КАРАВАННЫЙ СИНДРОМ
КАРАВАННЫЙ СИНДРОМ
Пустыня не терпит ошибок: сбросишь газ – упадешь! Какого черта нас внесло за полторы тыщи км от домашнего комфорта и всех благ цивилизации?
ЭЛИТАРНАЯ ТУСОВКА

Навряд ли в 1996 году кто-нибудь из журналистов «Мото», отправившихся в пробег по пустыне, мог представить, что дело на годы обретет верных поклонников и последователей. Ведь реальных пустынь у нас не стало – Каракумы и Кызылкумы сейчас за границей, и попасть в их не проще, чем в Сахару. А «мотопутевка», скажем, в Тунис обойдется в 3–4 «штуки» евро.
Но еще есть одна пустыня на самом юге Рф, в Астраханской области. Имя ее – Прикаспийская низменность: 250 на 350 км сплошных барханных песков. Они способны остудить самые жаркие головы. Половина этих песков лежит на местности Рф, до наиблежайшей точки – всего полторы тыщи км из Москвы. К тому же есть возможность разбить базисный лагерь на берегу многоводной и рыбоносной реки Большой Кигач, последнего рукава Волги. Так Прикаспийская низменность стала собственного рода учебным полигоном и в то же время местом каждогодних встреч «караванщиков». За 11 лет тут побывали сотки авто- и мототуристов.
Обычная церемония открытия еще одного «Каравана». Позже – на свободу! Бархан Кюгат – наибольший в этих местах. Уникальность «Караванов» в том, что это – единственная, по последней мере на местности Рф, тусовка, главный элемент которой – реальный экшен по пескам. И самый почетаемый тут не тот, кто выпьет больше пива, а кто подольше будет биться с пустыней и меньше торчать в базисном лагере.
ЛИХА Неудача НАЧАЛО…
Русские Новинки Автопрома отдали приказ длительно жить, но древко «на лету» схватили производители из Китая. Потому для путешествия мы избрали три машины из Поднебесной. Самый пафосный квадроцикл рабочим объемом 500 см3 (у обыденных «китайцев» он не превосходит 250 «кубов»), к тому же с полным приводом, да к тому же двухместный; эндуро тоже с особенно большой кубатурой 4-тактного мотора – 300 см3; 200-кубовый кроссовый, который за внешний облик нарекли «Коньком-Горбунком».
Не нужно быть Пифагором, чтоб высчитать: на 800 км «автономки» необходимо везти, как минимум, по «двадцатке» бензина на каждый байк. А еще – провизия, спальные принадлежности... Сейчас образовалось три технички: «буханка», ГАЗ-69 и «Нива». Мотоциклистов набралось 15 человек, потому для мобильности разбились на две группы. Цель – пересечь пустыню и намочить колеса в дальной реке Урал. И, естественно, возвратиться.
Так как большая часть маршрута пролегает по Казахстану, въезжаем через таможенный переход. Шуточка ли – за пребывание в Казахстане без «бумаг» могут высадить на 5 лет в кутузку. Нашу малую группу с китайской техникой подзадержали – возлагаем надежды догнать основную команду на маршруте.
ПРОЩАНИЕ С Повседневностью
Сворачиваем на лево – в пески. У жд переезда последний кусочек жесткой дороги – истертые временем бетонные плиты. Больше дорог на нашем практически тысячекилометровом маршруте не предвидится – сейчас только вперед!
Чтоб не блуждать зигзагами, решаем держаться верного ориентира – насыпи нефтепровода. Движемся по километровым картам Генерального штаба 1954 года, скачанным из веба. Других нет, да с того времени, кстати, не достаточно что поменялось... Нету на картах ракетного полигона «Ашулук» и ядерного «Азгир», появившихся в 60-х годах ХХ века. Но мы за прошлые «Караваны» исследовали их повдоль и поперек.
Трасса нефтепровода пересекает «Казанку» – старенькую караванную дорогу, которой прошла не одна тыща верблюдов. Ярко выраженная полоса, шириной метров 10–15, провалилась ниже уровня окружающего рельефа на 2–3 метра. Накатанная авто колея занимает только третью часть старенькой верблюжьей дороги. В наше время тут ездят не достаточно, предпочитая объезжать пустыню по ее периметру, где асфальтированная трасса. Тут же можно повстречать только «уазики» местных обитателей да редчайшие машины контрабандистов, везущие в обход таможни фрукты из Средней Азии и дешевенькие китайские продукты. Дорога невольно пробуждает в каждом водителе гонщика: плотные и ровненькие участки длиной метров по двести-триста, на которых удается как надо разогнаться, чередуются с песчаными трамплинами. Адреналин практически капает из ушей!
Горы песка и утлые, наполовину занесенные песком дома – прошлый поселок Приозерный: семьи чабанов не так давно выселили, при этом против их воли. «Казанка» уходит на север по приграничной русской местности, мы же сворачиваем на восток – в Казахстан. Тут угадать границу можно только по GPS-навигатору и карте.
Скучновато ЖИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ
Чем далее на север, тем почаще лицезреем осколки ракет и самолетов. Эту часть полигона назвали «Ракетной долиной» – сюда в большинстве случаев падают сбитые на учениях ракеты. Неподалеку в пустыне ракетный полигон, который обозначен на карте как овцетоварная ферма. С 1-го места запускают самолет-мишень, с другого – ракету-перехватчик. Как поведали пастухи, тесты происходят каждый четверг. Ранее людей на сей день эвакуировали – на данный момент на это нет средств.
Еще совершенно не так давно любая чабанская стоянка изобиловала байками – все мужчины ездили не ужаснее заправских гонщиков. На данный момент исправных аппаратов не встретишь, но при виде байков в очах возникает сияние: «Дайте проехаться!». Мы не отказываем. Китайская техника нравится, приемущественно, из-за цены: ее здесь же предлагают поменять на… верблюда.
В пустыне – естественные ценности, а наибольшая из их – вода. На каждой стоянке минимум два колодца – один с водой «технической» (она малость соленая), ею поят животных, и другой – с питьевой для людей.
ПУСТЫННЫЙ СЮРРЕАЛИЗМ
Выскакиваем к старенькой стоянке у 6 колодцев Бияштерек, путь к которой знает каждый казах в пустыне. Все вокруг смахивает на декорации к фантастическому кинофильму: крыши загонов для овец изготовлены из самолетных крыльев, душ – из топливных баков, поилки для скота – из футляров от ракет, а стоят они на ракетах типа «воздух-земля». В качестве столбов загона для скота применены корпуса ракет. Около сараюшек самого плачевного вида – горы цветного металла. Если в городках Центральной Рф взламывают дачные домики, чтоб вынести дюралевые ложки и вилки, то тут курочат остатки ракет: извлекают радиоРемонт и эксплуатация с золотом, платиной, на худенький конец – с серебром.
Вдали, как будто мираж, показался бархан Кюгат – песочный великан размером с 5-этажный дом. Здесь уж каждый остался наедине со собственной ручкой газа.
ЗАНАВЕС
Бензина уже чертовски не хватает – даже по астрономической стоимости его не отыскать. Настроение у всех подавленное: горючего хватит, только если ехать прямиком к базисному лагерю. Выходит, смыть пыль в реке Урал нам не судьба – пусть это получится последующему «Каравану».
Выезжаем на накатанную трассу, соединяющую село Ганюшкино, что на автодороге
Е-40 Астрахань–Атырау, с приграничным селом Балкудук. Отличают эту магистраль от грунтовой дороги только ширина и редчайшие километровые столбы. За полдня нам повстречалась только группа казахов на 2-ух «уазиках» и колонна из 3-х новых «ленд-крузеров». Неужто контрабандисты?
Очередной казахский поселок на старом караванном пути – Карагайлы. Поселок – это звучно сказано, один серьезный дом и несколько соломенно-глиняных хибар, разбросанных на удалении. Ночуем недалеко. Старая казашка угощает чалом – кислым верблюжьим молоком. Это наша последняя ночевка – бензин практически кончился, продукты на финале. Внезапная сложность трассы уменьшила маршрут, но воспоминаний – более чем довольно. А что наши «китайцы»? Они хотя и вызывали прирекания на свои жесткие и короткоходные подвески, все же позволили нам «оторваться по полной программе» на песках, узреть грозный и практически непонятный городскому человеку мир пустыни.
Итак, очередной «Караван» завершен. Мы стерли белоснежное пятно на карте, получили представление, на что годится техника и мы сами. Провели 6 дней вдалеке от обычного мира и погрузились в мир нескончаемых ценностей. Где над тобой – только небо, под ногами – песок, а рядом – прочные руки таких же, как ты. Мы дышим воздухом свободы, скорости, риска, любви к приключениям. В этом, наверняка, и проявляется караванный синдром.
Журнальчику «МОТО» – 15 ЛЕТ! «ЗАРУЛЕВЦЫ» От всей души ПОЗДРАВЛЯЮТ Собственных
ДРУЗЕЙ И КОЛЛЕГ С Хорошей ДЛЯ Юного ИЗДАНИЯ ДАТОЙ! А В ПОДАРОК – САМОЕ Драгоценное, ЧТО У НАС ЕСТЬ – НАШИ ЖУРНАЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ…
ОЦЕНИТЕ, КАК Могут ПИСАТЬ И СНИМАТЬ «МОТОВЦЫ».
Путнику НА ЗАМЕТКУ
Единственная «серьезная» пустыня в Рф – пески Прикаспийской низменности. Большая ее часть лежит на местности Казахстана. Въезжать в эту страну можно без визы, с русским паПодвескаом, но при заезде следует пройти таможенный и пограничный контроль. Если планируется заезд в Казахстан, рубли стоит поменять заблаговременно в обменных пт в Астрахани, Харабали либо Красноватом Яре.
Для отдыха не стоит забираться в пески – идеальнее всего разбить лагерь на берегу 1-го из бессчетных рукавов нижнего течения Волги. Обстановка в Нижнем Поволжье – размеренная, очевидного криминала нет, но лучше не распивать с местными и не лезть на рожон. Пустынные экстремалы должны запастись подробными картами, прибором галлактической навигации (GPS) либо, на худенький конец, компасом, также достаточным припасом воды, провизии и бензина. Припас воды можно восполнить на стоянках пастухов (они размещаются в песках в среднем через каждые 30–50 км), у их же в последнем случае разжиться молоком и лепешками. А вот горючего тут не отыскать, как и не на кого возлагать, если пригодится помощь в ремонте либо эвакуации техники. Так что лучше ехать приготовленной группой в сопровождении машины-технички завышенной проходимости.
Путешествовать по пустыне можно с конца апреля и до конца сентября, подходящее время – с середины августа до начала сентября, когда в дельте Волги созревают овощи и фрукты, обещана теплая (но не такая горячая, как посреди лета) погода, а самое главное – исчезают комары и мошка, меньше змей и иных ползающих гадов.