БУДНИ ВОДО-ПРОВОДЧИКА
БУДНИ ВОДО-ПРОВОДЧИКА
Страница ИСТОРИИ
БУДНИ ВОДО-ПРОВОДЧИКА
Привыкшие к "Тосолу" автомобилисты издавна запамятовали, что означает ездить с водой в охлаждающей системе.
Сергей КАНУННИКОВ
Те, кто за рулем сравнимо не так давно, не представляют для себя, что зимний денек для шоферов начинался с ведром кипяточка в руках. Утренние водные процедуры еще половина беды. Главную опасность для мотора таила... сама вода. Накипь и ржавчина забивали каналы, мотор перегревался. Аннотации тех пор предписывали заливать дождевую воду. Но сбором небесной воды большая часть, естественно, третировало, предпочитая обыденный кран, а в дороге - близкорасположенный водоем либо (нередко) просто лужу.
Для промывки системы на автобазах использовали особые пистолеты - они "стреляли" водой в консистенции со сжатым воздухом. Если такового орудия не было, ограничивались водопроводным краном и шлангом. При капремонте блок цилиндров за ранее на 10-12 часов погружали в раствор каустической соды. Обыденное сервис начиналось с демонтажа патрубков и термостата. Радиатор и блок цилиндров промывали раздельно, пуская струю в направлении, обратном тому, по которому воду гонял штатный насос.
В блоках четырех- и шестицилиндровых движков ГАЗ (на ГАЗ-21 - в головке) за насосом стояла водораспределительная труба. До 2-ой половины 1953 года ее делали из освинцованной стали - стремительно ржавеющей и разрушающейся. Позже - из более стойкой нержавейки. Но трубу все равно приходилось снимать для промывки либо подмены. Демонтировав водяной насос, ее вытаскивали особым проволочным крючком, цепляя за продолговатые отверстия напротив газовых каналов (см. рис.). Ездить без водораспределительной трубы было нельзя - клапаны перегревались, а 1-ый цилиндр, напротив, переохлаждался. Новейшую трубку вставляли на место, ориентируя отверстиями к клапанам.
В "шестерке" ЗИМов и газовских грузовиков длинноватую трубу, в особенности начинающую разрушаться, вытащить крючком нередко не удавалось. Приходилось, сняв мотор, сверлить в задней части блока отверстие, аккуратненько размечая центр относительно верхней плоскости и крепления газопровода. "Дупло" в движке делали определенного поперечника - 22,3 мм. Это позволяло, вытолкнув трубу, очистить водяную рубаху от ее остатков. В отверстии порезали резьбу 24х1,5 и заворачивали туда заглушку. Для герметизации ее ставили на сурик.
С незапятанной охлаждающей системой мотор преображался, правда, лишь на время - при круглогодичной эксплуатации водопроводные работы приходилось повторять более 2-ух раз в год.
Демонтаж водораспределительной трубы: 1 - блок цилиндров; 2 - водораспределительная труба.


Страница ИСТОРИИ
БУДНИ ВОДО-ПРОВОДЧИКА
Привыкшие к "Тосолу" автомобилисты издавна запамятовали, что означает ездить с водой в охлаждающей системе.
Сергей КАНУННИКОВ
Те, кто за рулем сравнимо не так давно, не представляют для себя, что зимний денек для шоферов начинался с ведром кипяточка в руках. Утренние водные процедуры еще половина беды. Главную опасность для мотора таила... сама вода. Накипь и ржавчина забивали каналы, мотор перегревался. Аннотации тех пор предписывали заливать дождевую воду. Но сбором небесной воды большая часть, естественно, третировало, предпочитая обыденный кран, а в дороге - близкорасположенный водоем либо (нередко) просто лужу.
Для промывки системы на автобазах использовали особые пистолеты - они "стреляли" водой в консистенции со сжатым воздухом. Если такового орудия не было, ограничивались водопроводным краном и шлангом. При капремонте блок цилиндров за ранее на 10-12 часов погружали в раствор каустической соды. Обыденное сервис начиналось с демонтажа патрубков и термостата. Радиатор и блок цилиндров промывали раздельно, пуская струю в направлении, обратном тому, по которому воду гонял штатный насос.
В блоках четырех- и шестицилиндровых движков ГАЗ (на ГАЗ-21 - в головке) за насосом стояла водораспределительная труба. До 2-ой половины 1953 года ее делали из освинцованной стали - стремительно ржавеющей и разрушающейся. Позже - из более стойкой нержавейки. Но трубу все равно приходилось снимать для промывки либо подмены. Демонтировав водяной насос, ее вытаскивали особым проволочным крючком, цепляя за продолговатые отверстия напротив газовых каналов (см. рис.). Ездить без водораспределительной трубы было нельзя - клапаны перегревались, а 1-ый цилиндр, напротив, переохлаждался. Новейшую трубку вставляли на место, ориентируя отверстиями к клапанам.
В "шестерке" ЗИМов и газовских грузовиков длинноватую трубу, в особенности начинающую разрушаться, вытащить крючком нередко не удавалось. Приходилось, сняв мотор, сверлить в задней части блока отверстие, аккуратненько размечая центр относительно верхней плоскости и крепления газопровода. "Дупло" в движке делали определенного поперечника - 22,3 мм. Это позволяло, вытолкнув трубу, очистить водяную рубаху от ее остатков. В отверстии порезали резьбу 24х1,5 и заворачивали туда заглушку. Для герметизации ее ставили на сурик.
С незапятанной охлаждающей системой мотор преображался, правда, лишь на время - при круглогодичной эксплуатации водопроводные работы приходилось повторять более 2-ух раз в год.
Демонтаж водораспределительной трубы: 1 - блок цилиндров; 2 - водораспределительная труба.

