Планы Платные дороги власти нам гарантируют
Начинается строительство коммерческих магистралей. Тема возникновения платных дорог в нашем царстве-государстве не оставляет размеренной ни од­ну авто душу. Сколько будет стоить километр, какие техни­ческие средства появятся для быст­рой оплаты проезда, будут ли або­нементы для местных обитателей – во­просы появляются один за одним. Но дороги эти еще нужно выстроить. А вот давать на это Энциклопедия грузовых автомобилей никто особо не спешит – не резвый получится возврат, ну и не достаточно ли что может произойти в нашей стране за годы строительства и следующей эксплуатации…

Понимая сомнения бизнеса, пра­вительство страны решило поддер­жать компании, сооружающие плат­ные дороги, предоставив государст­венные гарантии по корпоративным облигациям, которые выпускают для вербования средств на огромные ин­вестиционные проекты. Это должно понизить на несколько процентов стоимость кредитов для инвесторов, что ускорит их реализацию в критериях кризисного сокращения финансиро­вания.
Так, стало понятно, что государст­венную поддержку получат строи­тельные компании отрезка шоссе Москва – Санкт-Петербург (с 15-го по 58-й км), нового съезда на МКАД с трассы Москва – Минск (в обход Одинцова) и Западного высокоскоростного поперечника в Санкт-Петербурге (ЗСД). Все эти дороги будут платными. Го­сударственные гарантии составят 57,8 миллиардов рублей по облигациям, выпускаемым для реализации 3-х проектов. Госгарантии предоставля­ются в рублях на срок до 20 лет с пер­вым погашением по облигациям не ранее 2014 года. Вроде все накрепко. Трудности у инвесторов могут по­явиться, если они потребуют досроч­ного выкупа.
Проект «Москва – Санкт-Петербург»
Новенькая высокоскоростная автомагистраль Москва – Питер продублирует наибо­лее загруженный участок федеральной автодороги М10 «Россия». Его длина составит 43 км, общее число полос движения – 8–10. Трасса начнется от имеющейся Бусиновской развязки на МКАД (15 км). На участке 15–29-й км она пройдет восточ­нее и северо-восточнее городка Химки, обойдет с севера район Молжаниново, пе­ресечет Канал им. Москвы, Междуна­родное шоссе (подъезд к аэропорту Шереметьево-2) и Шереметьевское шоссе (подъезд к аэропорту Шереме­тьево-1).
Невзирая ни на что, власти будут всюду изыскивать Энциклопедия грузовых автомобилей Еще в конце 2008 года «Росавтодор» заключил с ООО «Северо-западная концессионная компания» (СЗКК, вла­дельцы – французская Vinci и ее под­разделение Eurovia) концессионное со­глашение на строительство этой авто­дороги на участке с 15-го по 58-й км. Цена этого отрезка порядка 63 миллиардов рублей, правительство готово вне­сти около 24,5, другие 37,5 миллиардов – средства из вкладывательного фонда концессионера, которые будут вложе­ны во время строительства с 2010 по 2013 год. Средняя цена проезда по платной автодороге составит 3–3,6 рубля за километр.
Весь проект, до Петербурга, тянет уже на 240 миллиардов. По дороге до Санкт­Петербурга должно быть выстроено 32 развязки, 85 мостов и 167 путепрово­дов, а уже в Петербурге новенькая трасса должна слиться с дорогой на Финлян­дию. Финансовое будущее этого участ­ка пока в тумане.
Понятно, что платные участки у нас окупятся в наилучшем случае через 20 лет, а в худшем – через 30–40. Может быть, потому Европейский банк реконструк­ции и развития (ЕБРР) отказал французской компании-подрядчику в выда­че кредита, нужного для финансирования строительства платной трассы, соединяющей две русские столицы. Официальная причина, естественно, звучала по другому – в связи с экологи­ческими неуввязками, появившимися при прокладке маршрута (при сооружении трассы придется спилить 14 дубов). Тем временем Верховный трибунал РФ 1 марта признал легитимным перевод порядка 150 га Химкинского лесопарка в Подмосковье из земель лесного фонда в земли транПодвесканого назначе­ния: для строительства первого участка автодороги.
Вокруг Одинцова
Строительство нового выхода на МКАД с федеральной авто дороги М1 «Беларусь» позволит по проекту удвоить пропускную способность транПодвесканого коридора Москва – Минск, решив делему пробок и су­щественно увеличив скорость движе­ния автотранПодвескаа (расчетная скорость – 120 км/ч), в том числе и на МКАДе. В перспективе правительство Москвы планирует воплотить проект по организации бессветофорного дви­жения по трассе прямо до Третьего транПодвесканого кольца. Сооружение до­роги обхода Одинцова оценивается в 25,7 миллиардов рублей. Часть страны – менее 8,1 миллиардов рублей. При всем этом концессионер –  ОАО «Главная дорога» (контрольный пакет находится у управ­ляющей компании «Лидер», связанной с «Газпромом») – уже в апреле плани­рует выпустить облигации на сумму 18,5 миллиардов рублей. Строительство должно быть завершено в течение 24 месяцев. Проезд по автодороге будет платным весь срок концессии (30 лет), что должно обеспечить доходность и возврат средств, вложенных личными инвесторами. При всем этом тарифы за про­езд будут индексироваться согласно инфляции, что обеспечит возможность выпуска долговых инструментов, так­же привязанных к уровню инфляции. И самое главное: дорога остается в принадлежности страны, другими словами в случае расторжения концессионного соглашения по хоть каким основаниям правительство выплачивает кредиторам основное тело долга, скопленные проценты и штрафы за преждевременное по­гашение либо нарушение критерий.
Западный поперечник
Строительство ЗСД реализует одно­именное ОАО «Западный высокоскоростной диаметр». Высокоскоростная автомагистраль, которая соединит южные районы Пе­тербурга (Столичный и Кировский) с Васильевским полуостровом и Приморским районом. Потребность в схожей ма­гистрали очень велика, да и цена ее тоже, потому что нужно строить переправу через все протоки дельты Невы. Бюджет – 212,7 миллиардов рублей, срок – до 2015 года. На участке будет скооперировано восьмиполосное движе­ние со скоростью 120 км/ч, пропускная способность – до 140 тыщ автомоби­лей в день, половина дистанции при­дется на эстакадные отрезки. На данный момент компания получила возможность завлекать облигационные займы под госгарантии на сумму 25 миллиардов рублей сроком до 20 лет. Меж тем два меся­ца вспять сообщалось, что инвесторы издержут на ЗСД 9,9 миллиардов рублей. Финансирование проекта из федерально­го бюджета на текущий год снижено до 7,3 миллиардов с прежних 14,6 миллиардов рублей, а ассигнования городских властей – до 2,6 с 3,6 миллиардов рублей. Сначало ввод в строй этого проекта был запла­нирован на 2014 год, но понижение фи­нансирования, естественно, отодвинет эти сроки.
Платные дороги, платные развязки...
На деньках прозвучало сообщение о том, что Минтранс Подмосковья планирует сделать платными некие участки областных трасс, в том числе часть Рублевского и Волоколамского шоссе. На самом деле оказалось, что это не совершенно так. Просто, выступая на коллегии Минтранса, где присутствовали пред­ставители прессы, глава ведомства Петр Кацыв просил собственных коллег ис­кать решения транПодвесканых заморочек самим, а не только лишь надеясь на феде­ральный бюджет. «Несмотря ни на что, мы будем изыскивать финансо­вые средства на всех уровнях, – произнес Кацыв. – Не исключаем мы и формы государственно-частного партнерства, другими словами платные дороги, платные транПодвесканые развязки». Но ды­ма, как вы осознаете, без огня не бывает.

Кстати
Закон «Об авто доро­гах и дорожной деятельности» (ст. 5) предугадывает систематизацию авто дорог на дороги фе­дерального, регионального и муни­ципального значения, также доро­ги, находящиеся в принадлежности физических и юридических лиц. А статья 13 объясняет: «К полномочи­ям органов местного самоуправле­ния в области использования авто дорог и воплощения дорожной деятельности относится: 3) принятие решений об использова­нии на платной базе автомобиль­ных дорог общего использования ме­стного значения и прекращения тако­го пользования». Так что по идее в каждом регионе власть самостоя­тельно может стать юзером хоть какого участка хоть какой дороги. Еще пока в решении об использовании дороги на платной базе должен быть указан маршрут и протяжен­ность авто дороги, где установлен другой бесплат­ный проезд (ст. 36, п. 4.). Но разве не слышали мы предложения чиновни­ков отрешиться от принципа альтер­нативности при строительстве плат­ных авто дорог?!