Правда о реагенте
Правда о реагенте Фото Ленты.ру Каждую зиму столица погружается в липкую черную жижу, которая появляется на столичных дорогах после обработки противогололедным реагентом. Дворники превращают маслянистую пленку на лобовом стекле в радужные разводы, за которыми не видно ни разметки, ни "соседей" по транспортному сгустку. По бортам машин стучит рассыпаемый спецтехникой соленый гранулят, а позже дорожная "химия" с удовольствием начинает разъедать свежие сколы на лакокрасочном покрытии. Но в этой статье мы не будет давать для вас советы, как приготовить в домашних аспектах идеальную "незамерзайку" или выбрать полироль для защиты кузова от "химии". И про "антикор" здесь тоже не будет ни слова - в конце концов, с такими неуввязками еще лучше справляется "коллективный разум" на специализированных автофорумах. Мы поведаем о том, что такое реагенты, как они влияют на здоровье людей и машин, бывают ли контрафактные противогололедные реагенты и посодействуют ли Москве западные технологии. На эти и другие вопросы мы попросили ответить специалиста - головного инженера проекта научно-исследовательского института "МосводоканалНИИпроект" Юлия Браславского. Возмещение вреда Правда о реагенте

В 1991 году по запросу Департамента транспорта США было проведено исследование, в рамках которого ученые и экономисты подсчитали вред от обработки американской дорожной сети технической солью (хлоридом натрия), которая тогда являлась основным противогололедным реагентом - на ее долю приходилось около 95 процентов всех солей, используемых в зимний период на дорогах Соединенных Штатов.

Спецы узнали, что несмотря на относительно небольшую стоимость обработки дорог технической солью - около 500 миллионов баксов в год - этот реагент раз в год наносил экономике США вред в размере 2-4,4 миллиардов баксов, вызывая коррозию стальных деталей автомобилей и разрушая транспортную инфраструктуру.

При Всем Этом из-за использования хлорида натрия больше всего страдали авто - на их защиту от коррозии тогда раз в год требовалось от 1,9 до 3,9 миллиардов баксов. На ремонт мостов, путепроводов и подземных парковок было необходимо еще от 200 до 500 миллионов баксов в год.

Проводились ли подобные исследования в Рф - нам неясно. В средствах массовой инфы нередко сообщается, что для уборки столичных улиц затариваются "новые виды реагентов". Но какова вообще история появления противогололедных препаратов в Москве?
До 1994 года московские дорожники и коммунальщики использовали песко-соляную смесь. Но песок забивал канализацию и от него решили отрешиться - по улицам начали разбрасывать просто натрий хлор (незапятнанная соль). В конце 90-х годов прошедшего века был разработан генеральный план по переходу на новые реагенты. Предполагалось, что сначала мы откажемся от натриевых солей, а позже и от хлоридов, заменив их солями органических кислот - уксусной (ацетаты) и муравьиной (формиаты). Дело в том, что "органика" оказывает более мягкое воздействие на окружающую среду, чем используемые сейчас хлориды и, к тому же, со временем разлагается, не накапливаясь в почве и в воде. Но в итоге вышло избавиться только от натрия, а "органика" для нас оказалась очень дорогой. К тому же, она не делается внутри страны - ацетаты мы закупаем на Украине, а формиаты приходится заказывать в Финляндии. Поэтому на на столичных улицах употребляются, в основном, противогололедные смеси на базе хлорида кальция с добавлением модификаторов, уменьшающих коррозионную активность реагента. В чем главные недостатки реагентов, используемых сейчас на столичных улицах?
Каждый реагент обладает своими плюсами и недостатками. Например, натрий подавлял жизнедеятельность растений и вызывал сильную коррозию кузовов автомобилей и коммуникаций - стальных конструкций мостов, усиливающей железобетон арматуры. Кальций - напротив играет роль удобрения, но он сильнее портит обувь и при близких к нулю температурах из-за собственных физико-хим характеристик образует мыльную пленку на асфальте, которая увеличивает тормозной путь автомобиля. Как применяемые на реагенты безопасны для здоровья пешеходов и водителей?
Испарения, которые поднимаются над столичными дорогами зимой, взаправду могут плохо оказывать на здоровье людей и животных. Но противогололедные реагенты тут не при чем - намного гигантскую опасность представляют выхлопные газы автомобилей. Из-за мерзкого характеристики бензина и множества машин, которые не соответствуют современным экологическим нормам, продукты горения горючего могут быть даже ядовиты. Было, правда, несколько случаев, когда при испытании на дорогах реагентов на базе органических солей, а конкретно солей уксусной кислоты, местные жители пеняли на сильный запах, но "органика" сейчас практически не употребляется. А безопасны ли используемые на реагенты для лакокрасочного покрытия автомобилей, металла кузова, шин и резиновых деталей подвески?
Кальций менее корозионно-активен, чем натрий (другими словами, используемая ранее соль, - Лента.Ру), но все равно плохо воздействует на металл и резину. Естественно, в некоторые противогололедные реагенты добавляются соединения, уменьшающие их коррозийное действие, но они помогают несильно. Поддельных реагентов не бывает -
бывают плохие…" Правда о реагенте Кто производит противогололедные реагенты, используемые на столичных улицах?
В столице, в , употребляются противогололедные реагенты, сделанные в Рф. Производятся они по большей части на заводах удобрений. А в 2002 году, когда происходил переход от хлорида натрия к новым солям, их закупали за границей. Хлористый кальций возили из Финляндии и даже из Китая. Хлористый магний получали в Израиле, Германии и Туркмении. Существует ли рынок поддельных реагентов?
Сейчас ситуация такая, что поддельных реагентов не бывает - бывают нехорошие. Дело в том, что для получения разрешения на применение противогололедного состава в Москве необходимо предоставить идеал этого вещества на экспертизу. Это очень суровый контроль и производитель, естественно, старается предоставить образцы, которые удовлетворяют всем требованиям. Но качество поставляемых в столицу огромных партий реагентов так же дотошно контролировать еще сложнее, ведь речь идет о очень больших объемах. Эффективны ли применяемые в Москве технологии по очистке улиц ото льда по сравнению с забугорными? В принципе, и в Рф, и за границей употребляются одни и те же противогололедные реагенты - это, поначалу, хлориды натрия, кальция и магния. Но использовать эти материалы также успешно, как в Северной Европе, США и Канаде, в Москве по ряду событий пока не выходит. Во-1-х, столичная дорожная сеть не рассчитана на то количество автомобилей, которое на по ней передвигается. Катастрофически не хватает не только дорог, ну и автостоянок. В , з-за пробок и стихийных парковок на обочинах огромных городских магистралей не выходит впору убирать снег, из-за чего коммунальщикам приходится с помощью "химии" не просто разрыхлять накат, чтобы его можно было убрать снегоуборочными машинами, а фактически плавить его избытком реагентов. Не выходит убирать снег впору к тому же поу, что на столичных дорогах не хватает современной снегоуборочной техники. Вместо нее, в основном, употребляются либо землеройные машины, либо разработанные фактически 50 лет назад комбайны "бывалые руки". Эффективность и производительность этих устройств не удовлетворяет требованиям современного большого городка. Не считая того, из-за неточных прогнозов погоды у столичных коммунальщиков далеко не всегда выходит заранее обработать дороги реагентами перед сильными снегопадами. А вот в Канаде, Северной Америке и Европе, благодаря современным спутниковыми метеорологическим системам, на этот метод делается основная ставка. Такая разработка позволяет предупредить прилипание снега и льда к дорожному покрытию, превентивно обработав дорожное покрытие малеханькими объемами растворенных солей. В Конечном Итоге, накат и ледяная корка не образуются, и все осадки можно убрать с дороги снегоуборочной техникой - без внедрения "химии". Мы за ценой не постоим Правда о реагенте

В 2001 году, согласно документам правительства Москвы, было куплено 395,3 тысячи тонн жидких и 149 тысяч тонн жестких реагентов. В бюджете на эти цели было выделено 1 миллиардов 124 миллиона 100 тысяч рублей.

По инфы газеты "Время новостей", в 2007 году столичные чиновники выделили на закупку 280 тысяч тонн жидких и 131 тысячи тонн жестких реагентов уже полтора миллиардов рублей.

Но после начала кризиса - прошлой осенью - Москва потратила на приобретение средств для очистки дорог от снега и льда намного меньше - около 800 миллионов рублей. Может быть ли применение на столичных улицах современных забугорных технологий?
Естественно, новые противогололедные составы появляются и будут появляться. Но пока, исходя из экономической необходимости, от хлоридов столица отрешиться не может. Формиаты дороже используемых в Москве сейчас составов на порядок, ацетаты - в 5-6 раз. Что касается так называемых фрикционных материалов - песка, гранитной крошки, гравия, которые успешно употребляются на Западе, - то в Москве их внедрение нереально из-за особенностей ливневой канализации. В Европе каждый уличный канализационный сток имеет "песколовку", в какой оседают все твердые частицы, смываемые с улицы. У нас же вода поступает в сточную напрямую, поэтому любые твердые частицы забивают коллекторы. Мы уже проходили это в 80-х - начале 90-х годов прошедшего века, и в отказались от использования песка на столичных улицах. Как повлияет кризис на применение противогололедных реагентов в Москве? Может ли из-за сокращения городского бюджета ухудшиться их качество?
Качество реагентов из-за мирового валютного кризиса вряд ли ухудшится. Просто на сезон будет закупаться меньшее кочество "химии". Не считая того, могут замедлиться темпы обновления снегоуборочного парка Москвы, также снизиться издержки города на закупку и ремонт снегоплавильной техники. Может быть ли появление на столичных улицах "идеального" реагента?
Идеального проитвогололедного реагента в природе не существует. Внедрение того или другого хим соединения для борьбы с гололедом - это всегда компромисс. Либо мы жертвуем растениями, либо обувью горожан. И по-другому не получится. Все плохие эффекты противогололедных реагентов - это плата за жизнь в большом городке. Если не желаете, чтобы у вас от солей ржавела машина или портилась обувь, то поезжайте жить в деревню, там дороги песком посыпают. А в городе проезжая часть должна быть незапятнанная, по другому нас захлестнет волна страшных аварий. Другой вопрос в том, как реагенты употребляются. У нас, к , с их помощью решают все трудности, и на же сваливают вину за все трудности на зимних дорогах. Вместо того, чтобы работать над эффективной системой механической уборки снега, развивать дорожную сеть и биться с теми, кто нарушает правила парковки и затрудняет уборку снега, московские власти просто заливают дороги "химией". История внедрения реагента в Москве
Правда о реагенте
В 80-х годах прошедшего века в Москве в качестве противогололедного средства применялась доступная смесь песка с технической солью (хлоридом натрия) в соотношении 92:8. При использовании такой технологии, за одну зиму в столице расходовалось около 500 тысяч тонн песка и 60-75 тысяч тонн хлористого натрия. Но в 1994 году столичная мэрия решила отрешиться от использования этого состава на столичных улицах, так как во время весеннего таяния снега песок выводил из строя канализационные водостоки.

Отказавшись от песко-соляной смеси коммунальщики перешли на твердую техно соль. Незапятнанного хлорида натрия для противогололедной обработки нужно еще меньше, чем смеси с песком - нормативный расход на один квадратный метр составляет около 50 граммов вместо 150. Но к новой дозе оказалась не готова спецтехника. В Конечном Итоге, по данным, расположенным на интернет-веб-сайте префектуры северо-западного округа Москвы, за зиму на дороги попадало около 350 тысяч тонн хлористого натрия, другими словами в 5-6 раз больше, чем до отказа от песко-соляной смеси.

Такая передозировка не могла пройти бесследно, и за восемь лет использования незапятанной технической соли из-за засоления почв в столице резко ухудшилась экологическая обстановка, а на придорожных территориях начали гибнуть растения. Протесты жителей города и экологов против варварского дела к окружающей среде заставили столичных чиновников заняться поиском других противогололедных препаратов, в чего они обратились к зарубежному опыту.

В Конечном Итоге в 2001 году правительство Москвы приняло постановление "О готовности дорожных служб города к уборке городских улиц и магистралей в зимний период 2001-2002 гг. с применением новых противогололедных материалов". Согласно этому документу, хлористый натрий поменяли различные смеси, содержащие хлористый кальций, ацетат аммония, ацетат калия, хлористый магний, и нитраты кальция, магния, мочевины. Еще одним новшеством стала обработка улиц жидкими реагентами, которые предупреждают образование гололеда на дорогах - ранее использовались твердые соли.

У новых препаратов оказалось неограниченное количество преимуществ перед хлоридом натрия. Так хлориды кальция и магния, попав на снег или лед начинают растворяться с выделением тепла, и поэтому для обработки зимних дорог требуется еще меньшее реагентов по сравнению с технической солью. Соли уксусной и муравьиной кислоты, также препараты, содержащие мочевину, плавят лед не так отлично, как натрий хлор, но зато, "отработав" на зимней дороге, они быстро распадаются действием света и кислорода, не загрязняя почву.

В последующие годы список реагентов, закупаемых столичными чиновниками для обработки улиц, существенно сократился. Из-за высокой цены из него практически полностью были исключены все органические соли. А в 2004 году было запрещено внедрение незапятнанного хлорида магния - экологи посчитали, он оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

В , как поведал "Ленте.Ру" заведующий кафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков, этой зимой в Москве употребляются два жидких продукта (28-процентый раствор хлорида кальция и раствор, содержащий 22 процента кальций хлора и 6 процентов натрий хлора), также три жестких: незапятнанный хлорид кальция, хлорид кальция, содержащий ингибиторы коррозии, и смесь, содержащая 25 процентов хлорида кальция и 75 процентов хлорида натрия.

Артем Бетев, auto.lenta.ru

ремонт автомобиля