Конкурс
Конкурс
СУХИМ ИЗ ВОДЫ!
За верный и серьезный ответ на вопрос
36-й задачки («Моржи») приз 6000 руб. получит
Александр ШПАКОВСКИЙ из г. Жд
Столичной области.
Напомним предложенную ситуацию: шофер увидел препятствие, которое нереально объехать, и оказался перед выбором – экстренно тормозить либо попробовать отвернуть в сторону. Что ответили водители?
Большая часть ответов начиналось так: «Ни в коем случае не тормозить – внесет, развернет, закрутит!» Ездим «по понятиям», друзья! А не мешает вспомнить школьные уроки физики, о которых напомнил и наш призер.
Поведение обычных шин на льду ненадежное – коэффициент сцепления всего около 0,1. Означает, у машины весом 1800 кг общая сила, с которой могут зацепиться шины, не больше 180 кг. Превысить ее при торможении либо в повороте не получится – проскользнут. Из-за этого замедление, как и центростремительное ускорение в повороте, не может быть больше 0,1 g, где g = 9,81 м/с2. Вот данная величина, не превосходящая 1 м/с2, – главная в последующих рассуждениях ряда читателей. К слову сказать, сцепление шины с очень гладким, мокроватым, скользким льдом может быть раза в полтора-два ужаснее.
Мастера предлагают «рулить очень плавно». Неплохой совет, если шофер увидел лунку, пробитую рыбаками! «Плавно» – означает, с боковым ускорением, еще наименьшим 1 м/с2. С полыньей (см. рис.) этот номер не пройдет – ее «плавно» не объедешь: темп уже «задан» скоростью лихача Афони и расстоянием до полыньи.
Сравните малые путь торможения S и радиус R поворота. Вывод очевиден.
Чего же можно достигнуть, очень искусно тормозя? Либо на машине с Абс? Это тривиально. Допустим, исходная скорость составляла 36 км/ч (10 м/с). Замедление а = 1 м/с2. Тогда тормозной путь (см. рис.) S = V2/2а = 50 м. Реально уложиться в данную величину на гладком льду, даже профессионально «пульсируя» ногой либо с прелестной Абс, – тяжело. Желаете убедиться – попытайтесь. Отметьте линию 1 – начало торможения. Обусловьте (по нескольким попыткам) линию финиша 2.
Перебегаем ко второму упражнению: сохраняя начальную скорость, от полосы 1 будем отворачивать в сторону, стараясь заложить дугу покруче. И что все-таки? Центростремительное ускорение выше 1 м/с2 нереально, отсюда радиус линии движения R = V2/a = 100 м. В два раза больше тормозного пути. Вывод: если препятствие нельзя просто объехать, шофер должен тормозить. Как искусно он это делает, ну и поможет ли – другой вопрос… Кстати, в ряде писем отмечено: если машину «закрутило», возникшее дополнительное движение расходует часть кинетической энергии (колеса движутся по более длинноватым, кривым траекториям) – и тормозной путь сокращается. Жалко, что на дороге таковой пилотаж небезопасен.
Наш призер отметил еще одну существенную деталь: тормозной путь вырастает по квадрату скорости – ее перебор угрожает тем, что препятствие можно и прозевать. Так, при начальной скорости 40 км/ч на очень скользком (а = 0,5 м/с2) льду для полной остановки и 120 метров не достаточно.
В конце концов, о важнейшем: те же законы действуют и на отличном асфальте. Положим, тут может быть замедление 7 м/с2, а вы лихо мчитесь со скоростью 200 км/ч. Как досадно бы это не звучало, каждую страшную выбоину пригодится опознать с расстояния около 220 м!
Как это реально, оцените сами. И сделайте выводы. Вобщем, некие энтузиасты много нас позабавили. Почему бы, увидав полынью, не разогнать УАЗ до гула – ну и перемахнуть акваторию. В конце концов, чем он ужаснее аэроплана!
Мы всех благодарим за роль в конкурсе. Александра Шпаковского поздравляем с победой!
СУХИМ ИЗ ВОДЫ!
За верный и серьезный ответ на вопрос
36-й задачки («Моржи») приз 6000 руб. получит
Александр ШПАКОВСКИЙ из г. Жд
Столичной области.
Напомним предложенную ситуацию: шофер увидел препятствие, которое нереально объехать, и оказался перед выбором – экстренно тормозить либо попробовать отвернуть в сторону. Что ответили водители?
Большая часть ответов начиналось так: «Ни в коем случае не тормозить – внесет, развернет, закрутит!» Ездим «по понятиям», друзья! А не мешает вспомнить школьные уроки физики, о которых напомнил и наш призер.
Поведение обычных шин на льду ненадежное – коэффициент сцепления всего около 0,1. Означает, у машины весом 1800 кг общая сила, с которой могут зацепиться шины, не больше 180 кг. Превысить ее при торможении либо в повороте не получится – проскользнут. Из-за этого замедление, как и центростремительное ускорение в повороте, не может быть больше 0,1 g, где g = 9,81 м/с2. Вот данная величина, не превосходящая 1 м/с2, – главная в последующих рассуждениях ряда читателей. К слову сказать, сцепление шины с очень гладким, мокроватым, скользким льдом может быть раза в полтора-два ужаснее.
Мастера предлагают «рулить очень плавно». Неплохой совет, если шофер увидел лунку, пробитую рыбаками! «Плавно» – означает, с боковым ускорением, еще наименьшим 1 м/с2. С полыньей (см. рис.) этот номер не пройдет – ее «плавно» не объедешь: темп уже «задан» скоростью лихача Афони и расстоянием до полыньи.
Сравните малые путь торможения S и радиус R поворота. Вывод очевиден.
Чего же можно достигнуть, очень искусно тормозя? Либо на машине с Абс? Это тривиально. Допустим, исходная скорость составляла 36 км/ч (10 м/с). Замедление а = 1 м/с2. Тогда тормозной путь (см. рис.) S = V2/2а = 50 м. Реально уложиться в данную величину на гладком льду, даже профессионально «пульсируя» ногой либо с прелестной Абс, – тяжело. Желаете убедиться – попытайтесь. Отметьте линию 1 – начало торможения. Обусловьте (по нескольким попыткам) линию финиша 2.Перебегаем ко второму упражнению: сохраняя начальную скорость, от полосы 1 будем отворачивать в сторону, стараясь заложить дугу покруче. И что все-таки? Центростремительное ускорение выше 1 м/с2 нереально, отсюда радиус линии движения R = V2/a = 100 м. В два раза больше тормозного пути. Вывод: если препятствие нельзя просто объехать, шофер должен тормозить. Как искусно он это делает, ну и поможет ли – другой вопрос… Кстати, в ряде писем отмечено: если машину «закрутило», возникшее дополнительное движение расходует часть кинетической энергии (колеса движутся по более длинноватым, кривым траекториям) – и тормозной путь сокращается. Жалко, что на дороге таковой пилотаж небезопасен.
Наш призер отметил еще одну существенную деталь: тормозной путь вырастает по квадрату скорости – ее перебор угрожает тем, что препятствие можно и прозевать. Так, при начальной скорости 40 км/ч на очень скользком (а = 0,5 м/с2) льду для полной остановки и 120 метров не достаточно.
В конце концов, о важнейшем: те же законы действуют и на отличном асфальте. Положим, тут может быть замедление 7 м/с2, а вы лихо мчитесь со скоростью 200 км/ч. Как досадно бы это не звучало, каждую страшную выбоину пригодится опознать с расстояния около 220 м!
Как это реально, оцените сами. И сделайте выводы. Вобщем, некие энтузиасты много нас позабавили. Почему бы, увидав полынью, не разогнать УАЗ до гула – ну и перемахнуть акваторию. В конце концов, чем он ужаснее аэроплана!
Мы всех благодарим за роль в конкурсе. Александра Шпаковского поздравляем с победой!