РАКУШКИ В МАСЛЕ
РАКУШКИ В МАСЛЕ
КЛУБ Автовладельцев
Страница ИСТОРИИ
РАКУШКИ В МАСЛЕ
"Шелл" - наикрупнейший в мире англо-нидерландский концерн по добыче нефти и газа, производству и переработке нефтепродуктов. Основан в 1907 году при слиянии британской "Шелл транПодвеска энд трейдинг" и голландской "Ройял Датч петролеум". Штаб-квартиры -
в Лондоне и Гааге. В концерн входят несколько сотен компаний более чем в 100 странах мира, штат служащих - около 140 тыщ человек.
А когда-то свои 1-ые литры горючего "Шелл" нацедил в Рф.
Андрей СИДОРОВ
История "Шелл" всходит к 1833 году, когда британский коммерсант Маркус Самюэл открыл в Лондоне магазинчик безделушек, увенчанных морскими ракушками (shell - по-английски раковина), и другой экзотики с Востока. Предприятие оказалось выгодным, и после погибели его владельца в 1870-м дело перебежало к сыновьям. Круг деятельности братьев стремительно расширялся, в особенности после того, как Маркус Самюэл-младший в 1890 году посетил Батум, откуда экПодвескаировалась бакинская нефть. Он был потрясен, лицезрев российский танкер, построенный на верфях Баку. Это какие же Энциклопедия грузовых автомобилей проплывают морем мимо его магазина! Как знать, не окажись Самюэл в необходимое время в Рф - век вести торговлю бы ему на берегу Темзы вкрапленными табакерками. Но судьба распорядилась по другому.
Оказавшись очень разворотливым бизнесменом, уже в 1892-м он смог выстроить на одном из британских судостроительных заводов собственный 1-ый танкер "Мюрекс" водоизмещением 5 тыс. тонн. Судно отвечало требованиям морских перевозок через Суэцкий канал - удачный маршрут к нефтяным кладовым тех пор. В собственный 1-ый рейс "Мюрекс" отправился в августе 1892-го с грузом в 4 тыс. тонн российского керосина по маршруту Батум-Сингапур-Бангкок. ТранПодвескаировка нефти востребовала строительства в портах Далекого Востока нефтяных терминалов. К концу 90-х годов прошедшего века бизнес Самюэла так разросся, что он основал в 1897-м компанию "Шелл транПодвеска энд трейдинг", способную соперничать даже с ведущей в то время американской "Эталон Ойл" (сейчас "Мобил").
Тем временем в Гааге появилась нидерландская "Ройял Датч петролеум" (1890), занявшаяся освоением обеспеченного месторождения нефти на полуострове Суматра. Ее директором-распорядителем, а потом и председателем совета директоров стал Генри Детеринг (1866-1939) по прозвищу "Нефтяной Наполеон". Детеринг был не прочь сотрудничать с "Шелл", и по его инициативе в 1907 году вышло слияние капиталов "Ройял Датч" и "Шелл", а совместно с тем и рождение новейшей компании. В ней 60% акций принадлежало "Ройял Датч", а 40% - "Шелл", такое соотношение сохраняется до сего времени.
Сфера деятельности концерна безпрерывно расширялась: осваивали новые месторождения, строили большие перерабатывающие фабрики, покрывающие стремительно возрастающий спрос на нефтепродукты. Концерн заполучил права на добычу нефти в Румынии (1906), Рф (1910), Египте (1913), Венесуэле (1913) и других странах. В 1912 году концерн вышел на внутренний рынок США.
Бурно развивавшиеся морской и авто транПодвеска добивались больше горючего, и компания, уловив тенденцию, сделала ставку на мазут и бензин. Это принесло ей колоссальные прибыли.
1-ая глобальная война несколько замедлила быстрое восхождение на нефтяной Олимп, но после ее окончания дела опять пошли в гору. Создаются дочерние компании в США, на Ближнем Востоке, в Малайзии, в Восточной и Южной Африке. Сначала
30-х годов "Шелл" делает 1-ые шаги в новейшей себе отрасли - нефтехимии. К концу десятилетия на долю "Шелл" приходилось более 10% мировой добычи нефти.
Годы 2-ой мировой войны были нелегкими для "Шелл". Нидерланды оккупированы Германией, Румыния и Далекий Восток стали для компании недостижимы. В итоге боевых утрат к 1945 году "Шелл" недосчиталась 87 собственных судов. По окончании войны концерну пришлось восстанавливать утраченное. Началось бурное развитие перерабатывающих мощностей, создание нефтепродуктов возросло практически во всех регионах, в особенности в Венесуэле.
Нефтяное горючее и сырье стали важными для индустрии и транПодвескаа, вытесняя уголь. Развернулись поисково-разведочные работы в Алжире, Тринидаде, на шельфе Английского Борнео. Нашли месторождения в Нидерландах (Схунебек), в Канаде, Колумбии, Ираке. Возросла добыча - взялись за строительство нефтеперерабатывающих заводов, наикрупнейшие из которых построены в нидерландском порту Пернис, французском Руане, Кардоне (Венесуэла), Джилонге (Австралия), Бомбее.
В 50-е годы толика "Шелл" в мировом производстве нефтепродуктов достигнула уже одной седьмой . Для транПодвескаировки нефти потребовались более емкие танкеры (до 200 тыс. тонн), и скоро они стали основой флота "Шелл".
Поворотным пт в послевоенной истории "Шелл" стал 1959 год, когда совместными усилиями с нефтяной компанией "Эссо" в голландском местечке Гронинген отыскали одно из богатейших месторождений природного газа. К началу 70-х годов в Гронингене добывали половину газа, потребляемого Западной Европой.
Посреди 60-х годов компания разведала сходу несколько уникальных газовых месторождений в Северном море. Разработав новейшую технологию морских перевозок сжиженного газа, в 70-е удалось переправить 5 миллионов тонн этого сырья из Брунея в Японию. "Шелл" стала пионером крупномасшабных проектов такового рода. В 80-е годы экПодвеска сжиженного природного газа, добываемого концерном, существенно вырос - в 1989 году заработал наикрупнейший проект освоения северо-западного шельфа Австралии и поставок газа оттуда в Японию.
Кроме газа, в 1971-м в Северном море отыскали огромную кладовую нефти - Брент. Ее добыча тут сулила новые перспективы. Прямо за Брентом открыли месторождения Корморант (1972), Данлин (1973), Терн (1975) и Айдер (1976). Разработку Брента относят к самым технологически сложным и дорогостоящим проектам века - в грозных погодных критериях нужно было надежное и высокотехнологичное оборудование, не имеющее аналогов.
Действия в Иране 1978-1979 годов и связанные с ними ограничения на поставки нефти подтолкнули к освоению других источников энергии. Потребление газа в Европе к концу 70-х годов подросло более чем вдвое. Половина его - толика "Шелл" и ее партнеров.
В 80-е годы в норвежском секторе Северного моря открыли 2-ое по величине в Европе газовое месторождение - Троль, в Мексиканском заливе разведали припасы нефти и газа (Булвинкл и Аугер). В 1989 году дневная добыча нефти платформой "Булвинкл" с глубины 412 м достигнула 8 тыс. баррелей (1 баррель=159 л). В 1994-м заработала огромная платформа на Аугере - это самое высочайшее (872 м) стационарное сооружение на морском деньке.
Но нефтяная труба, морская платформа либо танкер не достаточно тревожут широкую публику. Как поступить, чтоб о компании гласили все? Без рекламы бизнес не сделаешь! Наилучший метод - заявить о для себя в гонках формулы 1, ведь бензин, масло и автомобиль неотделимы друг от друга.
В данном деле компании тоже есть чем гордиться. Благодаря ее поддержке за всю историю формулы 1 завоевано более 170 побед в Гран-при, 18 званий чемпионов, 11 раз выигран Кубок конструкторов. В ближайшее время финансовая мощь компании идет на поддержку "Ferrari". Будет ли эта лошадь довольна "ракушечьим" кормом в конце сезона - узнаем скоро.
Четырехсотметровая нефтедобывающая платформа "Булвинкл" уходит в Мексиканский залив.
На таких буровых вышках "Шелл" начинала добычу нефти в Рф.
Магистральный автопоезд начала века.
1-ый бензовоз.
Бензовоз с пожарным прицепом отлично дополняют друг дружку.
Нефтедобывающая платформа "Брент Чарли" в Северном море.