Шаг в сторону от М10
Не достаточно кто из современников, несущихся по трассе Москва – Питер, позволяет для себя роскошь свернуть с нее в сторону. Некогда да и незачем. Но снова портит настроение еще одна пробка, и вновь манит знакомый с детства указатель
C каждым часом привлекательность межстоличной трассы М10 тает, как шоколадка в бардачке. Вырубленные деревья, некогда украшавшие берега Иваньковского водохранилища, унизительные пробки Солнечногорска, бесконечный ямочный ремонт по всем семистам километрам, непредсказуемый трафик... Но из Москвы в Питер можно доехать и через Псков. Либо, скажем, через Вологду и Тихвин – вариантов много.
Тем, кто осознает разницу меж увлекательным путешествием и заурядной поездкой из пункта А в пункт Б, предлагаем собственный вариант маршрута. Задачку ставили так: стараясь особо не удаляться от М10, по возможности объехать ее узенькие места, заодно посетив те окрестные городишки и деревушки, на которые обычно не хватает времени. Какие-то идеи подсмотрели в Интернете, что-то открыли себе сами.
Обычные?герои?всегда?идут?в обход.?Но кто же?знал,?что?мы?здесь?не одни?такие!
В ОБХОД
Типовой выезд из Москвы – ползком через Химки, Зеленоград, Солнечногорск и Клин – способен иПодвескаить самое не плохое настроение, а потому для путешествия решительно не годится. Километровые пробки, богатство светофоров, безумный поток – от всего этого сразу же решили удрать: через Новокуркинское и Машкинское шоссе выкарабкались к монументу «Ежи» на 23-м километре М10, откуда скоро свернули к аэропорту. Совершив вокруг него «полукруг почета», повернули около «Шереметьево-1» на Лобню, откуда выкарабкались на Рогачевское шоссе, минуя неприятный жд переезд.

Если с Рогачевского шоссе случаем свернуть не влево, а вправо, увидите такую вот ракету. В свободное от дежурства время она подрабатывает моделью.
Сходу стало веселее. И не столько от мелькающих за окном церквушек, сколько от сознания того, что до самого Спас-Заулка не будет никаких дорожных мерзостей. Так и получилось: на М10 выехали фактически у границы Столичной области. Стоимость удовольствия – крюк в полсотни км.
Вид с моста Лейтенанта Шмидта на… Тверь! Прекрасно? Полста лет вспять этому тверскому мосту вправду достались элементы конструкции питерского коллеги. Потому его нередко именуют «пол-Шмидта». Либо поординарнее – новый. Либо по другому – Нововолжский.
Тверь решили не объезжать: прекрасный российский городок достоин визита. Был и другой энтузиазм: мост через Волгу на объездной дороге отличается дурным нравом и горазд собирать многокилометровые очереди. Потому пользовались услугами его интеллигентного городского коллеги, выходца из Питера. По нему без нервотрепки перебрались на левый сберегал, где и застряли практически на час: извлеченные из футляров камеры отказались уезжать без сотни-другой новых кадров. Вобщем, для того и ехали.
Таким Вышний Волочёк с трассы М10 не узреть. Бухнуть бы сюда здоровый мешок с пиастрами да дублонами – глядишь, и стал бы городок преобразовываться в русскую Венецию.
Практически до Торжка М10 ведет себя паинькой: даже движение местами однобокое. Но впереди уже маячил Вышний Волочёк с его узкой улицей Парижской Коммуны, полностью не приспособленной для транзитного движения. От грядущих проблем убегаем в лес: около указателя «Зеленогорский» уходим влево. Эту дорогу открыли себе совсем случаем несколько лет вспять, когда, ворачиваясь домой, пробовали как-то объехать многокилометровый затор.
Крюк небольшой – меньше 10-ка км. Но по времени вновь «теряем» час: погода солнечная, купола сверкают, вода блестит – как здесь не поснимать вволю! И на часы глядеть совершенно не хочется. Есть и маленькая ложка дегтя: чтоб вновь возвратиться из центра городка на М10, необходимо повернуть влево, а пропускать тебя не торопятся. Но все-же проскакиваем. Тем, кто едет из Питера, еще проще: правые повороты заморочек не создают.
Лиса живет в зоопарке близ деревни Коломно. Соседство достойное: мишки, волки, рысь, кабан... и АЗС! Всех этих животных егери когда-то выручили от смерти.
На АЗС после деревни Бахмара вновь застреваем: тут живут медведи, волки, кабаны… С одной стороны, плененные животные вызывают жалость и недовольство – но тут же понимаешь, что всех их в разное время выручили от смерти. Если хочешь посодействовать зверюшкам – не вопрос: ящик для пожертвований круглые сутки стоит наготове.
Тройной экстрим: на велике, да по висящему мосту, да чуть не в воде… Но в Бологом это будни.
Впереди последний намеченный крюк: в поселке Куженкино сворачиваем на Бологое. С этого момента советуем включить навигатор: его бормотания не будут излишними. Тем паче что время вновь демонстративно утекает через пальцы: охото снять и подвесной мостик через озеро, и часовенку, а вместо этого необходимо соображать, как добраться, скажем, до Лыкошина… Посодействовало то, что весь маршрут мы обмыслили заблаговременно: электрическому болтуну оставалось направлять нас на безымянных распутьях, коих на Руси абсолютное большая часть. Тем, кому захочется повторить таковой пробег, поможет легенда, приведенная во врезке.
Боровичи можно рассматривать длительно. Если времени, как обычно, в обрез, полюбуйтесь хотя бы пешеходным мостом через Мсту.
Интересно ли тут ехать? Однозначно – да! Хотя периодически и грустно. Всего-то пара 10-ов км от автодороги «Россия», а ощущение иногда такое, что попали на заброшенную планетку, где некогда была цивилизация. Если Бологое либо Боровичи еще живут собственной жизнью, то, к примеру, близ деревни Корыхново становится жутковато. Бросьте машину на обочине, прогуляйтесь с камерой сотку метров до развалин фермы... и вам быстренько захочется назад в салон. А ведь с погодой нам подфартило: колоритное солнце, голубое небо!
При Аракчееве в Селищах очевидно был порядок. Сейчас здание не очень похоже на казармы... До автодороги «Россия» чуток меньше 10 км.
Уже на заходе солнца добираемся до деревни Селищи: успеваем снять то, что пару веков вспять было, вероятнее всего, казармами. Тоже обидно, но не так: преданья старины глубочайшей всегда носят полусказочный нрав. Да и возраст куда солиднее. А в Спасской Полисти сходу попадаем в другой мир: трасса Москва – Питер живет в своем темпе. До северной столицы остается часа полтора. На кольцевой смотрим на одометр: наше приключение тянулось 820 км либо 14 часов. Несчастный крюк составил 50 + 8 + 76 = 134 км.

Похоже, конкретно тут носятся меж 2-мя столицами скоростные «сапсаны». Мостик найден в Березайке. Справа – речка Березайка.
Оборотный путь можно именовать стандартным – разве что проехали через Новгород и пгт. Пролетарий. Там понаблюдали, как домашняя пара ожесточенно выжигала травку и кустарники повдоль проселочной дороги. Позировать перед камерой они категорически отказались, зато на вопрос: «Зачем вы это делаете?» – ответили не раздумывая.
– Для начальства, блин! – сплюнул глава семейства. – Будет праздник – непременно попрутся массой на кладбище, а растительность их раздражает. Только хрен ли толку: малина, она жизнестойкая, на следующий год снова вырастет.
– Фарфоровый завод разогнали! – вздохнула его половина. – Вот и стоим в очереди на работу: всякую тупость готовы делать. За 4500 рэ в месяц.
Выбираемся назад на трассу – пред нами большущее скопление пыли. Песочная буря? Да, почти: уборочная машина изо всех сил драит обочину дороги, покрывая слоем грязищи дома, деревья и машины. Похоже, ее шофер тоже готов делать всякую тупость в угоду начальнику.
Без преувеличения, самый симпатичный домик на Питерской трассе. Уже который десяток лет декорирует Любань, а до сего времени голова невольно поворачивается к нему.
ТАК ЕХАТЬ ИЛИ НЕТ?
Тем, у кого различного рода мостики, храмы, домики и – как досадно бы это не звучало! – развалины не вызывают в душе каких-то желаний либо размышлений, наш маршрут не подойдет. Но всякий, кто в душе остался немножечко ребенком, должен, как нам кажется, получить от подобной прогулки настоящее наслаждение. Применять ли на практике отдельные куски предложенного сценария, объезжая заторы либо аварии, всякий решит себе сам. Отдельное приглашение проехаться схожим образом из одной столицы в другую адресуем всем начальникам, озабоченным ликвидированием плодовых кустарников и созданием пылевых туч. Может быть, кому-то из них захочется после чего попробовать возродить тот же Волочёк либо хотя бы выстроить молочную ферму взамен уничтоженной. Попытка не пытка.
МКАД – КАД (Короткая ЛЕГЕНДА МАРШРУТА)
МКАД – поворот на Куркино – ныряем под трассу и выезжаем у «ежиков» на М10 – правый поворот на аэропорт «Шереметьево-2» (Международное шоссе) – правый поворот на Лобню в районе «Шереметьево-1» – левый поворот у торгового центра «Поворот» – левый поворот на Рогачевское шоссе – левый поворот на А108 (2-ая кольцевая) – правый поворот на село Спас-Заулок – правый поворот на М10 – идем через Тверь – на подходе к Вышнему Волочку левый поворот (на площадке у «питьевого пункта») на Зеленогорский – в конце населенного пт правый поворот на Т-образном перекрестке – проходим через центр Вышнего Волочка – делаем левый поворот на М10 – в Куженкине сворачиваем на право на Бологое – из Бологого уходим по Р8 на Дубровку и Березайку, потом на Лыкошино – в Лыкошине уходим на право через Поречье к Боровичам – из Боровичей выруливаем на Р53 через Артем в Любытино – из Любытина уходим влево на Малую Вишеру – из Малой Вишеры через Селище попадаем в Спасскую Полисть – правый поворот на М10 – достигаем КАД. Итого согласно одометру – 820 км.