НОГИ, КРЫЛЬЯ . ГЛАВНОЕ – ХВОСТ!
НОГИ, КРЫЛЬЯ... ГЛАВНОЕ – ХВОСТ!
Вы наверное помните наш вопрос: почему «перетягивание каната» выиграла умеренная «четверка», утащив сильную «Самару»? Тут есть принципиальная зацепочка – машины связали корма к корме. Многие сообразили: это и есть ключ к верному решению, а хорошей половине удалось дать такие развернутые ответы, что найти призера было нелегко.
Обычная задачка позволила опять проверить, как читатели обладают азами «водительской науки». К примеру, как на дороге реализуется мощность мотора, чем отличается этот процесс на разных передачах, всегда ли можно всю мощность «вложить» в разгон либо скорость. Оказывается – далековато не всегда. Здесь вольно либо невольно приходится вспомнить о главной особенности автомобиля: он передвигается с помощью приводимых от мотора колес. Так же движутся трамваи, троллейбусы, паровозы, но их отличия явны, хотя наша задачка кое в чем применима и к ним. ТранПодвесканые средства, движимые парусами, лошадьми, верблюдами, рикшами, ракетной тягой и винтами, – это не авто. Не считаем же мы автомобилем прицеп к нему!
Принужденный отталкиваться от планетки колесами, автомобиль сходу попадает в зависимость от сил сцепления шин с полотном дороги. Не может колесо отталкиваться от покрытия посильнее, чем позволяют сцепные способности шины. Эта теорема отлично чувствуется на льду: мощнейший автомобиль, если не «зацепится», в разгоне может уступить едущему рядом «Запорожцу». Тут выигрывает не «табун», бессильно бьющийся под капотом, а умеренные лошади, которым удалось упереться в скользкий лед.
В принципе, то же самое происходит на чистом асфальте при попытках передать на колесо очень огромную мощность. В особенности показательно поведение переднеприводных машин: чем выше разгонное ускорение, тем сильней инерция кузова разгружает ведомую ось – и все злее колеса шлифуют асфальт, пугая визгом прохожих. Появляется «порочный круг» – еще большего ускорения на низшей передаче уже не получить! Чтоб правильно распорядиться мощностью, включаем, уходя от пробуксовки, вторую, третью передачи и т.д. Непопросту переднеприводных «дрегстеров» не бывает! Но и при заднем приводе 1-ая передача позволяет оставлять на асфальте впечатляющие следы – излишек тяговой силы налицо.
Видите ли, не всякую мощность просто навести в необходимое русло! С высочайшей уйма морок.
На «крючок» в 150 л.с. попались многие. Рассказы о тюнинге – с формулами, таблицами, графиками – завершаются выводом: у форсированного мотора вся мощность «на верхах»: машина буксует, контакт шин с покрытием усугубляется. Пользуясь этим, «ее размеренная соперница, не буксуя, на малых оборотах...» берет верх.
Но получится ли? Даже шлифуя асфальт, «Самара», если не привязана к столбу, разгоняется быстро. Выходит, тяги колес на это хватает. А мощность «четверки» на малых оборотах смехотворна – так ей не победить сопротивление «Самары» и не двинуть общую массу больше 2-ух тонн. Длительно «буксовать сцеплением» небезопасно – оно кончится на раз-два. Остается давить на газ – пусть шины визжат! А на что пойдет лишняя мощность машин? На отопление Вселенной. Прекрасная физика, как произнес бы Ферми.
Приводить тут расчеты, предложенные победителем, не будем – они не требуются. Буксирные проушины обоих автомобилей см на 20 выше осей колес, натянувшаяся веревка наклоняет оба кузова навстречу друг дружке, а веревке помогают реактивные моменты ведущих колес. Нагрузка на заднюю ось VAZ 2104 возрастает, на переднюю ось «Самары» – падает. Если шины по сцепным свойствам близки, то решающую роль сыграет сила, с которой они прижаты к дороге. А она значительно больше у «четверки».
Излишек ее тяги пойдет на разгон «автопоезда». Естественно, если б Мишка посадил на капот местную команду по борьбе сумо, он отыграл бы аккумулятор. Да и Семеныч, в отличие от других, не дурачина… – на сей случай у него цементу хватит.
Нам остается поздравить Петра Ефремова с победой!
Задачка 40 ВОСЬМАЯ
КАБЫ ЗНАТЬ Заблаговременно
В то утро Валерий ехал на «Волге», поругивая слякотную погоду, а к вечеру внезапно стукнул мороз, завьюжило. И это – сначала октября! Ворачиваться пришлось поближе к полуночи, машин на улицах не достаточно, зато сами улицы, в особенности около светофоров, – сплошь каток.
«Дорожники снова прошляпили, – констатировал Валера, – а мы-то все – на летней резине». Ехал тихонечко, как на цыпочках, освежая в памяти приемы управления на льду. Громоздкую машину то и дело таскало в стороны...
Остановившись у светофора, Валера избрал место, свободное от снега, в паре метров от тротуара, – и здесь меж «Волгой» и бордюром вклинилась затрепанная «Нексия». Когда зажегся зеленоватый, Валера подождал, пока импортная машина, буксуя, ушла вперед, и только позже поехал.
Почему Валера не возжелал тронуться первым?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 10 января 2007 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 либо по e-mail: exp@zr.ru. Тел. (495) 207-79-84. Укажите ваш контактный телефон либо другой удачный вам метод резвой связи.