Дело о «защитниках леса»
Дело о «защитниках леса»
НЕ ХОДИТЕ, Малыши, В ЛЕС!
Один из центральных телеканалов готовил еще одну авто передачу. Редактор Алексей К. решил снять автомобиль на фоне природы: съемочная бригада направилась в сторону природного парка «Лосиный остров» (он находится в черте Москвы). Достаточно стремительно отыскали то, что необходимо – широкую обочину Яузской аллейки – ровненькую, заасфальтированную пустую площадку. От ее далекого края начиналась лесная дорога, украшенная знаком «Въезд запрещен». Но туда группа и не собиралась.
Ведущий стал у автомобиля, прозвучала команда «Мотор!», и… съемка здесь же тормознула. Подъехала «девятка» с 2-мя мужиками в камуфляже. Они представились лесничими государственного парка «Лосиный остров» и поинтересовались, что здесь делают телевизионщики. Узнав, что готовится передача, инспекторы только предупредили о запрете заезда на местность парка (указали на символ) и удалились. Работа на съемочной площадке пошла в обычном режиме. Но здесь на дороге тормознула зеленая «Нива», из которой вышел юный с виду человек в костюмчике и галстуке и, не поздоровавшись, вдруг начал орать, чтоб вся бригада немедля убиралась с местности парка, и вообщем – кто отдал право без разрешения вести съемку?!
Алексей, как старший группы, поинтересовался, в чем состоит неувязка и с кем он имеет честь разговаривать. На что ему показали красноватую книжицу, где было записано, что предъявитель – заместитель головного госинспектора по охране местности парка Федор Воронин.
К., в свою очередь, предъявил удостоверение сотрудника телевидения, которое никак не воздействовало на поведение лесничего: «Немедленно закончите съемки! По другому я вызову ОМОН, конфискую аппаратуру! Вы не имеете права вести съемки на местности государственного парка!» Алексей и все другие члены съемочной группы пробовали разъяснить бюрократу, что законов не нарушают, стоят на обочине дороги за длительное время до знака «Въезд запрещен», но заместитель головного госинспектора, видимо, уже ощутил «вкус крови» и продолжал неистовствовать, угрожая милицией и всеми ужасными карами. Тогда Алексей пообещал вызвать дежурную бригаду телеканала, чтоб запечатлеть, как будут «вязать» съемочную группу, и показать сюжет в ближнем выпуске новостей. Это малость охладило пыл заступника природы; он отошел в сторону и принялся кому-то звонить.
Через пару минут подъехала уже знакомая «девятка», из нее вышли сотрудники государственного парка. Г-н Воронин отдал приказ им составить протокол на телевизионщиков. За что?! Ведь площадка никак не огорожена и совсем очевидно относилась к дороге общего использования! В конце концов инспектор С. Губернский составил протокол на том основании, что Алексей К. «проводил работы (телесъемку) без согласования с органом Росприродназора». После этого инспекторы удалились. Окончив съемку, телевизионщики тоже покинули злосчастное место, а Алексей приехал к нам в редакцию, чтоб показать творчество «хранителей леса».
НАША СЛУЖБА И Небезопасна, И ТРУДНА…
Я был уверен, что указание составить административный протокол в отношении Алексея заместитель головного госинспектора отдал только под воздействием чувств. Статья административного кодекса, обозначенная в протоколе, предполагает нанесение вреда национальному парку. Но, во-1-х, на местности «Лосиного острова» телевизионщики не находились, а работали на дороге общего использования, а, во-2-х, сама по для себя съемка на фоне деревьев навряд ли может нанести им какой-нибудь урон!
Посчитав, что недоразумение стремительно разрешится, мы с Алексеем в назначенное время явились в администрацию парка «Лосиный остров». Нас принял… сам государь Воронин! Сейчас обходительно поздоровался, предложил присесть. А еще разъяснил, что постановление готово, дело закрыто и рассматривать что-то дополнительно нет смысла. Алексею всего только необходимо заплатить штраф 2000 рублей. Мне стало интересно – за что все-таки?
– Как вы не осознаете! – удивился г-н Воронин. – Неважно какая деятельность на местности парка «Лосиный остров» запрещена законом «Об особо охраняемых природных территориях», в том числе и видеосъемка!
Г-н Воронин объяснил, что он здесь занимается защитой муниципальных интересов, а несознательные граждане продолжают костры жечь, мусорить либо лес на камеру снимать. Только вот чем все-таки природе можно навредить телевизионной съемкой с обочины – лесничий разъяснить не сумел. Либо не возжелал. А позже не вспомнил, что все-таки записано в статье кодекса, по которой наказал съемочную группу, разнервничался и отдал осознать, что разговор окончен. «А если не согласны с постановлением, сможете обжаловать его в суде!»
Признаться, такое отношение к своим обязательствам меня поразило. До недавнешнего времени я задумывался, что такое можно повстречать исключительно в ГАИ (как досадно бы это не звучало, у меня есть горьковатый опыт общения с этой организацией). Но, как оказывается, и заместитель головного госинспектора по охране местности парка «Лосиный остров» тоже не напрягает себя всесторонне рассматривать дела и соблюдать такие формальности, как закон.
Словом, мы покинули «дворец лесного правосудия».
Сберегайте ЛЕС И… ЗАКОН!
В редакции я снова пристально перечитал положения закона «Об особо охраняемых природных территориях». Там вправду сказано, что в государственных парках запрещена деятельность, которая может нанести вред природным комплексам. Съемочная группа никакого вреда парку, естественно, не причинила. Во всяком случае, в протоколе указаний на это нет. Не считая того, съемка проводилась практически на обочине автодороги общего использования. Другими словами, на Алексея возложили ответственность за правонарушение, которого он не совершал. Совместно мы подготовили жалобу и направили ее в трибунал.
Судебное заседание продолжалось без малого два часа. Арбитр ознакомилась с делом, выслушала мою позицию, допросила очевидца – уже знакомого нам инспектора Губернского. Но подтвердить факт нахождения съемочной бригады на местности парка и разъяснить, каким нормативным актом воспрещается вести съемки, Губернский не сумел.
Умопомрачительно, но, невзирая на такую вот «доказательную базу», арбитр Преображенского районного суда Исаева… оставила административное постановление в силе, другими словами признала правоту работников государственного парка! Отступать мы не собирались и подготовили жалобу в Столичный городской трибунал.
Там арбитр Максимов пристально выслушал мои резоны . Представителю парка «Лосиный остров» он задал всего пару вопросов: «Каким нормативным документом запрещено производить телевизионную съемку на местности парка и какой она может нанести вред?». Тот в ответ опять начал ссылаться на протокол, но арбитр совершенно точно указал – документ составлен с нарушениями и является нелегальным! Других резонов собственной правоты юрист «Лосиного острова» предъявить суду не мог. Словом, трибунал принял наши резоны и отменил и решение районного суда, и постановление г-на Воронина. Подтверждено, что Алексей К. перед законом чист!
P.S. Статья 58 Закона «О средствах массовой информации» гласит, что лицо, допустившее ущемление свободы массовой инфы или препятствующее легитимной деятельности журналистов, может быть привлечено к административной либо уголовной ответственности. Мы оставляем за собой право обратиться в Росприроднадзор и прокуратуру для вербования к ответственности работников «Лосиного острова».

Защищать природу (тем паче заповедники) необходимо со познанием дела, с почтением к закону и людям, а не составлять липовые протоколы в расчете, что человек спасует перед «красной книжицей».