НОВЫЕ Заплатки НА Древнем КОДЕКСЕ
НОВЫЕ Заплатки НА Древнем КОДЕКСЕ
Животрепещуще
Законодательство
НОВЫЕ Заплатки НА Древнем КОДЕКСЕ
Может быть, в последнее время будут приняты очередные конфигурации и дополнения в КоАП. В проекте - резкое повышение штрафов за грубые нарушения, балльная система учета, лишение "прав" через трибунал, норма алкоголя в крови - до 0,2 промилле.
Лена ВАРШАВСКАЯ, Дмитрий ЖЕРНОВ
О проекте нового Кодекса об административных правонарушениях уже который год прогуливаются слухи. Те, кто "читал", стращают репрессиями, те, кто "писал", говорят о торжестве здравого смысла. Меж тем мы продолжаем жить по старенькому КоАПу РСФСР, принятому еще в 1985 году. В него вносили поправки (последние, вы помните, отмена баллов, эвакуаторов), но все равно в целом он устарел. Издавна подготовлен новый, разработанный группой профессионалов Минюста, Прокуратуры, МВД, Совета федерации, учеными-юристами. Над проектом поработали также субъекты федерации и депутаты Госдумы прошедшего созыва, внеся более тыщи предложений - в итоге вышел документ в три тыщи страничек текста! Может быть, конкретно из-за этой трудности и неоднозначности принятие его и отложили на неопределенный срок.
Чтоб поскорее приблизить законодательство к современной жизни (в древнем КоАПе всего 15 статей посвящено безопасности движения), в конце прошедшего августа в Думу занесли проект очередных конфигураций и дополнений к действующему кодексу. Их могут принять в последнее время, так как они уже прошли 1-ое чтение. Называться это будет так: федеральный закон "О внесении конфигураций и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях". Кстати, вероятнее всего эти конфигурации войдут и в новый КоАП, так что принимать их нужно серьезно, а не как что-то временное.
"Злобным" ПРИДЕТСЯ НЕСЛАДКО
В особенности строг новый закон к тем, кто грубо нарушает Правила. Штрафы намного увеличены за 5 нарушений.
Управление ТС в состоянии опьянения, а равно передача управления нетрезвому водителю. Штраф от 15 до 25 МРОТ и лишение права управления на один год. Но "права" могут и не отобрать, ограничившись штрафом (на данный момент статья 117 предугадывает штраф от 8 до 12 МРОТ либо лишение права управления на год).
Превышение скорости движения более чем на 40 км/ч - штраф от 2 до 3 МРОТ либо лишение права управления на срок от 2 до 4 месяцев (часть 6 статьи 115 сегодняшнего Кодекса ограничивается штрафом в 3 МРОТ).
Управление ТС с дефектами тормозной, управляющий системы и сцепного устройства. Штраф от 3 до 5 МРОТ либо лишение управления на срок от 2 до 4 месяцев (в действующем КоАПе - часть 4 статьи 114 предугадывает штраф от 1 до 3 МРОТ).
Непредоставление достоинства автомобилям с включенными спецсигналами ("скорая помощь" и полиция). Штраф от 2 до 4 МРОТ либо лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев (пока - часть 6 статьи 115 наказывает штрафом в 3 МРОТ).
Установка на ТС без соответственного разрешения особых звуковых и световых сигналов. Штраф для людей - от 1 до 3 МРОТ, для должностных лиц - от 3 до 5 МРОТ с конфискацией спецсигналов (на данный момент для людей от 2 до 3 МРОТ, для должностных лиц - от 5 до 7 МРОТ).
Другие наказания - без конфигураций. Но зато перечень наказуемых нарушений возрастает. Ранее они в части 8 статьи 115 назывались "Другие", и каждый заполнял это понятие своим смыслом. Сейчас - никакой неопределенности. За разворот либо движение задним ходом на автомагистрали - плати от 3 до 5 МРОТ либо расставайся с "правами" на 2 либо 4 месяца.
За движение по автомагистрали со скоростью меньше 40 км/ч (по техническим способностям), остановку вне особых стоянок и движение грузовиков левее 2-ой полосы - предупреждение либо штраф 1 МРОТ.
Выезд на полосу встречного движения, когда он запрещен Правилами, карается штрафом от 3 до 5 МРОТ либо лишением права управления на срок от 2 до 4 месяцев.
Нарушение ПДД в жилых зонах - предупреждение либо штраф в размере 0,5 МРОТ.
Непредоставление достоинства (тем, кто едет по главной дороге, и пешеходам), также создание помех для движения пешеходов. Предупреждение либо штраф 1 МРОТ.
Невыполнение водителями собственных обязательств на месте ДТП (пункт 2.5 ПДД). Штраф от 1 до 2 МРОТ.
Наряду с ужесточением ответственности за нарушения, которые кодекс считает грубыми, планируется обширнее использовать "предупреждение" для маленьких нарушителей (17 статей заместо сегодняшних 7). И еще: более большие штрафы будут угрожать нарушителям-пешеходам.
БАЛЛЫ Ворачиваются?
Да, суммы штрафов стращают. Выехал на встречную через сплошную линию - готовь, на всякий случай, по максимуму: 417 рублей! Но больше всего вопросов вызывает даже не величина "расплаты", а та "вилка", которая даже возросла (за тот же выезд на встречную малое наказание - 250 рублей, значимая разница!). Кто и как, на каких основаниях будет принимать решение? Если снова так, как на данный момент - то это новенькая благодатная почва для взяток! При этом размер их будет прямо пропорционален возрастанию сумме штрафа.
На эти сомнения в "Конфигурациях и дополнениях" есть ответ: нужно наказывать водителей, исходя из определенных событий произошедшего и личности нарушителя. Кто бы стал спорить! Естественно, злобные и отвечать должны по полной программке, с этим согласится хоть какой, кто сталкивался с убежденными дорожными нахалами. Но как таких "вычислить"? Другими словами "как" - понятно. Вносить в компьютерную базу данных нарушителей и обращаться к ней при вынесении "приговора". Только не компьютеризована наша ГИБДД, и будет ли когда-нибудь - непонятно. Означает, снова баллы? Так и есть! Новый документ предугадывает восстановление балльной системы учета нарушений. Опять наши водители будут возить в кармашке "компромат" на себя, а что же все-таки это такое, мы все отлично помним.
Но разработчики документа придерживаются других взглядов. Более того, они занесли в собственный проект новое понятие - ответственность за периодические нарушения.
Четыре и поболее нарушений - штраф от 15 до 20 МРОТ плюс возможность лишиться права управления на срок от года до полутора лет.
Совершение 2-ух и поболее грубых нарушений (управление ТС в состоянии опьянения, невыполнение легитимного требования работника милиции об остановке ТС, оставление места ДТП) наказывается штрафом от 20 до 25 МРОТ и лишением права управления на срок от полутора до 2-ух лет.
В теории-то все обоснованно: шофер, систематически грубо нарушающий Правила, имеет "высшую степень социальной угрозы", и с ним нужно обращаться очень агрессивно. Как-никак идет речь о жизни людей, которая из-за его поведения подвергается угрозы.
На практике - 10-ки писем в редакцию о том, как тот либо другой сотрудник ГИБДД винит водителя в несуществующем нарушении, вымогая взятку. Если нерадивые инспекторы получат в свои руки таковой мощнейший инструмент, как балльная система и фантастически большие суммы штрафов, их аппетиты вырастут, а произвол на дорогах станет безграничным.
Хотя есть в проекте и бесспорные плюсы.
Во-1-х, решения о лишении права управления должен принимать трибунал, а не ГИБДД. Во-2-х, если в итоге ДТП причинен вещественный вред, исключается административная ответственность. Раз возмещение вреда предвидено Штатским кодексом, то штраф либо лишение права управления за нарушение - вторичное наказание, другими словами излишнее. И в-3-х, инспектора лишают способности изымать водительское удостоверение за маленькие провинности ("ценой" 1 МРОТ - 23 вида нарушений, за которые ранее была предусмотрена "вилка" с верхним пределом в 1 МРОТ). Сотрудник ГИБДД должен будет ограничиться составлением протокола, а шофер уже позже поедет в группу разбора, заберет там постановление и оплатит штраф через сбербанк (или сможет обосновать свою невиновность).
ПОЛКРУЖКИ ПИВА - НЕ ВОЗБРАНЯЕТСЯ
Сенсационное нововведение: новым КоАПом определен максимум алкоголя, разрешенный водителю! Но любителям испить воодушевляться не стоит. Дело в том, что ранее алкоголь был запрещен в принципе, а точного мед обоснования "трезв" и "опьянен" не существует. В проекте "Конфигураций и дополнений" в первый раз установлен жесткий аспект: "под состоянием опьянения следует осознавать наличие алкоголя в концентрации 0,2 промилле в крови (слюне) человека либо выше 100 миллиграммов на 1 мз выдыхаемого воздуха". Сколько это? Естественно, все находится в зависимости от массы тела, но примерно полкружки пива испить можно. Легкий хмель "в законе" - чем же не революция?
Зато та часть проекта, которая касается задержания и воспрещения эксплуатации ТС, - отлично забытое старенькое. Нововведение только одно: к перечисленным в статье 245 КоАП РСФСР поводам для таких мер добавлено "нарушение правил остановки либо стоянки, повлекшее помехи для движения транПодвесканых средств". При всем этом оговаривается, что автомобиль помещается на штрафплощадку исключительно в том случае, когда причину задержания нереально убрать на месте (к примеру, шофер бросил машину среди трамвайных путей и пропал). Воспрещение эксплуатации касается автомобилей, не прошедших техосмотр либо имеющих неисправности управляющий, тормозной систем и тяговосцепного устройства. Как эти неисправности найти - документ пока умалчивает (это, а равно и сам порядок "задержания" и "воспрещения", должно регламентировать правительственное постановление, которое выйдет позднее). Но можно представить, как обширно станут практиковаться отдельными постовыми формально недопустимые (Приказ № 329 еще никто не отменял) "техосмотры" среди дороги. Ведь "воспрещение" по новенькому закону будет происходить до боли знакомым способом - снятие номерных символов! А хоть какой шофер все даст за то, чтоб сохранить госномера (в особенности транзитники), означает, нельзя исключить очередной метод вымогательства для взяточников в милицейских погонах...
Да, мы все за то, чтоб нарушений было меньше. И, возможно, для этого следует ужесточить наказание недисциплинированных водителей. Это - в интересах всех, кто ездит по нашим дорогам, на которых творится беспредел, вырастает количество аварий, возрастает число жертв. Но очень принципиально, чтоб меры, призванные навести порядок, не привели к еще большему беззаконию. Убежденности, что нововведения в Кодекс соответствуют этому требованию, нет. А означает, если их воспримут в сегодняшнем виде, еще более накалится обстановка на дорогах, небезопасно обострятся дела меж водителями и ГИБДД.
Остается только надеяться на зрелость депутатов новейшей Думы, которым предстоит решать судьбу закона, затрагивающего интересы каждого из нас - автомобилистов.