ЛИЦЕНЗИЯ НА . ВЗЯТКУ
ЛИЦЕНЗИЯ НА... ВЗЯТКУ
ДОКУМЕНТ
ЛИЦЕНЗИЯ НА... ВЗЯТКУ
Сумеет ЛИ НОВЫЙ ЗАКОН ОБЛЕГЧИТЬ НАМ ЖИЗНЬ?
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
Издавна Муниципальная Дума с таковой страстностью не дискуссировала как бы рядовой нормативный акт - закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Пусть это не Земляной кодекс либо годичный бюджет - все же затрагиваются интересы очень многих. Разработчики проекта из Минэкономразвития предложили упростить функцию: по сопоставлению с действующим пока законом от 1998 года в 5 раз (!) уменьшить число лицензируемых видов деятельности, а малый срок деяния лицензии установить 5 лет (в отдельных случаях даже выдавать пожизненную). По словам председателя комитета по принадлежности Виктора Плескачевского, 90% замечаний к проекту были однотипны: "Все виды лицензирования можно отменить, но вот мой - нужен, потому его нужно бросить".
КОМУ ЛИЦЕНЗИЯ - Мама РОДНА
Согласно статье 4 закона, "к лицензируемым... относятся виды деятельности, воплощение которых может повлечь за собой нанесение вреда правам, легитимным интересам, здоровью людей, обороне и безопасности страны, культурному наследству народов Русской Федерации и регулирование которых не может осуществляться другими способами (выделено нами - ред.), не считая как лицензированием". Уф... Сущность, кажется, ясна: лицензировать (выдавать разрешения) лишь на небезопасные виды деятельности, которые требуют дополнительной проверки - проф свойств работников, оборудования и т.д. Все другое - разрешено. Так что хочешь вести торговлю орудием, создавать аспирин либо перевозить концентрированную серную кислоту - обоснуй, что это для тебя по силам. И здесь все, кажется, за схожий закон. А если я решил печатать детские книги либо по вечерам подрабатывать таксистом на собственной "Волге" - мне-то для чего лицензия? По обыкновенной логике, полностью довольно зарегистрироваться как личному бизнесмену, встать на учет в налоговом органе - и вперед, за работу!
Но по логике чиновничьей не все так просто. Руководители Минтранса, к примеру, убеждены: если таксиста не "благословила" транПодвесканая инспекция - жизнь его возможных пассажиров подвергнется смертельной угрозы. Но позвольте: каким образом наличие либо отсутствие лицензии сказывается на безопасности движения? Техническое состояние автомобиля инспектируют органы ГИБДД при техосмотре (а в таксопарке перед каждым выездом - механик). Экзамены на "права" тоже принимают автоинспекторы; они же раз в год интересуются здоровьем водителя (пусть формально проверяя наличие медсправки, но все-же...) Словом, есть лицензия, нет ее - как говорится, на скорость не оказывает влияние.
Зато ой как оказывает влияние на благосостояние отдельных министерств и ведомств! В Минтрансе, к примеру, различными видами лицензирования занимается львиная толика служащих (какая точно, не узнаете - муниципальная потаенна!). В каждом регионе - от нескольких 10-ов человек до сотки. Официально лицензия на право водить такси либо перевозить грузы (до 3,5 т) стоит, к примеру, в Москве как бы дешево - 4 малых оклада либо 400 руб. Но еще нужно заплатить за то, что заявление на выдачу лицензии разглядят (300 руб.) и за ее предоставление (1000 руб.)! Не считая того, для рассмотрения заявления отводится 30 суток, но (по закону!) в отдельных случаях этот процесс может затянуться на полгода. Естественно, рядом с каждой транПодвесканой инспекцией появляется огромное количество фирмочек, которые "помогают" оформить все нужные бумаги, при этом в кратчайшие сроки. Правда, обойдется это в пару раз дороже, зато клиент сберегает время и нервишки...
И вы желаете, чтоб бюрократ добровольно расстался со своим бесспорным правом на выдачу лицензии?
БИТВА С Практически
ИЗВЕСТНЫМ Финалом
Если по плану создателей проекта перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, был должен сократиться с 500 до 100, то в окончательном варианте их 120. Но ликовать рано. Сколько, к примеру, гласили, что в интересах малого бизнеса отменить лицензирование перевозок пассажиров на машинах, в каких наименее восьми мест (те же такси!), и грузов автомобилями грузоподъемностью до 3,5 т. Но представители Минтранса и ряд поддержавших их депутатов с этим в корне не согласны (резоны см. выше). В итоге как и раньше нужно получать лицензию, если вы собираетесь возить людей на машине, в какой больше восьми мест, или грузы на автомобиле грузоподъемностью выше 3,5 т, также подвозить пассажиров на коммерческой базе в легковушке. Вобщем, проверить, берет шофер Энциклопедия грузовых автомобилей с пассажира либо нет, нереально. А означает, закон в этой части как не работал, так и не будет работать...
Зато сейчас для того, чтоб выстроить и эксплуатировать АЗС либо нефтехранилище, нужно получить только одну лицензию (все-же объект считается пожароопасным!), а не две, как ранее. И действовать такая будет 5 лет, а не три. И если вы используете грузовик либо автобус "для обеспечения собственных нужд юридического лица либо личного бизнесмена" (к примеру, для переездов от цеха к цеху снутри завода) - лицензия не нужна. Ну и перечень документов, представляемых для ее получения, сократился. Более того, записано, что добиваться от соискателя еще какие-то документы нелегально... Уже много!
Закон вступит в силу сначала следующего года.
ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ
Это, естественно, здорово, что меньше сейчас "разрешаемых" видов деятельности - заняться предпринимательством станет малость легче. Но ведь не считая нового закона "О лицензировании..." (который, кстати, должны еще утвердить Совет Федерации и Президент РФ) есть и другие федеральные законы, где речь... тоже идет о лицензировании. Так, закон "О безопасности дорожного движения" (ст. 17) прямо гласит, что лицензированию подлежат перевозка пассажиров и грузов, транПодвескано-экспедиционная деятельность, ремонт и техническое сервис автотранПодвесканых средств, подготовка водителей, строительство, ремонт и содержание дорог, проведение инструментальной проверки технического состояния транПодвесканых средств, торговля автомобилями... По общепринятому правилу, когда новый закон вступит в силу, он отменит действие старенького. Только правило это нигде не записано - оно предполагается, оттого на уровне местных властей непременно возникнет путаница. Скажем, в Пензе, ссылаясь на статьи закона "О лицензировании" больше не будут добиваться, чтоб любая автошкола получила лицензию, а в Саратове как и раньше будут отсылать всех неуверенных к закону "О безопасности дорожного движения". Так что если наши депутаты на последующей сессии не приведут в соответствие старенькые и новые законы - не избежать бессчетных судебных разбирательств по всей Рф и нервотрепки для миллионов людей, которым "думцы" вообще-то собирались облегчить жизнь.

ДОКУМЕНТ
ЛИЦЕНЗИЯ НА... ВЗЯТКУ
Сумеет ЛИ НОВЫЙ ЗАКОН ОБЛЕГЧИТЬ НАМ ЖИЗНЬ?
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
Издавна Муниципальная Дума с таковой страстностью не дискуссировала как бы рядовой нормативный акт - закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Пусть это не Земляной кодекс либо годичный бюджет - все же затрагиваются интересы очень многих. Разработчики проекта из Минэкономразвития предложили упростить функцию: по сопоставлению с действующим пока законом от 1998 года в 5 раз (!) уменьшить число лицензируемых видов деятельности, а малый срок деяния лицензии установить 5 лет (в отдельных случаях даже выдавать пожизненную). По словам председателя комитета по принадлежности Виктора Плескачевского, 90% замечаний к проекту были однотипны: "Все виды лицензирования можно отменить, но вот мой - нужен, потому его нужно бросить".
КОМУ ЛИЦЕНЗИЯ - Мама РОДНА
Согласно статье 4 закона, "к лицензируемым... относятся виды деятельности, воплощение которых может повлечь за собой нанесение вреда правам, легитимным интересам, здоровью людей, обороне и безопасности страны, культурному наследству народов Русской Федерации и регулирование которых не может осуществляться другими способами (выделено нами - ред.), не считая как лицензированием". Уф... Сущность, кажется, ясна: лицензировать (выдавать разрешения) лишь на небезопасные виды деятельности, которые требуют дополнительной проверки - проф свойств работников, оборудования и т.д. Все другое - разрешено. Так что хочешь вести торговлю орудием, создавать аспирин либо перевозить концентрированную серную кислоту - обоснуй, что это для тебя по силам. И здесь все, кажется, за схожий закон. А если я решил печатать детские книги либо по вечерам подрабатывать таксистом на собственной "Волге" - мне-то для чего лицензия? По обыкновенной логике, полностью довольно зарегистрироваться как личному бизнесмену, встать на учет в налоговом органе - и вперед, за работу!
Но по логике чиновничьей не все так просто. Руководители Минтранса, к примеру, убеждены: если таксиста не "благословила" транПодвесканая инспекция - жизнь его возможных пассажиров подвергнется смертельной угрозы. Но позвольте: каким образом наличие либо отсутствие лицензии сказывается на безопасности движения? Техническое состояние автомобиля инспектируют органы ГИБДД при техосмотре (а в таксопарке перед каждым выездом - механик). Экзамены на "права" тоже принимают автоинспекторы; они же раз в год интересуются здоровьем водителя (пусть формально проверяя наличие медсправки, но все-же...) Словом, есть лицензия, нет ее - как говорится, на скорость не оказывает влияние.
Зато ой как оказывает влияние на благосостояние отдельных министерств и ведомств! В Минтрансе, к примеру, различными видами лицензирования занимается львиная толика служащих (какая точно, не узнаете - муниципальная потаенна!). В каждом регионе - от нескольких 10-ов человек до сотки. Официально лицензия на право водить такси либо перевозить грузы (до 3,5 т) стоит, к примеру, в Москве как бы дешево - 4 малых оклада либо 400 руб. Но еще нужно заплатить за то, что заявление на выдачу лицензии разглядят (300 руб.) и за ее предоставление (1000 руб.)! Не считая того, для рассмотрения заявления отводится 30 суток, но (по закону!) в отдельных случаях этот процесс может затянуться на полгода. Естественно, рядом с каждой транПодвесканой инспекцией появляется огромное количество фирмочек, которые "помогают" оформить все нужные бумаги, при этом в кратчайшие сроки. Правда, обойдется это в пару раз дороже, зато клиент сберегает время и нервишки...
И вы желаете, чтоб бюрократ добровольно расстался со своим бесспорным правом на выдачу лицензии?
БИТВА С Практически
ИЗВЕСТНЫМ Финалом
Если по плану создателей проекта перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, был должен сократиться с 500 до 100, то в окончательном варианте их 120. Но ликовать рано. Сколько, к примеру, гласили, что в интересах малого бизнеса отменить лицензирование перевозок пассажиров на машинах, в каких наименее восьми мест (те же такси!), и грузов автомобилями грузоподъемностью до 3,5 т. Но представители Минтранса и ряд поддержавших их депутатов с этим в корне не согласны (резоны см. выше). В итоге как и раньше нужно получать лицензию, если вы собираетесь возить людей на машине, в какой больше восьми мест, или грузы на автомобиле грузоподъемностью выше 3,5 т, также подвозить пассажиров на коммерческой базе в легковушке. Вобщем, проверить, берет шофер Энциклопедия грузовых автомобилей с пассажира либо нет, нереально. А означает, закон в этой части как не работал, так и не будет работать...
Зато сейчас для того, чтоб выстроить и эксплуатировать АЗС либо нефтехранилище, нужно получить только одну лицензию (все-же объект считается пожароопасным!), а не две, как ранее. И действовать такая будет 5 лет, а не три. И если вы используете грузовик либо автобус "для обеспечения собственных нужд юридического лица либо личного бизнесмена" (к примеру, для переездов от цеха к цеху снутри завода) - лицензия не нужна. Ну и перечень документов, представляемых для ее получения, сократился. Более того, записано, что добиваться от соискателя еще какие-то документы нелегально... Уже много!
Закон вступит в силу сначала следующего года.
ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ
Это, естественно, здорово, что меньше сейчас "разрешаемых" видов деятельности - заняться предпринимательством станет малость легче. Но ведь не считая нового закона "О лицензировании..." (который, кстати, должны еще утвердить Совет Федерации и Президент РФ) есть и другие федеральные законы, где речь... тоже идет о лицензировании. Так, закон "О безопасности дорожного движения" (ст. 17) прямо гласит, что лицензированию подлежат перевозка пассажиров и грузов, транПодвескано-экспедиционная деятельность, ремонт и техническое сервис автотранПодвесканых средств, подготовка водителей, строительство, ремонт и содержание дорог, проведение инструментальной проверки технического состояния транПодвесканых средств, торговля автомобилями... По общепринятому правилу, когда новый закон вступит в силу, он отменит действие старенького. Только правило это нигде не записано - оно предполагается, оттого на уровне местных властей непременно возникнет путаница. Скажем, в Пензе, ссылаясь на статьи закона "О лицензировании" больше не будут добиваться, чтоб любая автошкола получила лицензию, а в Саратове как и раньше будут отсылать всех неуверенных к закону "О безопасности дорожного движения". Так что если наши депутаты на последующей сессии не приведут в соответствие старенькые и новые законы - не избежать бессчетных судебных разбирательств по всей Рф и нервотрепки для миллионов людей, которым "думцы" вообще-то собирались облегчить жизнь.
