ПОДОЗРЕВАЮТСЯ ВСЕ
ПОДОЗРЕВАЮТСЯ ВСЕ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
ВОПРОС РЕБРОМ!
ПОДОЗРЕВАЮТСЯ ВСЕ
Суровая причина, способная вызвать взрыв
общественного недовольства, -
отношения водителей
с ГАИ, с милицией.
Максим ЮРЧЕНКО
Милицию у нас не обожают. Но одно дело - испытывать чувства, другое - их проявлять. Складывается воспоминание, что до момента проявления осталось, что именуется, немножко. Об этом можно судить по письмам в редакцию от разъяренных читателей, переживших контакты с сотрудниками ГАИ и других служб правопорядка.
"На выезде из Стрежевого вас приостановит инспектор и принудит открыть багажник. Если увидит в нем спиртное для завтрашней женитьбы, произнесет, что это для перепродажи... Везете в грузовике на дачу удобрения, будет пытать - в самом ли деле удобрения из совхоза, как указывается в документах. Это завуалированное вымогательство! Нет больше сил вытерпеть произвол!
Группа водителей из городка Стрежевого, Томская область".
"Дело было в сентябре... Я проезжал перекресток. Гаишник жезлом повелел тормознуть. Я высвободил перекресток, подъехал к обочине. "Почему не тормознул там, где тебя застал жест инспектора?" Что, прямо на перекрестке?.. Выписал штраф 96 тыс. рублей, отнял "права". С того времени доказываю, что Правил не нарушал... Не достаточно увольняют из ГАИ за взятки и шантаж.
П. Г. КОЛОКОЛОВ, пос. Куеда, Пермская область".
"Когда ворачивались из отпуска, нас, всю семью совместно с 3-х летним ребенком, высадили из машины в 800 километрах от дома - машина типо считается в угоне. Но ведь ранее автомобиль два года состоял на учете в ГАИ. Мы предлагали переписать данные паПодвескаов, но дать возможность добраться домой. Ни в какую!.. Обращались с нами как с правонарушителями. Сержант со злорадством приговаривал: "Что, не охото автомобильчик отдавать?..". Унижать людей предписывают милицейские приказы и законы?..
Л. Т. ВЕЙНБЕНДЕР, Воркута".
Судя по тому, что схожих писем в редакцию приходит больше, ситуация складывается сюрреалистическая: большая часть населения страны, объединенная понятием "водители", притесняется в конституционных правах и свободах госструктурой, по определению призванной блюсти права и свободы людей.
"ДЫХНИ!"
Президент страны не так давно просил СМИ почтительнее относиться к органам внутренних дел. Мол, они в ближайшее время стали работать результативнее. Фактически, никто не запамятывает о том, что милиционеры защищают нас от бандитов, ловят воров и иногда погибают в перестрелках. Тем паче грустно за тех, кто ловит и погибает. Но при всем почтении к вам, Борис Николаевич, этой любви не требуйте. Фактически у каждого из нас есть личный нехороший опыт общения со стражами закона - отсюда и соответственное отношение.
Журналисты "За рулем" не только лишь читают письма, и живем мы не на облаке. Поэтому и решили - испытать "попасть": много ли для этого необходимо? Сотрудники журнальчика получили задание: передвигаться по Москве в собственных автомобилях, не нарушать правил движения.
В нескольких случаях нас без всякого повода останавливали инспекторы ГАИ и патрули городской милиции. Следовал стандартный набор требований: "права", техпаПодвеска, аптечки, огнетушители... В один прекрасный момент просили предъявить домкрат. Уловка понятна: милицию заинтересовывало содержимое багажника.
Одному из нас "подфартило"... Поздним вечерком ворачивался домой. Улицы были уже пустынны, свет фар чуть пробивал снежную пелену. Слева, практически прижавшись к левому борту, как черт из табакерки, появился патрульный "Москвич" - притирал к бордюру. С правого фронтального сидения милиционер повелительным жестом указал - к обочине... Подчиниться? "Командир" держал в руках "калашников", сзади томным взором буравили три кавказца в гражданском. "А если это не полиция?" - пронеслось в голове. Случаев с "переодеванием" - сколько угодно. Не очень ли велик экипаж для патруля - пятеро? Для столичной милиции удивительно, что трое - кавказцы. А если седоки сзади - задержанные, то удивительно другое - экипаж продолжает патрулировать?.. Но наш сотрудник тормознул, вышел из машины, полез в портфельчик за "правами"... Но подошедший милиционер с "калашниковым" (ни для тебя представиться, ни "здрасьте") обескуражил: "ПаПодвеска!" И уже позже: "Права!". Лицезрев в руках очередной документ, востребовал и его - это было редакционное удостоверение... Человек в форме продолжал держать себя так, как будто точно знал, что перед ним особо страшный беглый рецидивист-убийца, людоед и извращенец, находящийся в федеральном розыске и проходящий по компу Интерпола.
- А ты случаем не выпивши?.. Пройдем к машине.
Милиционер сел в патрульный автомобиль. Ничего другого не оставалось как стать рядом, изогнуться, чтоб слышать принужденного собеседника. Даже около машины чувствовался чесночный угар и запах немытости.
- Ну-ка, дыхни. - Надзирательское "ты" и безапелляционное предложение пройти "тест" на алкоголь таким вот экстравагантным образом были обращены не к бомжу с помойки, а к интеллигентного вида, подтянутому и чистоплотному человеку. "Подозреваемый" обязан был приблизиться к лицу прапорщика... Не унюхав криминальных паров, тот искривился.
Раскрытый портфельчик для документов оказался перед лицом милиционера.
- Что это - сотовый телефончик? Покажи-ка... А разрешение есть?
Его с собой не оказалось - видимо, запамятовал в редакции... Патрульный ожил:
- Откудова я знаю, что он неворованный!..
Прапорщик Подображных повелел следовать за патрульной машиной. В 126-м отделении милиции нашего сотруднику промурыжили около 2-ух часов - у дежурного все не хватало времени. Обычный человек с трудом выдерживает эту обстановку - высокомерие, унизительное пренебрежение "персонала", атмосферу затхлости и казенщины. Хоть это и не кутузка, но "околоток" не достаточно чем от нее отличается. Нормально себя ощущали тут разве что "попутчики"-кавказцы... За решетку в "обезьянник" сотруднику сажать не стали - и на том спасибо. Протокол о правонарушении он подписывать отказался. Тогда милиционер составил акт об изъятии телефона. "Можно ли тут написать, что в момент его обнаружения я им не воспользовался?" - спросил задержанный. "Ты что, дурачина?!" - рыкнул дежурный по отделению капитан Аббасов... Аппарат удалось возвратить назавтра.
Легитимный БЕСПРЕДЕЛ?
Чего ради они нас останавливают, лезут в ранцы, в кармашки, в душу, требуют паПодвеска (хотя никакой закон не предписывает держать его в кармашке), безоговорочного послушания? У нас чрезвычайное либо военное положение? Введен комендантский час? Либо возвратился режим революционного террора: "мети" всех - а там разберемся?.. Это, скажете, эмоции. А в чем непосредственно обвинить служивых из фискальных органов? Мы изучили законы и доступные нам аннотации для милиции: формально - ни в чем. Разве что, опять-таки, формально можно попробовать обосновать, что был предпринят безосновательный личный досмотр - патрульный засунул нос в портфель. Но юрист-консультант судиться не рекомендовал: обвинять в суде досмотр глупо - милиционер не сам полез вовнутрь лапой, как бы "попросил" обладателя вытащить телефонный аппарат. К тому же в управлении "Р" столичной милиции (в его ведении - порядок в радиоэфире) нас проинформировали: согласно аж двум постановлениям правительства, обладатель радиопередающего устройства должен всегда держать разрешение при для себя. Запамятовал - следует изъятие аппарата. Хорошо, пусть есть таковой закон. Но тупость выходит: приостановили и препроводили в милицию поэтому, что в ранце вез нефункционирующий радиотелефон. Это не просто бред - надругательство.
Полиция защищена на все случаи жизни: приостановили тебя посреди ночи? На то и патруль... Востребовали паПодвеска? Что ж здесь крамольного!.. Принудили дыхнуть? Под рукою не оказалось прибора... Заставили ехать в участок? Не было с собой бланка протокола... Высадили семью с малышом из машины за тыщу верст от дома? Так ведь автомобиль числится в угоне... Инспектор ошибся? "Лучше перебдеть, чем недобдеть"... Более того, все эти деяния не противоречат законам и подзаконным актам, регулирующим отношения служащих органов правопорядка и людей. Так как содержат обмолвки - вот где собака зарыта: "если имеются достаточные основания считать", "допустимо", "в нужных случаях"... Они и превращают закон в свою противоположность, людей - в незащищенных, а произвол, чинимый милицией, - в легализованный. То, что это противоречит основам Конституции по факту, роли не играет: не станешь же всякий раз, когда тебя милиционер обругал дурачиной либо покруче, обращаться в Конституционный трибунал. Даже в народный. Это в милиции отлично знают и этим пользуются "на все 100". Даже - "на двести".
Посмей спорить - будет для тебя и рожой о капот, и "коммуналка" в "обезьяннике", и втаптывание в грязь - в прямом и переносном смысле. "Достаточные основания" у милиции найдутся... Все это отлично знаем мы - те, кого "полиция сберегает".
Водители уязвимы более других. Кроме общих штатских обязательств, они несут целый комплекс дополнительных, при этом над ними довлеет большой карательный аппарат специального предназначения - ГАИ. Сколько бы нам ни говорили, что бравые мужчины в форме рискуют жизнью ради нас, мы по собственному опыту знаем, что для их автомобилисты - источник поборов, а то и просто - объект унижения. Если же гласить все до конца, то ГАИ перевоплотился и в инструмент пополнения казны: инспекторам "спускают" план по взиманию штрафов. Очевидно, негласно - документов на сей счет не отыскать.
Что может защитить водителя от произвола блюстителей автопорядка? Сначала, познание основополагающих конституционных принципов демократического общества - о презумпции невиновности, о том, что "разрешено все, что не запрещено законом". Ответ содержит и Закон о милиции. В нем провозглашается: "Полиция призвана защищать права и свободы людей", "милиции воспрещается прибегать к воззванию, унижающему достоинство человека". "Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина должен объяснить ему основание и повод для такового ограничения, также возникающие в связи с этим его права и обязанности" и т.д.. Хотелось бы вдохновить читателя: вот цитаты из закона, которые посодействуют вам отстоять свое достоинство, спастись от произвола.
Но почему не посодействовали до сего времени? И опять-таки, вникните: перед кем отстоять, от кого спасаться - от милиции?..
Эти сомнения не так давно подтвердил на одной из пресс-конференций начальник ГАИ РФ генерал-лейтенант В. Федоров. Он выразился в том смысле, что с этого момента автоинспекторы будут более приклнными по отношению к водителям. Из чего следует: оказывается, не закон регулирует деяния ГАИ, а приказы начальства. А до сего времени гаишное управление предписывало быть нелояльным?
Вопросы мы адресуем от имени водителей всей страны не только лишь управлению ГАИ, да и МВД, Минюсту РФ и Конституционному суду.
Есть суровый повод обратиться в настолько высочайшие инстанции. Вот что говорил в интервью одной из газет прошлый 1-ый зам. Председателя КГБ СССР Филипп Бобков. 5-е управление, которое он курировал, в последние годы существования Русского Союза занималось, в том числе, предупреждением массовых беспорядков и других проявлений общественного недовольства. На вопрос, какая была основная "болевая точка", способная вызвать выход людей на улицу, он ответил: отношения водителей и ГАИ.
Сейчас эти отношения, в сопоставлении с русским периодом, стали куда напряженнее.
Будем ожидать "проявления эмоций"?
Это не фото "За рулем", а "лицо" календаря, выпущенного ГАИ Тульской области. На нем лозунг, с которым вышла в свет "Концепция развития ГАИ до 2005 года". Что тут скажешь?
От редакции. Мы решили узнать, как незащищенными ощущают себя водители. На стр. 64 мы публикуем анкету с вопросами на данную тему. Просим заполнить ее. Результаты станут поводом для продолжения сурового разговора, в том числе на высочайшем муниципальном уровне. Пора защищать свое достоинство!

МЫ И АВТОМОБИЛЬ
ВОПРОС РЕБРОМ!
ПОДОЗРЕВАЮТСЯ ВСЕ
Суровая причина, способная вызвать взрыв
общественного недовольства, -
отношения водителей
с ГАИ, с милицией.
Максим ЮРЧЕНКО
Милицию у нас не обожают. Но одно дело - испытывать чувства, другое - их проявлять. Складывается воспоминание, что до момента проявления осталось, что именуется, немножко. Об этом можно судить по письмам в редакцию от разъяренных читателей, переживших контакты с сотрудниками ГАИ и других служб правопорядка.
"На выезде из Стрежевого вас приостановит инспектор и принудит открыть багажник. Если увидит в нем спиртное для завтрашней женитьбы, произнесет, что это для перепродажи... Везете в грузовике на дачу удобрения, будет пытать - в самом ли деле удобрения из совхоза, как указывается в документах. Это завуалированное вымогательство! Нет больше сил вытерпеть произвол!
Группа водителей из городка Стрежевого, Томская область".
"Дело было в сентябре... Я проезжал перекресток. Гаишник жезлом повелел тормознуть. Я высвободил перекресток, подъехал к обочине. "Почему не тормознул там, где тебя застал жест инспектора?" Что, прямо на перекрестке?.. Выписал штраф 96 тыс. рублей, отнял "права". С того времени доказываю, что Правил не нарушал... Не достаточно увольняют из ГАИ за взятки и шантаж.
П. Г. КОЛОКОЛОВ, пос. Куеда, Пермская область".
"Когда ворачивались из отпуска, нас, всю семью совместно с 3-х летним ребенком, высадили из машины в 800 километрах от дома - машина типо считается в угоне. Но ведь ранее автомобиль два года состоял на учете в ГАИ. Мы предлагали переписать данные паПодвескаов, но дать возможность добраться домой. Ни в какую!.. Обращались с нами как с правонарушителями. Сержант со злорадством приговаривал: "Что, не охото автомобильчик отдавать?..". Унижать людей предписывают милицейские приказы и законы?..
Л. Т. ВЕЙНБЕНДЕР, Воркута".
Судя по тому, что схожих писем в редакцию приходит больше, ситуация складывается сюрреалистическая: большая часть населения страны, объединенная понятием "водители", притесняется в конституционных правах и свободах госструктурой, по определению призванной блюсти права и свободы людей.
"ДЫХНИ!"
Президент страны не так давно просил СМИ почтительнее относиться к органам внутренних дел. Мол, они в ближайшее время стали работать результативнее. Фактически, никто не запамятывает о том, что милиционеры защищают нас от бандитов, ловят воров и иногда погибают в перестрелках. Тем паче грустно за тех, кто ловит и погибает. Но при всем почтении к вам, Борис Николаевич, этой любви не требуйте. Фактически у каждого из нас есть личный нехороший опыт общения со стражами закона - отсюда и соответственное отношение.
Журналисты "За рулем" не только лишь читают письма, и живем мы не на облаке. Поэтому и решили - испытать "попасть": много ли для этого необходимо? Сотрудники журнальчика получили задание: передвигаться по Москве в собственных автомобилях, не нарушать правил движения.
В нескольких случаях нас без всякого повода останавливали инспекторы ГАИ и патрули городской милиции. Следовал стандартный набор требований: "права", техпаПодвеска, аптечки, огнетушители... В один прекрасный момент просили предъявить домкрат. Уловка понятна: милицию заинтересовывало содержимое багажника.
Одному из нас "подфартило"... Поздним вечерком ворачивался домой. Улицы были уже пустынны, свет фар чуть пробивал снежную пелену. Слева, практически прижавшись к левому борту, как черт из табакерки, появился патрульный "Москвич" - притирал к бордюру. С правого фронтального сидения милиционер повелительным жестом указал - к обочине... Подчиниться? "Командир" держал в руках "калашников", сзади томным взором буравили три кавказца в гражданском. "А если это не полиция?" - пронеслось в голове. Случаев с "переодеванием" - сколько угодно. Не очень ли велик экипаж для патруля - пятеро? Для столичной милиции удивительно, что трое - кавказцы. А если седоки сзади - задержанные, то удивительно другое - экипаж продолжает патрулировать?.. Но наш сотрудник тормознул, вышел из машины, полез в портфельчик за "правами"... Но подошедший милиционер с "калашниковым" (ни для тебя представиться, ни "здрасьте") обескуражил: "ПаПодвеска!" И уже позже: "Права!". Лицезрев в руках очередной документ, востребовал и его - это было редакционное удостоверение... Человек в форме продолжал держать себя так, как будто точно знал, что перед ним особо страшный беглый рецидивист-убийца, людоед и извращенец, находящийся в федеральном розыске и проходящий по компу Интерпола.
- А ты случаем не выпивши?.. Пройдем к машине.
Милиционер сел в патрульный автомобиль. Ничего другого не оставалось как стать рядом, изогнуться, чтоб слышать принужденного собеседника. Даже около машины чувствовался чесночный угар и запах немытости.
- Ну-ка, дыхни. - Надзирательское "ты" и безапелляционное предложение пройти "тест" на алкоголь таким вот экстравагантным образом были обращены не к бомжу с помойки, а к интеллигентного вида, подтянутому и чистоплотному человеку. "Подозреваемый" обязан был приблизиться к лицу прапорщика... Не унюхав криминальных паров, тот искривился.
Раскрытый портфельчик для документов оказался перед лицом милиционера.
- Что это - сотовый телефончик? Покажи-ка... А разрешение есть?
Его с собой не оказалось - видимо, запамятовал в редакции... Патрульный ожил:
- Откудова я знаю, что он неворованный!..
Прапорщик Подображных повелел следовать за патрульной машиной. В 126-м отделении милиции нашего сотруднику промурыжили около 2-ух часов - у дежурного все не хватало времени. Обычный человек с трудом выдерживает эту обстановку - высокомерие, унизительное пренебрежение "персонала", атмосферу затхлости и казенщины. Хоть это и не кутузка, но "околоток" не достаточно чем от нее отличается. Нормально себя ощущали тут разве что "попутчики"-кавказцы... За решетку в "обезьянник" сотруднику сажать не стали - и на том спасибо. Протокол о правонарушении он подписывать отказался. Тогда милиционер составил акт об изъятии телефона. "Можно ли тут написать, что в момент его обнаружения я им не воспользовался?" - спросил задержанный. "Ты что, дурачина?!" - рыкнул дежурный по отделению капитан Аббасов... Аппарат удалось возвратить назавтра.
Легитимный БЕСПРЕДЕЛ?
Чего ради они нас останавливают, лезут в ранцы, в кармашки, в душу, требуют паПодвеска (хотя никакой закон не предписывает держать его в кармашке), безоговорочного послушания? У нас чрезвычайное либо военное положение? Введен комендантский час? Либо возвратился режим революционного террора: "мети" всех - а там разберемся?.. Это, скажете, эмоции. А в чем непосредственно обвинить служивых из фискальных органов? Мы изучили законы и доступные нам аннотации для милиции: формально - ни в чем. Разве что, опять-таки, формально можно попробовать обосновать, что был предпринят безосновательный личный досмотр - патрульный засунул нос в портфель. Но юрист-консультант судиться не рекомендовал: обвинять в суде досмотр глупо - милиционер не сам полез вовнутрь лапой, как бы "попросил" обладателя вытащить телефонный аппарат. К тому же в управлении "Р" столичной милиции (в его ведении - порядок в радиоэфире) нас проинформировали: согласно аж двум постановлениям правительства, обладатель радиопередающего устройства должен всегда держать разрешение при для себя. Запамятовал - следует изъятие аппарата. Хорошо, пусть есть таковой закон. Но тупость выходит: приостановили и препроводили в милицию поэтому, что в ранце вез нефункционирующий радиотелефон. Это не просто бред - надругательство.
Полиция защищена на все случаи жизни: приостановили тебя посреди ночи? На то и патруль... Востребовали паПодвеска? Что ж здесь крамольного!.. Принудили дыхнуть? Под рукою не оказалось прибора... Заставили ехать в участок? Не было с собой бланка протокола... Высадили семью с малышом из машины за тыщу верст от дома? Так ведь автомобиль числится в угоне... Инспектор ошибся? "Лучше перебдеть, чем недобдеть"... Более того, все эти деяния не противоречат законам и подзаконным актам, регулирующим отношения служащих органов правопорядка и людей. Так как содержат обмолвки - вот где собака зарыта: "если имеются достаточные основания считать", "допустимо", "в нужных случаях"... Они и превращают закон в свою противоположность, людей - в незащищенных, а произвол, чинимый милицией, - в легализованный. То, что это противоречит основам Конституции по факту, роли не играет: не станешь же всякий раз, когда тебя милиционер обругал дурачиной либо покруче, обращаться в Конституционный трибунал. Даже в народный. Это в милиции отлично знают и этим пользуются "на все 100". Даже - "на двести".
Посмей спорить - будет для тебя и рожой о капот, и "коммуналка" в "обезьяннике", и втаптывание в грязь - в прямом и переносном смысле. "Достаточные основания" у милиции найдутся... Все это отлично знаем мы - те, кого "полиция сберегает".
Водители уязвимы более других. Кроме общих штатских обязательств, они несут целый комплекс дополнительных, при этом над ними довлеет большой карательный аппарат специального предназначения - ГАИ. Сколько бы нам ни говорили, что бравые мужчины в форме рискуют жизнью ради нас, мы по собственному опыту знаем, что для их автомобилисты - источник поборов, а то и просто - объект унижения. Если же гласить все до конца, то ГАИ перевоплотился и в инструмент пополнения казны: инспекторам "спускают" план по взиманию штрафов. Очевидно, негласно - документов на сей счет не отыскать.
Что может защитить водителя от произвола блюстителей автопорядка? Сначала, познание основополагающих конституционных принципов демократического общества - о презумпции невиновности, о том, что "разрешено все, что не запрещено законом". Ответ содержит и Закон о милиции. В нем провозглашается: "Полиция призвана защищать права и свободы людей", "милиции воспрещается прибегать к воззванию, унижающему достоинство человека". "Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина должен объяснить ему основание и повод для такового ограничения, также возникающие в связи с этим его права и обязанности" и т.д.. Хотелось бы вдохновить читателя: вот цитаты из закона, которые посодействуют вам отстоять свое достоинство, спастись от произвола.
Но почему не посодействовали до сего времени? И опять-таки, вникните: перед кем отстоять, от кого спасаться - от милиции?..
Эти сомнения не так давно подтвердил на одной из пресс-конференций начальник ГАИ РФ генерал-лейтенант В. Федоров. Он выразился в том смысле, что с этого момента автоинспекторы будут более приклнными по отношению к водителям. Из чего следует: оказывается, не закон регулирует деяния ГАИ, а приказы начальства. А до сего времени гаишное управление предписывало быть нелояльным?
Вопросы мы адресуем от имени водителей всей страны не только лишь управлению ГАИ, да и МВД, Минюсту РФ и Конституционному суду.
Есть суровый повод обратиться в настолько высочайшие инстанции. Вот что говорил в интервью одной из газет прошлый 1-ый зам. Председателя КГБ СССР Филипп Бобков. 5-е управление, которое он курировал, в последние годы существования Русского Союза занималось, в том числе, предупреждением массовых беспорядков и других проявлений общественного недовольства. На вопрос, какая была основная "болевая точка", способная вызвать выход людей на улицу, он ответил: отношения водителей и ГАИ.
Сейчас эти отношения, в сопоставлении с русским периодом, стали куда напряженнее.
Будем ожидать "проявления эмоций"?
Это не фото "За рулем", а "лицо" календаря, выпущенного ГАИ Тульской области. На нем лозунг, с которым вышла в свет "Концепция развития ГАИ до 2005 года". Что тут скажешь?
От редакции. Мы решили узнать, как незащищенными ощущают себя водители. На стр. 64 мы публикуем анкету с вопросами на данную тему. Просим заполнить ее. Результаты станут поводом для продолжения сурового разговора, в том числе на высочайшем муниципальном уровне. Пора защищать свое достоинство!
