Явное - Неописуемое
Явное - Неописуемое
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/"КУЛЬТУРНЫЙ" РЕЙД
Явное - Неописуемое
В ПОЛЬЗУ... ПЕШЕХОДА
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ
Эти беззащитные горожане обязаны влачить свою жизнь... вне автомобиля. Шарахаясь от пролетающих мимо лихачей, брызгающих грязюкой, оглушающих и ослепляющих, они вроде дорожной помехи, от которой охото избавиться.
Пешеходы. Издавна ли мы вспоминали о их, соболезновали им? Вобщем, молвят, есть в Рф место, где человек, движущийся на собственных двоих, встречает предельное к для себя почтение. Вы, естественно, додумались: это наша северная столица - Санкт-Петербург.
Никто не выручит местных обитателей от дождика, снега и слякоти. Но местные автомобилисты уберегают их от испуга за свою жизнь, от травм, просто от дорожного хамства. Проверим?
Начнем путешествие с площади Восстания, что у Столичного вокзала. Пройдем по Невскому проспекту до набережной Невы.
Город повстречал потухшими светофорами, но особенной суеты на проезжей части что-то не наблюдалось. Авто двигались неторопливо, а одна красноватая "пятерка" и совсем уступила создателю дорогу.
Чтоб такое случилось дома, в Москве, при выключенных светофорах? Да в наилучшем случае я бы перешел улицу. В худшем? В один прекрасный момент на столичном Бульварном кольце человек пробовал перейти дорогу. Он не успел преодолеть последние два метра до обратного тротуара и с страхом рванул прямо по полосе от быстро догонявшей его иномарки. Эту картину я, пуганый столичный пешеход, запомнил в деталях, хотя был еще юн.
Перекресток с улицей Рубинштейна. "Кое-где тут был известный в эру перестройки рок-клуб", - вспоминаю я. Внезапно цепочка машин степенно притормаживает перед моим носом, не завершив собственный левый поворот. Что бы это значило? Оказывается, ожидают, пока я закончу переход... Легкий выброс адреналина. Нет, нельзя доверять происходящему.
Ступаю на Аничков мост. Краем глаза ловлю мигающий сигнал поворота белоснежной "Оки". Оказалось, "альбинос" совсем не собирается торопить меня и терпеливо смотрит за моим передвижением.
С каждым последующим перекрестком раскрывались новые, неизведанные доныне для обитателя столицы грани дорожного движения. На светофоре врубается "желтоватый", и, не дожидаясь, пока зажгется "зеленоватый", пешеходы стройными рядами ступают на мостовую - все машины уже стоят. Как они могут? Вдруг на данный момент по левому свободному ряду метнется какой-либо "крутой" внедорожник (ведь еще пылает "желтоватый"!). Мы, москвичи, не доверяем даже "зеленоватому" - перебегаем улицу, опасливо поглядывая по сторонам. Как по минному полю. Кошмар перед этой рычащей, готовой в всякую минутку надвинуться на тебя стенкой автомобилей засел в подкорке.
Питерцам схожая затравленность незнакома. Тут ощущается даже обоюдное почтение водителей и пешеходов. Местные автомобилисты не опускаются до того, чтоб "прорубать" для себя дорогу в массе. Если другого не остается, они протискиваются "бочком", осторожно, вроде бы извиняясь, раздвигая медленных пешеходов. Так на моих очах поступила белоснежная "10-ка".
Быть питерским пешеходом мне понравилось. Застарелый, повсевременно преследующий ужас дороги стал таять. В теле пробудилась легкость. И я ступил на перекресток Невского с улицей Островского, приветливо мигнув водителю подкатившей слева "Волги"...
...Гудок сигнала резанул по барабанным перепонкам. Только наработанный годами инстинкт обитателя столицы выручил меня от проблемы. "Волга", не притормозив, вылетела на Невский.
Вот негодяй! Опасные петербуржцы! Но здесь я узрел номера "Волги"-убийцы с кодом "83". Ошибочка. У питерцев - "78". Нахал оказался не местный, а из Ненецкого автономного окрестность.
Выхожу на площадь к Казанскому собору. "Семерка" БМВ пропускает людей, неторопливо последующих к нему. Вдруг на всю площадь: "Юноша! Вернитесь! Переход рядом!". Это из красноватой "пятерки" инспектор ДПС призвал к порядку какого-то шустрого паренька. Ага, тут не только лишь уважают пешеходов, да и воспитывают, когда нужно...
Добираюсь до перекрестка с Большой Конюшенной. Бортовая "Газель" конфузливо пропускает людей, идущих... на "красноватый". На набережной Мойки элегантный "Паджеро" застыл перед дамой в бежевом плаще (москвичи, вы когда-нибудь лицезрели, чтоб "Паджеро" кого-то пропускал?!!).
И, в конце концов, Дворцовая площадь. Большая часть - пешеходная зона. Погуляем? Сзади, устрашающе нарастая, наплывает плотный рокот массивного мотора. Резко оборачиваюсь - автобус с туристами обходительно проплывает мимо.
Набережная Невы встречает туманом. Наша прогулка закончиась. Ба-бах! Внезапно стукнуло в правое ухо! Что это? Полдень. В Петропавловской крепости выстрелила пушка.
"Кто приучил вас обожать пешеходов?" - спрашиваю таксиста, что курит в ожидании клиента. "Ты в Прибалтике был? - вопросом на вопрос отвечает он. - Там вправду... А у нас ничего такого особенного". Скромняга. Он издавна не бывал в Москве.
И все таки... Кто приучил? Задаю вопрос майору УГИБДД Санкт-Петербурга Анатолию Штомпелю: "Может, рейды помогают?" - "Культуру рейдами не воспитаешь. У нашего городка особенная аура. Она создавалась веками, ее частицу несут внутри себя и водители".
А что все-таки Москва (Иркутск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород...)? Неужто мы - варвары? Номады... Дикари...
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МОСКВА







МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/"КУЛЬТУРНЫЙ" РЕЙД
Явное - Неописуемое
В ПОЛЬЗУ... ПЕШЕХОДА
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ
Эти беззащитные горожане обязаны влачить свою жизнь... вне автомобиля. Шарахаясь от пролетающих мимо лихачей, брызгающих грязюкой, оглушающих и ослепляющих, они вроде дорожной помехи, от которой охото избавиться.
Пешеходы. Издавна ли мы вспоминали о их, соболезновали им? Вобщем, молвят, есть в Рф место, где человек, движущийся на собственных двоих, встречает предельное к для себя почтение. Вы, естественно, додумались: это наша северная столица - Санкт-Петербург.
Никто не выручит местных обитателей от дождика, снега и слякоти. Но местные автомобилисты уберегают их от испуга за свою жизнь, от травм, просто от дорожного хамства. Проверим?
Начнем путешествие с площади Восстания, что у Столичного вокзала. Пройдем по Невскому проспекту до набережной Невы.
Город повстречал потухшими светофорами, но особенной суеты на проезжей части что-то не наблюдалось. Авто двигались неторопливо, а одна красноватая "пятерка" и совсем уступила создателю дорогу.
Чтоб такое случилось дома, в Москве, при выключенных светофорах? Да в наилучшем случае я бы перешел улицу. В худшем? В один прекрасный момент на столичном Бульварном кольце человек пробовал перейти дорогу. Он не успел преодолеть последние два метра до обратного тротуара и с страхом рванул прямо по полосе от быстро догонявшей его иномарки. Эту картину я, пуганый столичный пешеход, запомнил в деталях, хотя был еще юн.
Перекресток с улицей Рубинштейна. "Кое-где тут был известный в эру перестройки рок-клуб", - вспоминаю я. Внезапно цепочка машин степенно притормаживает перед моим носом, не завершив собственный левый поворот. Что бы это значило? Оказывается, ожидают, пока я закончу переход... Легкий выброс адреналина. Нет, нельзя доверять происходящему.
Ступаю на Аничков мост. Краем глаза ловлю мигающий сигнал поворота белоснежной "Оки". Оказалось, "альбинос" совсем не собирается торопить меня и терпеливо смотрит за моим передвижением.
С каждым последующим перекрестком раскрывались новые, неизведанные доныне для обитателя столицы грани дорожного движения. На светофоре врубается "желтоватый", и, не дожидаясь, пока зажгется "зеленоватый", пешеходы стройными рядами ступают на мостовую - все машины уже стоят. Как они могут? Вдруг на данный момент по левому свободному ряду метнется какой-либо "крутой" внедорожник (ведь еще пылает "желтоватый"!). Мы, москвичи, не доверяем даже "зеленоватому" - перебегаем улицу, опасливо поглядывая по сторонам. Как по минному полю. Кошмар перед этой рычащей, готовой в всякую минутку надвинуться на тебя стенкой автомобилей засел в подкорке.
Питерцам схожая затравленность незнакома. Тут ощущается даже обоюдное почтение водителей и пешеходов. Местные автомобилисты не опускаются до того, чтоб "прорубать" для себя дорогу в массе. Если другого не остается, они протискиваются "бочком", осторожно, вроде бы извиняясь, раздвигая медленных пешеходов. Так на моих очах поступила белоснежная "10-ка".
Быть питерским пешеходом мне понравилось. Застарелый, повсевременно преследующий ужас дороги стал таять. В теле пробудилась легкость. И я ступил на перекресток Невского с улицей Островского, приветливо мигнув водителю подкатившей слева "Волги"...
...Гудок сигнала резанул по барабанным перепонкам. Только наработанный годами инстинкт обитателя столицы выручил меня от проблемы. "Волга", не притормозив, вылетела на Невский.
Вот негодяй! Опасные петербуржцы! Но здесь я узрел номера "Волги"-убийцы с кодом "83". Ошибочка. У питерцев - "78". Нахал оказался не местный, а из Ненецкого автономного окрестность.
Выхожу на площадь к Казанскому собору. "Семерка" БМВ пропускает людей, неторопливо последующих к нему. Вдруг на всю площадь: "Юноша! Вернитесь! Переход рядом!". Это из красноватой "пятерки" инспектор ДПС призвал к порядку какого-то шустрого паренька. Ага, тут не только лишь уважают пешеходов, да и воспитывают, когда нужно...
Добираюсь до перекрестка с Большой Конюшенной. Бортовая "Газель" конфузливо пропускает людей, идущих... на "красноватый". На набережной Мойки элегантный "Паджеро" застыл перед дамой в бежевом плаще (москвичи, вы когда-нибудь лицезрели, чтоб "Паджеро" кого-то пропускал?!!).
И, в конце концов, Дворцовая площадь. Большая часть - пешеходная зона. Погуляем? Сзади, устрашающе нарастая, наплывает плотный рокот массивного мотора. Резко оборачиваюсь - автобус с туристами обходительно проплывает мимо.
Набережная Невы встречает туманом. Наша прогулка закончиась. Ба-бах! Внезапно стукнуло в правое ухо! Что это? Полдень. В Петропавловской крепости выстрелила пушка.
"Кто приучил вас обожать пешеходов?" - спрашиваю таксиста, что курит в ожидании клиента. "Ты в Прибалтике был? - вопросом на вопрос отвечает он. - Там вправду... А у нас ничего такого особенного". Скромняга. Он издавна не бывал в Москве.
И все таки... Кто приучил? Задаю вопрос майору УГИБДД Санкт-Петербурга Анатолию Штомпелю: "Может, рейды помогают?" - "Культуру рейдами не воспитаешь. У нашего городка особенная аура. Она создавалась веками, ее частицу несут внутри себя и водители".
А что все-таки Москва (Иркутск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород...)? Неужто мы - варвары? Номады... Дикари...
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МОСКВА






