руль лучше также не подменять. Все элементы SRS взаимосвязаны, и посторонние части нарушат ее правильную работу. "Универсальные” (нештатные) комплекты модулей подушек безопасности время от времени продают как дополнительное оборудование. Они могут быть созданы для крепления над ветровым стеклом либо интегрированы в управляющие колеса. Отдельных официальных требований к таким системам нет, их необходимо испытывать совместно с автомобилем. Обычно, одобрения автозавода либо документов, подтверждающих положительные результаты тестов в центрах по сертификации, у продавцов нет. Потому лучше не рисковать — такая подушка может быть небезопасна.

Источник:

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста. Зарегистрируйтесь!