ПРОСТО «РАФИКИ»
ПРОСТО «РАФИКИ»
Предприятие родилось в 1954-м, начав с 29-местных автобусов на шасси ГАЗ-51. В 1957-м перед Глобальным фестивалем молодежи и студентов тут сделали 1-ый в СССР микроавтобус РАФ-10 с движком «Победы», узнаваемый тогда под именованием «Фестиваль». Сделали также партию укороченных на одно боковое окно РАФ-8 «Спридитис» на узлах «Москвича-407», а в 1959-м начали создание модели 977. Она стала развитием такого же «Фестиваля».
Завод выпускал всего около 3000 машин в год, а сборочный поток существовал в виде тележек, которые передвигали вручную.
Позняк осознавал: чтоб уверить минавтопром, а потом и поболее высочайшие инстанции в необходимости постройки нового завода, необходимо показать многообещающий автомобиль. Пробой пера промышленных конструкторов и дизайнеров стал так именуемый РАФ-982-0 со стеклопластиковыми панелями кузова. Этим материалом в те годы бредили многие, а в СССР макеты из него НАМИ делал еще в 1950-х (ЗР, 2005, № 2). Смотрелся тот РАФ не очень притязательно, не говоря уже о том, что серийное создание автобуса с железным каркасом кузова и деталями из пластика казалось в те годы очень проблематическим.
Не было единства и во мировоззрении, каким должен стать новый микроавтобус – вагонной либо капотной сборки, и в 1965-м управление РАФ приняло необыкновенное для русского автопрома решение. Две группы, по четыре конструктора в каждой, начали проектировать машины совсем независимо. Более того: им настрого воспретили дискуссировать свои работы. Зато критерий, ограничивающих фантазию, было всего два: машина должна быть 12-местной (на 1-го пассажира больше, чем в РАФ-977) и базироваться на серийных агрегатах «Волги» ГАЗ-21. Других просто не было, а разрабатывать, тем паче выпускать уникальные, для маленького предприятия никто бы не стал.
Умопомрачительно, как различными вышли машины. Микроавтобус группы Мейзиса с заводским обозначением РАФ-982-I достаточно очень, в особенности в профиль, напоминал «Форд-Транзит». Автомобиль полукапотной сборки назвали «Циклон», а надпись на борту сделали по-английски – Cyclone. Или за такое сочетание латинских букв, или за наружность автобус с маленьким «носиком» остряки на заводе стремительно нарекли «Сусликом». Вобщем, на этой машине, как и на 2-ой, была к тому же надпись Latvija.
2-ой автомобиль – плод работы группы Эйсерта – РАФ-982-II вагонной сборки даже на фоне полностью современного «Циклона» смотрелся футуристично. Смелые рубленые полосы присваивали ему авангардный, частично даже неземной вид.
Многие на заводе относились к вагонной сборке скептически, сначала боясь за Законодательство водителя и фронтального пассажира. И все таки в Москву в министерство во главе с основным инженером завода Реджинальдом Баллод-Наградовым поехали обе машины – решили показать огромные способности малеханького завода.
Междуведомственная комиссия, куда кроме служащих министерства входили спецы НАМИ, врачи (РАФ был главным производителем «санитарок»), одобрила «Циклон». Полукапотный автомобиль не только лишь имел достоинства по развесовке и безопасности, да и смотрелся более близким к серийному производству. Прибывшие в Москву не спорили. Полномасштабных испытаний еще не провели, но какие-то воспоминания о машинах у их уже были.
Решением министерства остался, но, очень недоволен директор РАФ. Он считал, что только авангардный РАФ-982-II способен побудить управление принять решение о строительстве нового завода. Старенькый – на улице Дунтес – расширять было просто некуда, а для Позняка эта задачка была главной.
2-ая рижская экспедиция в Москву смогла переубедить комиссию. К производству приняли РАФ-982-II, его и изобразили на приглашениях на торжественную закладку первого камня нового завода в Елгаве, в 50 км от Риги, 25 июля 1969 года.
Пока строили завод, доводили и машину – РАФ-2203, получивший официальное имя «Латвия». Докторам авто демонстрировали раз пятнадцать – кардиологи, доктора, другие узенькие спецы выдвигали свои специальные требования.
«Циклон», он же «Суслик», сначала 1970-х для рижан уже стал историей, а в НАМИ на его базе сделали очередной макет со стеклопластиковыми панелями кузова. Продолжения эта работа не получила.
Новый завод с обычным сборочным потоком окрестили, как было принято в те годы, в честь XXV съезда КПСС. Серийное создание РАФ-2203 начали в феврале 1976-го (к открытию съезда) и выпускали до 17 тыщ раз в год в течение 20 лет. На его базе делали 10-ки модификаций – от грузовичков и пассажирских автопоездов до совершенно необыкновенных узеньких электромобилей для… скрытой работы под землей.
Невзирая на то что РАФ-2203 смотрелся полностью свежайшим очень длительно, у него было много недочетов. Кое-что с возрастом удавалось сделать лучше, но почти все до серийного производства так и не довели. Других схожих машин в СССР просто не было. И много лет понятия микроавтобус, маршрутка и «скорая помощь» ассоциировались для нас с машинами, которые, не мудрствуя, обычно называли просто «рафиками».






Предприятие родилось в 1954-м, начав с 29-местных автобусов на шасси ГАЗ-51. В 1957-м перед Глобальным фестивалем молодежи и студентов тут сделали 1-ый в СССР микроавтобус РАФ-10 с движком «Победы», узнаваемый тогда под именованием «Фестиваль». Сделали также партию укороченных на одно боковое окно РАФ-8 «Спридитис» на узлах «Москвича-407», а в 1959-м начали создание модели 977. Она стала развитием такого же «Фестиваля».
Завод выпускал всего около 3000 машин в год, а сборочный поток существовал в виде тележек, которые передвигали вручную.
Позняк осознавал: чтоб уверить минавтопром, а потом и поболее высочайшие инстанции в необходимости постройки нового завода, необходимо показать многообещающий автомобиль. Пробой пера промышленных конструкторов и дизайнеров стал так именуемый РАФ-982-0 со стеклопластиковыми панелями кузова. Этим материалом в те годы бредили многие, а в СССР макеты из него НАМИ делал еще в 1950-х (ЗР, 2005, № 2). Смотрелся тот РАФ не очень притязательно, не говоря уже о том, что серийное создание автобуса с железным каркасом кузова и деталями из пластика казалось в те годы очень проблематическим.
Не было единства и во мировоззрении, каким должен стать новый микроавтобус – вагонной либо капотной сборки, и в 1965-м управление РАФ приняло необыкновенное для русского автопрома решение. Две группы, по четыре конструктора в каждой, начали проектировать машины совсем независимо. Более того: им настрого воспретили дискуссировать свои работы. Зато критерий, ограничивающих фантазию, было всего два: машина должна быть 12-местной (на 1-го пассажира больше, чем в РАФ-977) и базироваться на серийных агрегатах «Волги» ГАЗ-21. Других просто не было, а разрабатывать, тем паче выпускать уникальные, для маленького предприятия никто бы не стал.
Умопомрачительно, как различными вышли машины. Микроавтобус группы Мейзиса с заводским обозначением РАФ-982-I достаточно очень, в особенности в профиль, напоминал «Форд-Транзит». Автомобиль полукапотной сборки назвали «Циклон», а надпись на борту сделали по-английски – Cyclone. Или за такое сочетание латинских букв, или за наружность автобус с маленьким «носиком» остряки на заводе стремительно нарекли «Сусликом». Вобщем, на этой машине, как и на 2-ой, была к тому же надпись Latvija.
2-ой автомобиль – плод работы группы Эйсерта – РАФ-982-II вагонной сборки даже на фоне полностью современного «Циклона» смотрелся футуристично. Смелые рубленые полосы присваивали ему авангардный, частично даже неземной вид.
Многие на заводе относились к вагонной сборке скептически, сначала боясь за Законодательство водителя и фронтального пассажира. И все таки в Москву в министерство во главе с основным инженером завода Реджинальдом Баллод-Наградовым поехали обе машины – решили показать огромные способности малеханького завода.
Междуведомственная комиссия, куда кроме служащих министерства входили спецы НАМИ, врачи (РАФ был главным производителем «санитарок»), одобрила «Циклон». Полукапотный автомобиль не только лишь имел достоинства по развесовке и безопасности, да и смотрелся более близким к серийному производству. Прибывшие в Москву не спорили. Полномасштабных испытаний еще не провели, но какие-то воспоминания о машинах у их уже были.
Решением министерства остался, но, очень недоволен директор РАФ. Он считал, что только авангардный РАФ-982-II способен побудить управление принять решение о строительстве нового завода. Старенькый – на улице Дунтес – расширять было просто некуда, а для Позняка эта задачка была главной.
2-ая рижская экспедиция в Москву смогла переубедить комиссию. К производству приняли РАФ-982-II, его и изобразили на приглашениях на торжественную закладку первого камня нового завода в Елгаве, в 50 км от Риги, 25 июля 1969 года.
Пока строили завод, доводили и машину – РАФ-2203, получивший официальное имя «Латвия». Докторам авто демонстрировали раз пятнадцать – кардиологи, доктора, другие узенькие спецы выдвигали свои специальные требования.
«Циклон», он же «Суслик», сначала 1970-х для рижан уже стал историей, а в НАМИ на его базе сделали очередной макет со стеклопластиковыми панелями кузова. Продолжения эта работа не получила.
Новый завод с обычным сборочным потоком окрестили, как было принято в те годы, в честь XXV съезда КПСС. Серийное создание РАФ-2203 начали в феврале 1976-го (к открытию съезда) и выпускали до 17 тыщ раз в год в течение 20 лет. На его базе делали 10-ки модификаций – от грузовичков и пассажирских автопоездов до совершенно необыкновенных узеньких электромобилей для… скрытой работы под землей.
Невзирая на то что РАФ-2203 смотрелся полностью свежайшим очень длительно, у него было много недочетов. Кое-что с возрастом удавалось сделать лучше, но почти все до серийного производства так и не довели. Других схожих машин в СССР просто не было. И много лет понятия микроавтобус, маршрутка и «скорая помощь» ассоциировались для нас с машинами, которые, не мудрствуя, обычно называли просто «рафиками».






