УСТУПАЯ-УСТУПИ!
УСТУПАЯ-УСТУПИ!
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Не по Правилам
УСТУПАЯ-УСТУПИ!
Владимир РЕБРОВ, эксперт
Аварии случаются не только лишь в экстремальных дорожных ситуациях.
Катастрофа произошла, что именуется, на ровненьком месте (рис. 1). Грузовой автомобиль тормознул на перекрестке, намереваясь повернуть влево. Сигнал левого поворота был включен. Навстречу ехал VAZ 2109 с включенным сигналом правого поворота. Владелец "девятки" включил его метров за двести до перекрестка, так как сначала желал тормознуть на обочине, но позже раздумал. Шофер грузовика приостановил машину так, чтоб на предполагаемом пути движения легковушки помех не было. Совместно с тем, будучи уверенным, что она повернет, он выехал на встречную полосу. Но... Шофер VAZ 2109 поехал прямо, не успев среагировать на ситуацию. В итоге - ДТП.
Шофер "девятки", непременно, нарушил п. 8.2 ПДД: ввел в заблуждение других участников движения. Но менее того! В то же время шофер грузовика нарушил п. 13.12: "при повороте влево... должен уступить дорогу ТС,.. передвигающимся... во встречном направлении". Можно попробовать оправдать водителя грузовика: он не знал, что "девятка" поедет прямо. Но это от ответственности не высвобождает. Он совершенно точно был должен уступить даже в этом случае, если имеющий преимущество нарушает Правила. Сделай он требования ПДД, его грузовик не оказался бы на встречной полосе. Шофер автомобиля не вправе пересекать осевую линию разметки (а при ее отсутствии - выезжать на левую половину проезжей части, п. 9.1) до того времени, пока встречный не въедет на перекресток и не обусловятся его настоящие намерения. Таким макаром, ошибка водителя грузовика - ровная (а не косвенная) причина аварии. Он нарушил правила проезда перекрестка - не уступил дорогу.
При разборе ДТП сотрудники ГАИ признали его виноватым, но он с этим не согласился и обжаловал постановление ГАИ в суде: вина, дескать, взаимная. Любопытно, что шофер "девятки" не опровергал, что "запамятовал" выключить сигнал. Умопомрачительная по сегодняшним временам честность! Все же, трибунал оставил решение ГАИ в силе.
Давайте разглядим, как принцип "уступи дорогу" работает в еще больше обычный ситуации (рис. 2).
Самый обыденный перекресток. У автомобиля 1 - помеха справа. Где он должен тормознуть? Перед пересекаемой проезжей частью (п. 6.13 ПДД), и ни шагу далее! Он должен уступить дорогу автомобилю 2 (п. 13.11) - что бы тот ни вытворял: запамятовал выключить сигнал, желал повернуть вправо, а позже передумал и т.д. При всей кажущейся очевидности вины второго водителя за последствия будет отвечать 1-ый!
На рис. 3 представлена еще одна схема действий водителей, приведших к обычной аварии (она случилась в Ивановской области). Боковые проезды следуют один за одним. Автобус не выключил сигнал правого поворота и ввел в заблуждение водителя легкового автомобиля (как позже выяснилось, по вине завода-изготовителя не работал механизм автоматического "сброса" мигающего сигнала при повороте руля. Кстати, этим недостатком мучаются многие машины). Автомобиль начал поворот влево, а автобус продолжил движение прямо. Вышло столкновение, которого никто не ждал.
При разборе аварии сотрудники ГАИ вынесли постановление об взаимной вине водителей. Руководители автопарка обратились в городской трибунал, и тот вынес решение: в ДТП повинет только шофер легкового автомобиля. Последний, в свою очередь, тоже не согласился и желал опротестовать решение в областном суде. Призвал на помощь адвокатов и профессионалов. Не посодействовало - они были единодушны: в ДТП повинет тот, кто пренебрег правом приоритета. До новых судебных слушаний дело не дошло.
Все аварии (к счастью, без жертв) произошли по одной причине: водители не выполнили требование "уступите дорогу". Они не должны были выезжать за осевую либо пересекаемую проезжую часть до того времени, пока автомобиль, который имеет преимущество, первым не въедет на перекресток. Вспомним ПДД. "Уступить дорогу" значит, что хоть какой участник движения (шофер, пешеход) не должен начинать, возобновлять либо продолжать движение, делать какой-нибудь маневр, если это вынудит других поменять направление движения либо скорость. Запомните, "направление и скорость" - вот аспекты в оценке действий водителя по предоставлению достоинства в выполнении требования "уступите дорогу". Лишне гласить, что это положение Правил - основополагающий Закон дорожного движения!
Поправка. В материале "Россияне в доказательствах не нуждаются" (ЗР, 1998, №1) сказано, что в Нью-Йорке нет компании с заглавием I.A.A. Как выяснилось, такая компания существует по адресу, обозначенному в маркетинговом проспекте.