Комфортные ВОРОТА
Комфортные ВОРОТА
КЛУБ
Автовладельцев
Комфортные ВОРОТА
Если у вас, читатель, есть гараж, то практически наверняка - с простейшими распашными воротами, а стало быть, вам известны их главные недочеты. В этой статье Игорь МИХЕЕВ акцентирует на их внимание только для того, чтоб предложить более рациональную конструкцию.
По правде: кто-то, утомившись в дороге, теряет внимательность и, открыв ворота, запамятывает зафиксировать их створки в открытом состоянии. А погода, представте, ветреная - дунуло, дверь резко запирается и ударяет по кузову машины. Другой пример. Выезжая задним ходом, мы иногда не замечаем, что ворота не полностью открыты либо их прикрыло ветром. Итог тот же. Бывают и поболее грустные последствия: дав задний ход, вы запамятовали закрыть какую-либо дверь в автомобиле - в конечном итоге она исковеркана, а то и погнута стойка, требуется дорогой ремонт.
Обладателю обычных ворот нелегко зимой: за ночь намело снегу, чтоб открыть ворота, необходимо его отгрести, а лопата - естественно, в гараже. Отлично, если в одной из "воротин" есть высоко расположенная дверь. А если нет?
Распашные ворота нередко неудобны в гаражах, интегрированных в коттеджи. Ворота часто открываются на тротуар либо дорогу, если же они снутри, во дворе, то иногда затрудняют заезд в гараж и выезд из него. В конце концов, пандус на подъезде к гаражу может иметь уклон. Означает, чтоб ворота раскрывались, необходимо делать перед ними горизонтальный участок, что тоже не всегда просто.
От перечисленных проблем просто избавиться, устроив подъемно-откидные ворота, подобные тем, что используются в неких конструкциях гаражей-"ракушек" (фото). Существует несколько кинематических схем схожих ворот; у каждой свои достоинства и недочеты, знать которые возможному обладателю нелишне.
Известные сейчас конструкции подъемно-откидных ворот представлены на рисунках. Одна из самых обычных - на рис. 1, а. Полотно ворот 1 имеет ролики по углам. Ролики 2 движутся по вертикальным направляющим 3, а ролики 4 - по горизонтальным направляющим 5. Открывая ворота, полотно тянут ввысь, сразу другой рукою подавая высшую часть ворот вовнутрь. Устройство обычное, но с суровым недочетом. Как видно из рисунка, снутри гаража достаточно большая мертвая зона - ее ничем нельзя занимать. Зато в этом варианте ворота при открывании-закрывании не выходят за очертания гаража, что позволяет, если нужно, подъезжать к нему впритирку.
Последующий вариант (рис. 1, б) похож на предшествующий - с той различием, что ролики 2 установлены не понизу ворот, а выше, на расстоянии l от нижней кромки ворот. Такая сборка уменьшает мертвую зону. Сейчас при открывании ворот нижняя половина полотна 1 выдвигается перед гаражом, уходя ввысь и образуя козырек, что комфортно при открытых воротах в случае непогодицы (дождик, снег). Но вам придется останавливаться перед гаражом на расстоянии, которое позволит полотну ворот выходить вперед-вверх. Не считая того, в закрытом положении эта конструкция несколько наименее жесткая - низ ворот консольный.
Еще одна конструкция показана на рис. 2, а. На полотне ворот 1 в нижних углах установлены ролики 2, передвигающиеся по вертикальным направляющим 3. В средней части полотно шарнирно соединено с рычагами 4. Последние обратными концами шарнирно закреплены на опорах 5, установленных на стенке гаража. Ворота открываются, как и в прошлых вариантах. Для удержания полотна в горизонтальном положении и уменьшения нагрузки на шарниры рычагов кромка полотна, входящая вовнутрь, ложится на упоры 6. В отличие от прошлых вариантов, тут не необходимы горизонтальные направляющие.
Развитие предшествующего варианта вы видите на рис. 2, б. Но тут ролики 2 установлены на расстоянии l от нижней кромки ворот. При всем этом миниатюризируется мертвая зона, а открытое полотно 1 образует козырек.
На рис. 3 - одна из более сложных конструкций, но пусть вас не стращает такое сочетание рычагов и пружин: зато с воротами просто управится неважно какая дама. Как работает механизм?
На полотне ворот 1 в верхних углах есть ролики 2, они катятся по горизонтальным направляющим 3. На нижних углах полотна закреплены рычаги 4, крутящиеся на осях стоек 5, установленных на стенке гаража. К верхним концам рычагов присоединены пружины 6, нижние концы которых закреплены на креплениях 7, установленных на полу гаража. Открывая ворота, необходимо подать нижнюю часть полотна наружу, сразу толкая высшую часть вовнутрь. При всем этом рычаги 4 выходят из мертвого положения и начинают поворачиваться усилием пружины. В открытом положении полотно фактически стопроцентно уходит вовнутрь гаража. В данной схеме отсутствуют вертикальные направляющие.
Рвение освободить конструкцию ворот от упоминавшихся выше недочетов закономерно подводит изобретателей к железной "шторке", издавна известной и используемой в самых различных случаях. На рис. 4 вы видите схожую конструкцию. Полотно состоит из шарнирно соединенных секций 1. На каждой секции закреплены ролики 2, передвигающиеся в направляющих 3. При открывании ворот секции полотна откатываются по направляющим вовнутрь гаража. Достоинства данного варианта - практически полное отсутствие мертвой зоны как снутри, так и перед гаражом. Но данные ворота более сложны.
Для уравновешивания ворот, показанных на рис. 1, 2 и 3, можно использовать противовесы - устройства, очень обыкновенные в изготовлении и надежные в эксплуатации. В варианте 4 для этого обычно используют торсионные витые пружины, которые устанавливают на горизонтальном валу над воротами снутри гаража. На концах вала должны быть предусмотрены барабаны, на любой из которых наматывается трос, закрепленный за нижнюю кромку ворот. Подобные устройства малогабаритны, но требуют качественных пружин и надежных узлов для их регулирования и крепления, повторяющейся смазки и т. д.
Размеры представленных выше ворот соответствуют действующим нормативам. Для большей безопасности от взлома вход в гараж (когда есть такая возможность) лучше делать изнутри дома. Ворота при всем этом закрывают на внутренние засовы, другими словами замки на их не необходимы. Но в случае необходимости в вариантах 1-3 можно сделать в полотне ворот врезную дверь с замком.
Подъемно-откидные ворота несколько дороже распашных, но их достоинства таковы, что обширное применение за рубежом просто объяснимо.
Из какого материала сделать ворота? Тут тоже вероятны варианты. Если использовать металлической прокат - уголок, швеллер, лист, масса ворот составит около 180 кг. В последние годы все более обширное применение находит дюраль. Заметим: если использовать те же номера алюминиевых профилей, что и у железных, то масса ворот составит всего 65 кг. По желанию заказчика алюминиевый профиль может быть анодирован либо окрашен, что существенно улучшает внешний облик ворот и увеличивает их стойкость против коррозии.
Как со ценой? Сейчас тонна железного проката стоит около 2 млн. руб., алюминиевого - 20 млн. руб. Разница, как лицезреем, очень значимая. Но подсчитайте цена тех и других ворот исходя из вышеприведенных масс - материал железных ворот обойдется вам в 360 тыс. руб., а алюминиевых - 1300 тыс. руб. И окажется, что алюминиевые дороже в 3,7 раза, ну и сама сумма не должна пугать обладателя.
В заключение замечу, что подъемно-откидные ворота можно устанавливать не только лишь во вновь строящихся гаражах, да и в уже имеющихся.
Подъемно-откидные ворота - вид.
Рис. 1. Конструкции ворот с 2-мя направляющими: 1 - створка ворот;
2 - ролик вертикального перемещения;
3 - вертикальная направляющая;
4 - ролик горизонтального перемещения; 5 - горизонтальная направляющая.
Рис. 2. Конструкции ворот с дополнительным рычагом: 1 - створка ворот; 2 - ролик вертикального перемещения; 3 - вертикальная направляющая; 4 - рычаг; 5 - опора рычага; 6 - упор створки.
Рис. 3. Ворота с пружинным механизмом подъема створки:
1 - створка ворот;
2 - ролик горизонтального перемещения;
3 - горизонтальная направляющая; 4 - рычаг; 5 - ось; 6 - пружина;
7 - кронштейн пружины.
Рис. 4. Ворота со створкой-"шторкой": 1 - секция "шторки";
2 - ролик; 3 - направляющая.