«ТОРОС», «ЧУКОТКА» И Белоснежное БЕЗМОЛВИЕ
«ТОРОС», «ЧУКОТКА» И Белоснежное БЕЗМОЛВИЕ
Конечная цель – «кругосветка» по кромке Северного Ледовитого океана (она соединит Европу, Азию и Америку), также бросок по дрейфующим льдам от берегов Рф до Гренландии и Канады через Северный полюс. В случае фуррора – 1-ый в истории трансполярный переход из Рф в Канаду через Северный полюс и 1-ая арктическая «кругосветка».
Машины, прибывшие в полусобранном состоянии, смогли поставить на колеса за 5 дней. Это особые дизельные вездеходы 6х6. Они сделаны НПФ «Экстранс» вместе с нашим экспедиционным центром «Арктика» – независящая подвеска, шины сверхнизкого давления. Экспедиция для их сразу и обкатка, и полномасштабные тесты. Выходим из Салехарда на 4 вездеходах. Две машины под именованием «Торос» совсем новейшей, рамной конструкции. Для их это дебют. Две другие – основательно модернизированные авто «Чукотка» с несущим клепаным дюралевым кузовом. Два года вспять на их мы сделали переход от Ямала до Чукотки. Дорога знакома, потому без излишних остановок практически день не выпускаем баранки из рук. Тогда шли на восток, а сейчас к самой северной части Рф – архипелагу Северная Земля.
6-ой Денек ПУТИ
1-ые 600 км сзади. Температура минус 35, а ночами и ниже. Движемся по льду Обской губки повдоль трассы зимника. Средняя скорость 20–25 км/ч. По жесткой глубочайшей колее ехать труднее, чем просто по заснеженному льду. Допекают технические «мелочи» – то и дело останавливаемся. То проблемы в охлаждающей системе, то исчезает зарядка, то появляется наизловещий стук: оказывается, плохо затянуты болты…
За двое суток, что провели в городке газовиков Ямбурге, мы кое-что сделали. В системы остывания добавили радиаторы – вынесли их в носовую часть машин, усилили управляющие механизмы, взятые у VAZ 2108, довели до разума проводки.
ДЕСЯТЫЙ Денек ПУТИ
Разменяли вторую тыщу км, попрощались с Обской губой. В устье реки Нгарка-Тетнедаяха натолкнулись на брошенную полярную станцию «Имени 60-летия ВЛКСМ». Картина удручающая: «летучий голландец», лишь на суше.
Пересекаем полуостров Явай. Погода не веселит. Пурга, порывы ветра до 30 м/с, хотя солнце еще светит, и в его лучах обезумевшие вихри кажутся умопомрачительными живыми созданиями. Во 2-ой половине денька ветер затихает, но исчезает солнце, и все вокруг оплетает белоснежная темнота. Видимость – ноль. Движемся на ощупь, преодолевая бессчетные овраги, русла речушек и ручьев. Их иногда обнаруживаешь, когда проваливаешься в рыхловатый снег. Если шагать впереди машины, и тогда скорость свалится до пешеходной.
ШЕСТНАДЦАТЫЙ Денек ПУТИ
Движемся повдоль северо-западного побережья Таймыра. Что ни мыс, что ни полуостров – страничка в истории освоения Арктики. Старенькые промысловые становища, известные еще по Величавой Северной экспедиции, отправившейся в путь более 250 годов назад по указу Петра I. Места, связанные с экспедициями российских и зарубежных первопроходцев XIX – начала XX веков Э. Норденшельда, В. Русанова, Р.Амундсена, Н.Бегичева и многих других.
Тяжело для себя представить, что вточности такая же картина раскрывалась перед очами именитых предшественников. Для Арктики 200–300 лет – мгновение. Снаружи тут практически ничего не поменялось, другими стали только наши познания об Арктике.
20 1-ый Денек ПУТИ
Идем на север через острова архипелага Норденшельда. Как стали удаляться от паковых льдов, опоясывающих Таймырский полуостров, дорога с каждым деньком ужаснее. Отдельные гряды торосов все почаще перебегают в сплошные поля. К тому же рыхловатый, неуплотнившийся снег меж хаосом ледяных глыб совсем не желает держать наши машины. В особенности достается «чукоткам» – у их более жесткие колеса наименьшего поперечника.
Скорость падает до 3 км/ч. 5 минут движения на пределе вероятного, потом – минут 15–20, чтоб извлечь машины из очередной ямы. Путь иногда приходится прорубать пешнями, ломами, лопатами и иным шанцевым инвентарем.
Более томные «торосы» на шинах-оболочках движутся куда более уверенно. Но им тоже достается: подвески трещат, от ударов о торосы диски на многих колесах (в особенности фронтальных) уже аморфные.
20 СЕДЬМОЙ Денек ПУТИ
Вышли на Северную Землю. Полуостров Большевик, мыс Неупокоева. От Норденшельда всего 112 км, но на их издержали целых 5 дней.
Опробовали очередной прием. Идем в связках по две машины и два прицепа. Впереди красноватый «Торос», за ним два прицепа, и замыкает сцепку более легкая голубая «Чукотка». Выигрыш очевиден. Если головная попадает в ловушку и нужно сдать вспять – ей помогает задняя, подергивая прицепы на себя. И караван вновь ползет вперед. Тяни-толкай. Средняя скорость чуть добивается 10 км/ч, но это уже реальный фуррор! Попутно понижаются нагрузки на подвеску и коробку машин, работающих на пределе.
Припасы горючего тают. «Расход горючего на 100 км» в этих критериях – понятие абстрактное. До наиблежайшей гарантированной заправки на полуострове Среднем (пограничники – добрые Различное!) более 400 км. Скоро остается только один вариант: слить все оставшееся горючее в две машины и, бросив другие, пробиваться далее. От этого «крайнего случая» выручает солярка, обнаруженная на заброшенной полярной станции «Остров Русский». Не особо товарный продукт, но нам, понятно, не до свойства.
30 2-ой Денек ПУТИ
Полуостров Средний. Ворота к Северному полюсу. Когда-то тут бурлила жизнь, часто совершались авиарейсы на Диксон, Хатангу, Норильск. Полярники заполняли гостиницу или перед отправкой, или перед возвращением. Население острова иногда доходило до нескольких сотен человек! Сейчас – полное запустение, кладбище металла. Всего, что когда-либо было завезено на полуостров в виде техники и оборудования. Живет только пограничная застава.
Добрались сюда благополучно, горючего хватило. Но железо тоже утомляется. Не выдержала ступица фронтального колеса на «Торосе», шедшем в авангарде. Мощная деталь раскололась надвое. Шлицевая часть осталась на валу, а все другое совместно с колесом отвалилось. Ситуация аховая – запасной ступицы нет.
За дело берутся виртуозы-механики. Консилиум выносит решение: ступицу возродить! Выручают русские батареи «Титан-Arctic». Снятые с машин и поочередно соединенные совместно с подобием реостата из толстой нихромовой проволоки, они позволяют вести электросварку в режиме неизменного тока.
30 5-ый Денек ПУТИ
Комсомолец – самый северный полуостров архипелага Северная Земля – цель нашего путешествия. Пройдено около 3000 км. Далее на север, по дрейфующим океанским льдам пойдем в будущем году, забросив авиацией машины на полуостров Средний. А на данный момент поворачиваем к дому.
ПОСЛЕДНИЙ Денек ПУТИ
Технику и снаряжение оставляем на Диксоне и возвращаемся в Москву самолетами. Пока все мысли о встрече с родными и, конечно, о продолжении «Полярного кольца». Северный полюс, Канада, Аляска и Берингов пролив наверное нас заждались.
создатель: заслуженный мастер Подвескаа.
Фото: Виктор Российский
Конечная цель – «кругосветка» по кромке Северного Ледовитого океана (она соединит Европу, Азию и Америку), также бросок по дрейфующим льдам от берегов Рф до Гренландии и Канады через Северный полюс. В случае фуррора – 1-ый в истории трансполярный переход из Рф в Канаду через Северный полюс и 1-ая арктическая «кругосветка».Машины, прибывшие в полусобранном состоянии, смогли поставить на колеса за 5 дней. Это особые дизельные вездеходы 6х6. Они сделаны НПФ «Экстранс» вместе с нашим экспедиционным центром «Арктика» – независящая подвеска, шины сверхнизкого давления. Экспедиция для их сразу и обкатка, и полномасштабные тесты. Выходим из Салехарда на 4 вездеходах. Две машины под именованием «Торос» совсем новейшей, рамной конструкции. Для их это дебют. Две другие – основательно модернизированные авто «Чукотка» с несущим клепаным дюралевым кузовом. Два года вспять на их мы сделали переход от Ямала до Чукотки. Дорога знакома, потому без излишних остановок практически день не выпускаем баранки из рук. Тогда шли на восток, а сейчас к самой северной части Рф – архипелагу Северная Земля.
6-ой Денек ПУТИ
1-ые 600 км сзади. Температура минус 35, а ночами и ниже. Движемся по льду Обской губки повдоль трассы зимника. Средняя скорость 20–25 км/ч. По жесткой глубочайшей колее ехать труднее, чем просто по заснеженному льду. Допекают технические «мелочи» – то и дело останавливаемся. То проблемы в охлаждающей системе, то исчезает зарядка, то появляется наизловещий стук: оказывается, плохо затянуты болты…
За двое суток, что провели в городке газовиков Ямбурге, мы кое-что сделали. В системы остывания добавили радиаторы – вынесли их в носовую часть машин, усилили управляющие механизмы, взятые у VAZ 2108, довели до разума проводки.
ДЕСЯТЫЙ Денек ПУТИ
Разменяли вторую тыщу км, попрощались с Обской губой. В устье реки Нгарка-Тетнедаяха натолкнулись на брошенную полярную станцию «Имени 60-летия ВЛКСМ». Картина удручающая: «летучий голландец», лишь на суше.
Пересекаем полуостров Явай. Погода не веселит. Пурга, порывы ветра до 30 м/с, хотя солнце еще светит, и в его лучах обезумевшие вихри кажутся умопомрачительными живыми созданиями. Во 2-ой половине денька ветер затихает, но исчезает солнце, и все вокруг оплетает белоснежная темнота. Видимость – ноль. Движемся на ощупь, преодолевая бессчетные овраги, русла речушек и ручьев. Их иногда обнаруживаешь, когда проваливаешься в рыхловатый снег. Если шагать впереди машины, и тогда скорость свалится до пешеходной.
ШЕСТНАДЦАТЫЙ Денек ПУТИ
Движемся повдоль северо-западного побережья Таймыра. Что ни мыс, что ни полуостров – страничка в истории освоения Арктики. Старенькые промысловые становища, известные еще по Величавой Северной экспедиции, отправившейся в путь более 250 годов назад по указу Петра I. Места, связанные с экспедициями российских и зарубежных первопроходцев XIX – начала XX веков Э. Норденшельда, В. Русанова, Р.Амундсена, Н.Бегичева и многих других.
Тяжело для себя представить, что вточности такая же картина раскрывалась перед очами именитых предшественников. Для Арктики 200–300 лет – мгновение. Снаружи тут практически ничего не поменялось, другими стали только наши познания об Арктике.
20 1-ый Денек ПУТИ
Идем на север через острова архипелага Норденшельда. Как стали удаляться от паковых льдов, опоясывающих Таймырский полуостров, дорога с каждым деньком ужаснее. Отдельные гряды торосов все почаще перебегают в сплошные поля. К тому же рыхловатый, неуплотнившийся снег меж хаосом ледяных глыб совсем не желает держать наши машины. В особенности достается «чукоткам» – у их более жесткие колеса наименьшего поперечника.
Скорость падает до 3 км/ч. 5 минут движения на пределе вероятного, потом – минут 15–20, чтоб извлечь машины из очередной ямы. Путь иногда приходится прорубать пешнями, ломами, лопатами и иным шанцевым инвентарем.
Более томные «торосы» на шинах-оболочках движутся куда более уверенно. Но им тоже достается: подвески трещат, от ударов о торосы диски на многих колесах (в особенности фронтальных) уже аморфные.
20 СЕДЬМОЙ Денек ПУТИ
Вышли на Северную Землю. Полуостров Большевик, мыс Неупокоева. От Норденшельда всего 112 км, но на их издержали целых 5 дней.
Опробовали очередной прием. Идем в связках по две машины и два прицепа. Впереди красноватый «Торос», за ним два прицепа, и замыкает сцепку более легкая голубая «Чукотка». Выигрыш очевиден. Если головная попадает в ловушку и нужно сдать вспять – ей помогает задняя, подергивая прицепы на себя. И караван вновь ползет вперед. Тяни-толкай. Средняя скорость чуть добивается 10 км/ч, но это уже реальный фуррор! Попутно понижаются нагрузки на подвеску и коробку машин, работающих на пределе.
Припасы горючего тают. «Расход горючего на 100 км» в этих критериях – понятие абстрактное. До наиблежайшей гарантированной заправки на полуострове Среднем (пограничники – добрые Различное!) более 400 км. Скоро остается только один вариант: слить все оставшееся горючее в две машины и, бросив другие, пробиваться далее. От этого «крайнего случая» выручает солярка, обнаруженная на заброшенной полярной станции «Остров Русский». Не особо товарный продукт, но нам, понятно, не до свойства.
30 2-ой Денек ПУТИ
Полуостров Средний. Ворота к Северному полюсу. Когда-то тут бурлила жизнь, часто совершались авиарейсы на Диксон, Хатангу, Норильск. Полярники заполняли гостиницу или перед отправкой, или перед возвращением. Население острова иногда доходило до нескольких сотен человек! Сейчас – полное запустение, кладбище металла. Всего, что когда-либо было завезено на полуостров в виде техники и оборудования. Живет только пограничная застава.
Добрались сюда благополучно, горючего хватило. Но железо тоже утомляется. Не выдержала ступица фронтального колеса на «Торосе», шедшем в авангарде. Мощная деталь раскололась надвое. Шлицевая часть осталась на валу, а все другое совместно с колесом отвалилось. Ситуация аховая – запасной ступицы нет.
За дело берутся виртуозы-механики. Консилиум выносит решение: ступицу возродить! Выручают русские батареи «Титан-Arctic». Снятые с машин и поочередно соединенные совместно с подобием реостата из толстой нихромовой проволоки, они позволяют вести электросварку в режиме неизменного тока.
30 5-ый Денек ПУТИ
Комсомолец – самый северный полуостров архипелага Северная Земля – цель нашего путешествия. Пройдено около 3000 км. Далее на север, по дрейфующим океанским льдам пойдем в будущем году, забросив авиацией машины на полуостров Средний. А на данный момент поворачиваем к дому.
ПОСЛЕДНИЙ Денек ПУТИ
Технику и снаряжение оставляем на Диксоне и возвращаемся в Москву самолетами. Пока все мысли о встрече с родными и, конечно, о продолжении «Полярного кольца». Северный полюс, Канада, Аляска и Берингов пролив наверное нас заждались.
создатель: заслуженный мастер Подвескаа.
Фото: Виктор Российский