Если вы попали в ДТП .
Если вы попали в ДТП...
Сначала нужно заблаговременно выяснить и всегда иметь в автомобиле перечень нужных телефонов критических служб (скорой мед помощи, милиции, ГИБДД, МЧС, Службы своей безопасности и даже ФСБ – на случай разных противоправных посягательств), страховых компаний (их представителей либо комиссаров). С оперативными службами всегда можно связаться и через критический звонок на номер 112 с хоть какого мобильного телефона (даже при отсутствии SIM-карты либо средств на счете). И не считая того, держите в перчаточном ящике шариковую ручку! Итак, если вы попали в ДТП
До прибытия инспектора ГИБДД
1. Немедля остановите (не трогайте с места) транПодвесканое средство.
2. Включите аварийную сигнализацию и выставите символ аварийной остановки.
3. Не перемещайте предметы, имеющие отношение к происшествию.
4. Примите вероятные меры для оказания доврачебной мед помощи пострадавшим, вызовите «скорую».
5. В критических случаях отправьте пострадавших на попутном, а если это нереально – доставьте на собственном транПодвесканом средстве (порядок действий – см. п. 12) в наиблежайшее целебное учреждение, где сообщите свою фамилию, регистрационный символ транПодвесканого средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, либо водительского удостоверения и регистрационного документа на транПодвесканое средство), и вернитесь к месту происшествия.
6. Позвоните в свою страховую компанию, сообщите о ДТП – назовите себя, номер страхового полиса, место (улица, номер дома, можно также указать и номер опоры освещения, которые пронумерованы везде), время и происшествия и делайте советы страховщика. Если автомобиль застрахован (каско), можно, а время от времени необходимо (когда по страховому договору это предвидено в неотклонимом порядке) вызвать на место представителя страховщика (аварийного комиссара).
7. Сможете сказать о случившемся в ГИБДД (но, обычно, это делает диспетчер страховой компании).
8. Запишите фамилии, телефоны и адреса свидетелей.
9. Обменяйтесь данными о страховых полисах и страховщиках с участниками ДТП.
10. Ни при каких обстоятельствах сходу не признавайте свою полную вину и не инкриминируйте других.
11. Заполните и подпишите (у всех участников) бланк уведомления о ДТП, выданный страховой компанией.
12. Высвободите проезжую часть, если движение других транПодвесканых средств нереально. По мере надобности освобождения проезжей части (либо доставки пострадавших на собственном транПодвесканом средстве в целебное учреждение) за ранее зафиксируйте в присутствии очевидцев положение транПодвесканого средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и примите все вероятные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.
После прибытия служащих ГИБДД
1. Если ДТП не повлекло томных последствий, инспектор ГИБДД составляет:
– протокол об административном правонарушении;
– схему ДТП (при помощи измерительных инструментов, данных осмотра и показаний очевидцев);
– акт состояния дорожного покрытия;
– описание механических повреждений ТС.
2. Если ДТП повлекло причинение тяжких либо средних телесных повреждений, смерть людей, большой вещественный вред, инспектор ГИБДД составляет:
– протокол об административном правонарушении;
– справку ДТП (на основании данных, приобретенных на месте ДТП);
– протокол осмотра и проверки технического состояния ТС (фиксирует места повреждения автомобиля, степень деформации либо разрушений);
– схему ДТП (при помощи измерительных инструментов, данных осмотра и показаний очевидцев);
– акт состояния дорожного покрытия; – описание механических повреждений ТС;
– акт мед освидетельствования на предмет наркотического либо опьянения.
3. Получите у инспектора:
– копию оформленного протокола об административном правонарушении (если вы виновник – должны получить под расписку, если потерпевший – сможете попросить у инспектора);
– справку об участии в ДТП с указанием повреждений автомобиля;
– временное разрешение на право управления транПодвесканым средством (в случае изъятия водительского удостоверения до вынесения постановления).
Все документы оформляются в присутствии водителя и при его конкретном участии. Все графы и разделы в документах должны быть заполнены.
4. Выясните у инспектора ГИБДД дату и время вашего прибытия в группу административной практики (группу разбора) ГАИ, где будет рассматриваться административный материал по факту ДТП.
В группе разбора
1. Подготовьтесь к группе разбора: получите совет профессионала, помощь в подготовке документов, проведите юридическую экспертизу ДТП – все это можно сделать, вовремя обратившись в свою страховую компанию. По мере надобности вам будет предоставлен заступник либо представитель в группе разбора.
2. В группу разбора участникам и очевидцам ДТП лучше прибыть совместно в обозначенное инспектором время (очевидцы могут быть вызваны инспектором группы разбора).
3. Инспектор группы разбора:
– рассматривает материал по ДТП;
– определяет нарушителей правил дорожного движения;
– выносит постановления об административных правонарушениях (подписываются управляющим подразделения ГИБДД).
Виновник аварии определяется не в ГИБДД, а в суде!
4. В группе разбора вы должны получить:
– копию постановления об административном правонарушении (копии постановления вручаются нарушителю ПДД, также пострадавшим – по просьбам последних);
– справку об участии в ДТП;
– копию протокола, если все эти документы не были выданы на месте ДТП.
5. В случае согласия с решением группы разбора следует оплатить штраф и предоставить в группу разбора квитанцию о его оплате, после чего постановление считается исполненным, а дело об административном правонарушении закрытым.
6. Жалоба на решение группы разбора может быть подана в вышестоящий орган ГИБДД либо в трибунал в течение 10 суток.
7. Если все участники аварии пришли к одному воззрению о виновнике ДТП, то обращаться в трибунал не будет нужно. (По мере надобности подать исковое заявление можно и позже – в течение 3-х лет после аварии.)
Определение виновника аварии в суде
1. Решение о виновности в ДТП воспринимает трибунал. Если требуется найти виновника аварии, иск в трибунал подает водитель-участник ДТП (либо его представитель).
2. В случае, если нарушение ПДД предугадывает лишение водительского удостоверения (к примеру, если один из участников ДТП был опьянен), дело об административном правонарушении в трибунал направляет начальник подразделения ГАИ.
Порядок компенсации вреда, нанесенного имуществу третьих лиц по вине клиента страховой компании (штатская ответственность)
1. Размер и порядок компенсации вреда определяется или по соглашению сторон (к примеру, по договоренности обладателя автомобиля и страховой компании), или по решению суда.
2. Страховая компания почти всегда компенсирует вред добровольно, не требуя решения суда о виновнике аварии; выплаты выполняются на основании документов, перечисленных ниже.
Документы для получения компенсации вреда, предоставляемые в страховую компанию
1. Заявление о страховом случаеи возмещении вреда.
2. Справка об участии в ДТП с указанием повреждений автомобиля, которая должна быть подписана управляющим и заверена печатью подразделения ГАИ (в текущее время компании принимают справки об аварии как нового, так и старенького эталона (форма № 2 с указанием нарушителя ПДД);
3. Копия протокола об административном правонарушении, повлекшем ДТП.
4. Лучше копия постановления об административном правонарушении. Для третьих лиц, пострадавших в ДТП в итоге действий клиента, дополнительно будет нужно: заключение автоэкспертизы с оценкой вещественного вреда (если осмотр автомобиля не проводился на месте ДТП), доказательство владения транПодвесканым средством, личный паПодвеска либо удостоверение личности.
Наши комменты
Вопрос № 1 – оставление места происшествия
Такая ситуация вероятна:
1. Если в ДТП есть пострадавшие и нужна их срочная транПодвескаировка в медучреждение (в данном случае ответственность за оставление места ДТП исключается, потому что его участник действует стопроцентно в согласовании с ПДД). Но шофер в данном случае должен зафиксировать в присутствии очевидцев положение собственного транПодвесканого средства и должен возвратиться на место происшествия.
2. Если сложившаяся вследствие ДТП дорожная обстановка исключает возможность движения других транПодвесканых средств (участвовавшие в ДТП машины перегородили проезжую часть). В данном случае нужно очень точно и с неотклонимым ролью очевидцев зафиксировать обстановку (положение ТС, размещение следов, частей, осколков и пр.), составить схему ДТП, указать в ней расстояния от центров колес до недвижных ориентиров на местности (дорожные знаки, столбы, светофоры и т.д.) и только позже убирать авто в сторону. Тут может посодействовать наличие фотоаппарата, пусть даже и встроенного в телефон, – часто отсутствие даже таких снимков значительно затрудняет разбирательство. Можно вызвать на место происшествия знакомых либо родственников с фотоаппаратурой для более кропотливого фиксирования обстановки. При наличии очевидцев и свидетелей нужно записать их координаты.
3. В согласовании с п. 2.6 Правил, если в итоге ДТП пострадавших нет, а оценка событий ДТП со стороны водителей-участников не вызывает у их разногласий, при их обоюдном согласии они имеют право после подготовительного составления и подписания схемы происшествия следовать на ближний пост ДПС либо в подразделение милиции для дизайна этого происшествия. Все это при условии, что оба водителя согласны в оценке ДТП. По другому обоим могут приписать «оставление места ДТП». Так что, если не убеждены в собственных силах, лучше оставаться на месте, мотивируя тем, что не согласны с оппонентом в оценке ДТП, схему составлять не умеете (и не должны), как сохранить следы от ДТП (осколки и т.д.), не понимаете.
Кто повинет?
Прибывшие на место сотрудники ДПС приступят к составлению нужных бумаг. На данном шаге необходимо быть очень внимательным в исследовании тех документов, которые после составления вам предъявят и предложат подписать. Также нужно зафиксировать фамилии служащих, правильное наименование и адресок их подразделения – это поможет потом резвее выяснить, где будет рассматриваться дело и куда обращаться по всем вопросам, связанным с происшествием.
Обычно, у прибывшего наряда достаточно стремительно складывается мировоззрение о виновнике ДТП, и в отношении него составляется протокол об административном правонарушении.
Время от времени сходу найти нарушение ПДД в чьих-либо действиях нереально, и эту ситуацию нужно откомментировать исходя из убеждений закона. В согласовании со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виноватое действие (бездействие) физического либо юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В кодексе имеется целая глава № 12, предусматривающая ответственность за нарушение ПДД. Так как сам факт ДТП косвенно свидетельствует о вероятном наличии в действиях кого-то из его участников нарушения правил, многие из которых (не все) наказуемы по соответственной статье кодекса, то по факту ДТП может быть возбуждено дело об административном правонарушении.
Протокол
Составление протокола – более нередкий метод возбуждения дела по факту дорожно-транПодвесканого происшествия. Отныне в согласовании со ст. 25.1 правонарушитель имеет последующие права:
– знакомиться со всеми материалами дела; – давать разъяснения, представлять подтверждения, заявлять ходатайства и отводы;
– воспользоваться юридической помощью заступника, также другими процессуальными правами в согласовании с кодексом.
В протоколе должны быть указаны:
– дата и место его составления;
– должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
– сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
– фамилии, имена, отчества, адреса места жительства очевидцев и потерпевших, если они имеются;
– место, время совершения и событие административного правонарушения;
– статья Кодекса либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за вменяемое административное правонарушение;
– разъяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, также другие нужные для разрешения дела сведения.
После чтения протокола правонарушитель вправе представить разъяснения и замечания по его содержанию.
Замечания – неотъемлемая часть протокола. Если они составлены на отдельном листе, то в протоколе нужно своими руками указать, что замечания либо разъяснения прилагаются к протоколу.
Подписывается протокол должностным лицом, его составившим, также лицом, в отношении которого возбуждено дело. При отказе от подписания протокола в нем делается соответственная запись. Распространенное заблуждение – «подписание протокола значит согласие с ним». Это не так – подписание протокола значит только собственноручное доказательство факта ознакомления с ним. Более того, если протокол не подписывать вообщем, нельзя быть уверенным, что позже в него не будут внесены какие-либо конфигурации либо не будет составлен совсем другой протокол.
Если в силу психического либо физического состояния после ДТП у вас есть опаски, что происшествия могут быть изложены ошибочно, лучше в протоколе написать, что пояснения вы дадите позже.
Фраза о том, что при рассмотрении дела вы нуждаетесь в помощи заступника, тоже должна быть указана непременно – есть некие нарушения, дела по которым могут быть рассмотрены хоть каким инспектором. Потому сотрудники ГИБДД на месте составляют протокол и выносят постановление, признавая водителя виноватым в том либо ином правонарушении. Еслижев протоколе будет обозначено на желание пользоваться помощью заступника, рассмотрение дела при его отсутствии будет нелегальным и даст хорошие шансы для обжалования и отмены такового постановления.
Место рассмотрения дела
По общепринятому правилу дело рассматривается по месту совершения правонарушения (ч. 1 ст. 12.5 Кодекса). По ходатайству лица, в отношении которого ведется создание по делу, оно может быть рассмотрено по месту его жительства.
Если по делу проводилось административное расследование, дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование. Дело о нарушении, влекущем лишение права управления транПодвесканым средством, может быть рассмотрено по месту учета транПодвесканого средства. Потому при составлении протокола в нем можно указать (либо приложить на отдельном листе) ходатайство о направлении дела для рассмотрения по месту проживания. Такое ходатайство (равно как и хоть какое другое) подлежит незамедлительному рассмотрению (ч. 2 ст. 24.4 Кодекса).
При всем этом, как не так давно постановил Верховный cуд, отказ в ублажении ходатайства о направлении дела по месту проживания нелегален. Такое ходатайство имеет огромное процессуальное значение. Так как срок давности, по истечении которого постановление по делу не может быть вынесено, составляет два месяца со денька совершения нарушения (ст. 4.5 КоАП РФ), в случае ублажения такового ходатайства этот срок приостанавливается с момента ублажения ходатайства и до поступления дела в орган либо должностному лицу, уполномоченному его рассматривать.
Остается только пожелать нашим читателям, чтоб все тут изложенное так и осталось для их просто теорией, которую никогда не придется использовать на практике.