Рублевая развязка Оплата за проезд
Подписание закона «О гос компании «Российские авто дороги» открывает дорогу массовому введению платных авто дорог.
Ира Полякова, кандидат экономических наук
Закончился, и очень стремительно по русским меркам, процесс сотворения ГК «Российские авто дороги». Интенсивно в транПодвесканом обществе о ГК «Автодор» заговорили в ноябре 2008 года: пакет документов по компании закружился по виткам согласований и уточнений со всеми заинтересованными ведомствами. С января по июнь 2009 г. законопроект находился в работе у парламентариев, и вот, в конце концов, 17 июля ФЗ «О гос компании «Российские авто дороги» и о внесении конфигураций в отдельные законодательные акты» подписан Президентом РФ Дмитрием Медведевым.
Наш журнальчик вовремя информировал читателей о готовящемся законе – в февральском номере (См. «Рейс» № 2 за 2009 «Эх, дороги»), мы тщательно поведали о целях сотворения госкомпании, проектах, которые будут реализовываться с ее ролью, перспективах строительства платных дорог и источниках финансирования дорожного строительства. Принципных конфигураций законопроект к моменту подписания его главой страны не перетерпел, в закон только внесены некие положения, о которых просили инвесторы. Подписание закона позволяет гласить о госкомпании в реальном времени и уже обусловиться с определенными вопросами, о чем и поведал на пресс-конференции заместитель министра транПодвескаа РФ Олег Белозеров. На первом шаге источниками финансирования госкомпании будут субсидии из федерального бюджета (эти средства будут ориентированы на содержание, полный ремонт дорог, переданных компании в управление); плата за проезд; доход от передачи в субаренду земляных участков; добровольческие отчисления и пожертвования; также другие вероятные источники.
Олег Белозеров выделил, что в законе особо серьезно прописаны разделы по движению средств. «В личном порядке будет открыт счет казначейства в ЦБ, и все процедуры казначейского надзора в этой компании будут соблюдены», – произнес он. По его словам, в законе раздельно прописано, что надзор за средствами госкомпании производит Счетная палата РФ и все остальные надзорные органы. «В этой части сомнения о неэффективном расходовании средств отсутствуют», – произнес Олег Белозеров. К 2016 году компания должна перейти на самоокупаемость.
В течение ближайших 6 месяцев предстоит сформировать Наблюдательный совет, назначить управляющего госкомпании, что заходит в компетенцию Правительства РФ, также приготовить список передаваемых компании дорог, а это около 5 тыс. км. По начальным планам каждогоднее финансирование компании будет от 50 до 100 миллиардов. руб. Цифра будет уточняться зависимо от создаваемого списка дорог. И хотя практически компании еще как бы нет, ее юридическое оформление позволяет подписывать с инвесторами соглашения о финансировании строительства объектов, которые будут находиться в ведении новейшей компании. Напомним, что идет речь о платных дорогах. И практически через неделю после вступления закона об «Автодоре» в силу были подписаны два соглашения по строительству участков платных дорог.
В Министерстве транПодвескаа РФ состоялось подписание первого концессионного соглашения – о финансировании, строительстве и эксплуатации нового выхода на Московскую кольцевую авто дорогу с федеральной авто дороги М-1 «Беларусь» «Москва – Минск». Со стороны Федерального дорожного агентства Министерства транПодвескаа РФ (до предназначения главы ГК «Автодор» право подписания имеет глава ФДА) концессионное соглашение подписал управляющий Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин, со стороны консорциума ОАО «Главная дорога» – директор ОАО «Главная дорога» Миша Плахов. В мероприятии принял роль заместитель министра транПодвескаа РФ Олег Белозеров. Основной целью строительства дороги является наибольшая разгрузка головного участка Минского шоссе, автодороги Москва – Бородино (Можайское шоссе) на головном участке, проходящем через г. Одинцово, Подушкинского и Красногорского шоссе, Рублево-Успенского шоссе.
Новенькая трасса пройдет в обход городка Одинцово. Возникновение этой автодороги будет содействовать также снятию транПодвесканой напряженности на западе и северо-западе Москвы, разгрузке Кутузовского проспекта и Рублевского шоссе. Существующая сейчас безальтернативная трасса М-1 перегружена и к тому же проходит по местности населенных пт (в том числе г. Одинцово), что затрудняет проезд транПодвескаа и существенно усугубляет экологическую обстановку в регионе. Возникновение нового выхода на МКАД с федеральной трассы М-1 позволит перераспределить транПодвесканый поток, в том числе и транзитный, на заезде в Москву и Кутузовском проспекте.
Еще в 2008 году был проведен концессионный конкурс, победителем которого стало ОАО «Главная дорога». Объем предоставляемого муниципального финансирования строительства дороги составит 11 млрд рублей. Длина создаваемого нового выхода на Московскую кольцевую авто дорогу с федеральной авто дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск составляет 18,535 км, автодорога будет соответствовать категории 1Б, число полос движения: 6 – до транПодвесканой развязки с Можайским шоссе, 4 – от транПодвесканой развязки с Можайским шоссе до конца трассы.
На авто дороге предвидено строительство пятнадцати мостовых сооружений общей протяженностью 2536 м, 5 транПодвесканых развязок, 2-ух пт взимания платы. Проектируемая дорога будет платной, другим ей бесплатным проездом будут являться разгружаемые участки обозначенных авто дорог. Размер средневзвешенного тарифа составит 4,99 руб. за километр. Автодорога будет построена за 2 года, начало строительства планируется на ноябрь 2009 года. Росавтодор заключил концессионное соглашение на право финансирования и строительства участка платной автодороги «Москва – Санкт–Петербург» (15–58 км) с консорциумом ООО «Северо–западная концессионная компания» (сформирован европейскими компаниями Vinci и Eurovia). Средневзвешенный тариф для проезда по трассе, согласно условиям конкурсного предложения, должен будет составить 3,6 руб. за км. Строительство участка планируется начать в дальнейшем году и окончить его в течение 3-х лет. Общая цена строительства оценивается в 60 миллиардов. руб., из которых 23 миллиардов. руб. будет выделено правительством РФ, другие привлечены консорциумом. В финансировании воспримут роль Европейский вкладывательный банк, Евроазиатский банк развития, ЕБРР и ВЭБ.
Общая длина головного участка автомагистрали составит 43 км, общее число полос движения – 8–10. Трасса начнется от имеющейся Бусиновской развязки на МКАД (15 км). На участке 15– 29 км трасса пройдет восточнее и северо-восточнее городка Химки, обойдет с севера район Молжаниново, пересечет канал им. Москвы, Международное шоссе (подъезд к аэропорту «Шереметьево-2») и Шереметьевское шоссе (подъезд к аэропорту «Шереметьево-1»).
Проект должен решить ряд транПодвесканых заморочек столичного региона, а именно, обеспечить высокоскоростной подъезд к аэропорту «Шереметьево» и к городкам Химки, Долгопрудный, Зеленоград. 1-ый пункт оплаты поставят в 4,5 километрах от МКАД. Другими словами участок до Лихачевского шоссе, включающий подъезд к левобережным Химкам и Коровинскую развязку, связывающую Москву с Долгопрудным, будет бесплатным. Другие пункты оплаты поставят на всех съездах с магистрали. А что в перспективе? В 2010 году министерство планирует объявить три тендера на заключение концессионных соглашений на право финансирования, строительства и управления участками платных дорог. Ведомство прорабатывает проектную документацию на несколько участков платных автодорог, а именно, для участка трассы М1 «Беларусь», М4 «Дон», М7 Волга, также на участки Центральной кольцевой автодороги.
Необходимо подчеркнуть, что в планы строительства платных дорог кризис занес наименьшие коррективы, чем в дорожное строительство в целом. Это и понятно – за счет сборов за проезд, активного использования придорожной инфраструктуры (заправок, кафе, мотелей) правительство уповает получить отдачу, с тем, чтоб иметь размеренный источник финансирования дорожных работ. Как указывает практика, надежды получить отдачу от платных дорог не лишены оснований. Дело в том, что в Рф уже десятый год действует платный участок дороги. На автомагистрали М-4 «Дон», за Липецком, в районе села Хлевное встречается необыкновенный указатель: «Впереди платный участок дороги». Шофер должен сделать выбор – продолжить движение по старенькой трассе, пересекающей райцентр из конца в конец, либо же по новейшей, высокоскоростной, с однобоким движением. За комфорт, естественно, придется платить. Проезд легковушки по первой в Рф платной дороге в текущее время стоит 20 рублей, грузовых автомобилей, зависимо от веса и габаритов, – 40 либо 80 рублей. Вот какая русская платная дорога: четыре полосы движения, покрытие из асфальтобетона, допустимая скорость – 120 км в час. За день по участку протяженностью 50 км в летнее время проезжает до 45 тыщ транПодвесканых средств. Зимой – приблизительно в два раза меньше. За прошедшее после введения экспериментальной трассы в действие время тут не было ни 1-го ДТП из-за неудовлетворительных дорожных критерий.
По расчетам, участок должен окупиться за 15–20 лет. Все платежи – а в месяц это 4–5 миллионов рублей – идут в федеральный бюджет. При плане в 33 миллиона в кассу дороги поступило 56 миллионов рублей. Опыт можно считать удачным, но трудности есть. Глобальная практика указывает, что при высочайшей интенсивности движения при разумной стоимости всегда найдутся желающие заплатить за возможность резвого и комфортабельного перемещения. Другой вопрос: какую стоимость считать разумной? Скажем, в Европе при существенно более высочайшем уровне жизни цена проезда по платным дорогам ниже, чем планируется у нас. В Словакии за 1,5 бакса можно кататься по автобанам в течение 2-ух недель. В Чехии – за ?5 в неделю, а за ?45 – целый год.
Дальше закон определяет, что платной может стать не только лишь вновь построенная, да и уже существующая автотрасса, но при неотклонимом условии ее реконструкции. В то же время документ не отвечает на вопрос, что считать реконструкцией дороги, позволяющей поменять ее категорию. Ямочный ремонт? Перекладку асфальта? Подмену разметки? Толкования вероятны различные. Соблазн получить дополнительные доходы может подтолкнуть к переквалификации дорог, в свое время построенных за счет налогоплательщиков, которых сейчас будут вынуждать платить снова.
Очередной принципиальный момент: при принятии решения об эксплуатации автодороги на платной базе юзерам «должна быть обеспечена возможность бесплатного проезда по имеющейся сети авто дорог общего использования меж населенными пт, соединенными платной дорогой». При всем этом протяженность альтернативного проезда не должна превосходить протяженность платного более чем втрое! Когда платные автотрассы, как планируется, будут достигать и триста, и четыреста км, «бесплатный» объезд может влететь в копеечку.
Ира Полякова, кандидат экономических наук
Закончился, и очень стремительно по русским меркам, процесс сотворения ГК «Российские авто дороги». Интенсивно в транПодвесканом обществе о ГК «Автодор» заговорили в ноябре 2008 года: пакет документов по компании закружился по виткам согласований и уточнений со всеми заинтересованными ведомствами. С января по июнь 2009 г. законопроект находился в работе у парламентариев, и вот, в конце концов, 17 июля ФЗ «О гос компании «Российские авто дороги» и о внесении конфигураций в отдельные законодательные акты» подписан Президентом РФ Дмитрием Медведевым.
Наш журнальчик вовремя информировал читателей о готовящемся законе – в февральском номере (См. «Рейс» № 2 за 2009 «Эх, дороги»), мы тщательно поведали о целях сотворения госкомпании, проектах, которые будут реализовываться с ее ролью, перспективах строительства платных дорог и источниках финансирования дорожного строительства. Принципных конфигураций законопроект к моменту подписания его главой страны не перетерпел, в закон только внесены некие положения, о которых просили инвесторы. Подписание закона позволяет гласить о госкомпании в реальном времени и уже обусловиться с определенными вопросами, о чем и поведал на пресс-конференции заместитель министра транПодвескаа РФ Олег Белозеров. На первом шаге источниками финансирования госкомпании будут субсидии из федерального бюджета (эти средства будут ориентированы на содержание, полный ремонт дорог, переданных компании в управление); плата за проезд; доход от передачи в субаренду земляных участков; добровольческие отчисления и пожертвования; также другие вероятные источники.
Олег Белозеров выделил, что в законе особо серьезно прописаны разделы по движению средств. «В личном порядке будет открыт счет казначейства в ЦБ, и все процедуры казначейского надзора в этой компании будут соблюдены», – произнес он. По его словам, в законе раздельно прописано, что надзор за средствами госкомпании производит Счетная палата РФ и все остальные надзорные органы. «В этой части сомнения о неэффективном расходовании средств отсутствуют», – произнес Олег Белозеров. К 2016 году компания должна перейти на самоокупаемость.
В течение ближайших 6 месяцев предстоит сформировать Наблюдательный совет, назначить управляющего госкомпании, что заходит в компетенцию Правительства РФ, также приготовить список передаваемых компании дорог, а это около 5 тыс. км. По начальным планам каждогоднее финансирование компании будет от 50 до 100 миллиардов. руб. Цифра будет уточняться зависимо от создаваемого списка дорог. И хотя практически компании еще как бы нет, ее юридическое оформление позволяет подписывать с инвесторами соглашения о финансировании строительства объектов, которые будут находиться в ведении новейшей компании. Напомним, что идет речь о платных дорогах. И практически через неделю после вступления закона об «Автодоре» в силу были подписаны два соглашения по строительству участков платных дорог.
В Министерстве транПодвескаа РФ состоялось подписание первого концессионного соглашения – о финансировании, строительстве и эксплуатации нового выхода на Московскую кольцевую авто дорогу с федеральной авто дороги М-1 «Беларусь» «Москва – Минск». Со стороны Федерального дорожного агентства Министерства транПодвескаа РФ (до предназначения главы ГК «Автодор» право подписания имеет глава ФДА) концессионное соглашение подписал управляющий Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин, со стороны консорциума ОАО «Главная дорога» – директор ОАО «Главная дорога» Миша Плахов. В мероприятии принял роль заместитель министра транПодвескаа РФ Олег Белозеров. Основной целью строительства дороги является наибольшая разгрузка головного участка Минского шоссе, автодороги Москва – Бородино (Можайское шоссе) на головном участке, проходящем через г. Одинцово, Подушкинского и Красногорского шоссе, Рублево-Успенского шоссе.
Новенькая трасса пройдет в обход городка Одинцово. Возникновение этой автодороги будет содействовать также снятию транПодвесканой напряженности на западе и северо-западе Москвы, разгрузке Кутузовского проспекта и Рублевского шоссе. Существующая сейчас безальтернативная трасса М-1 перегружена и к тому же проходит по местности населенных пт (в том числе г. Одинцово), что затрудняет проезд транПодвескаа и существенно усугубляет экологическую обстановку в регионе. Возникновение нового выхода на МКАД с федеральной трассы М-1 позволит перераспределить транПодвесканый поток, в том числе и транзитный, на заезде в Москву и Кутузовском проспекте.
Еще в 2008 году был проведен концессионный конкурс, победителем которого стало ОАО «Главная дорога». Объем предоставляемого муниципального финансирования строительства дороги составит 11 млрд рублей. Длина создаваемого нового выхода на Московскую кольцевую авто дорогу с федеральной авто дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск составляет 18,535 км, автодорога будет соответствовать категории 1Б, число полос движения: 6 – до транПодвесканой развязки с Можайским шоссе, 4 – от транПодвесканой развязки с Можайским шоссе до конца трассы.
На авто дороге предвидено строительство пятнадцати мостовых сооружений общей протяженностью 2536 м, 5 транПодвесканых развязок, 2-ух пт взимания платы. Проектируемая дорога будет платной, другим ей бесплатным проездом будут являться разгружаемые участки обозначенных авто дорог. Размер средневзвешенного тарифа составит 4,99 руб. за километр. Автодорога будет построена за 2 года, начало строительства планируется на ноябрь 2009 года. Росавтодор заключил концессионное соглашение на право финансирования и строительства участка платной автодороги «Москва – Санкт–Петербург» (15–58 км) с консорциумом ООО «Северо–западная концессионная компания» (сформирован европейскими компаниями Vinci и Eurovia). Средневзвешенный тариф для проезда по трассе, согласно условиям конкурсного предложения, должен будет составить 3,6 руб. за км. Строительство участка планируется начать в дальнейшем году и окончить его в течение 3-х лет. Общая цена строительства оценивается в 60 миллиардов. руб., из которых 23 миллиардов. руб. будет выделено правительством РФ, другие привлечены консорциумом. В финансировании воспримут роль Европейский вкладывательный банк, Евроазиатский банк развития, ЕБРР и ВЭБ.
Общая длина головного участка автомагистрали составит 43 км, общее число полос движения – 8–10. Трасса начнется от имеющейся Бусиновской развязки на МКАД (15 км). На участке 15– 29 км трасса пройдет восточнее и северо-восточнее городка Химки, обойдет с севера район Молжаниново, пересечет канал им. Москвы, Международное шоссе (подъезд к аэропорту «Шереметьево-2») и Шереметьевское шоссе (подъезд к аэропорту «Шереметьево-1»).
Проект должен решить ряд транПодвесканых заморочек столичного региона, а именно, обеспечить высокоскоростной подъезд к аэропорту «Шереметьево» и к городкам Химки, Долгопрудный, Зеленоград. 1-ый пункт оплаты поставят в 4,5 километрах от МКАД. Другими словами участок до Лихачевского шоссе, включающий подъезд к левобережным Химкам и Коровинскую развязку, связывающую Москву с Долгопрудным, будет бесплатным. Другие пункты оплаты поставят на всех съездах с магистрали. А что в перспективе? В 2010 году министерство планирует объявить три тендера на заключение концессионных соглашений на право финансирования, строительства и управления участками платных дорог. Ведомство прорабатывает проектную документацию на несколько участков платных автодорог, а именно, для участка трассы М1 «Беларусь», М4 «Дон», М7 Волга, также на участки Центральной кольцевой автодороги.
Необходимо подчеркнуть, что в планы строительства платных дорог кризис занес наименьшие коррективы, чем в дорожное строительство в целом. Это и понятно – за счет сборов за проезд, активного использования придорожной инфраструктуры (заправок, кафе, мотелей) правительство уповает получить отдачу, с тем, чтоб иметь размеренный источник финансирования дорожных работ. Как указывает практика, надежды получить отдачу от платных дорог не лишены оснований. Дело в том, что в Рф уже десятый год действует платный участок дороги. На автомагистрали М-4 «Дон», за Липецком, в районе села Хлевное встречается необыкновенный указатель: «Впереди платный участок дороги». Шофер должен сделать выбор – продолжить движение по старенькой трассе, пересекающей райцентр из конца в конец, либо же по новейшей, высокоскоростной, с однобоким движением. За комфорт, естественно, придется платить. Проезд легковушки по первой в Рф платной дороге в текущее время стоит 20 рублей, грузовых автомобилей, зависимо от веса и габаритов, – 40 либо 80 рублей. Вот какая русская платная дорога: четыре полосы движения, покрытие из асфальтобетона, допустимая скорость – 120 км в час. За день по участку протяженностью 50 км в летнее время проезжает до 45 тыщ транПодвесканых средств. Зимой – приблизительно в два раза меньше. За прошедшее после введения экспериментальной трассы в действие время тут не было ни 1-го ДТП из-за неудовлетворительных дорожных критерий.
По расчетам, участок должен окупиться за 15–20 лет. Все платежи – а в месяц это 4–5 миллионов рублей – идут в федеральный бюджет. При плане в 33 миллиона в кассу дороги поступило 56 миллионов рублей. Опыт можно считать удачным, но трудности есть. Глобальная практика указывает, что при высочайшей интенсивности движения при разумной стоимости всегда найдутся желающие заплатить за возможность резвого и комфортабельного перемещения. Другой вопрос: какую стоимость считать разумной? Скажем, в Европе при существенно более высочайшем уровне жизни цена проезда по платным дорогам ниже, чем планируется у нас. В Словакии за 1,5 бакса можно кататься по автобанам в течение 2-ух недель. В Чехии – за ?5 в неделю, а за ?45 – целый год.
Дальше закон определяет, что платной может стать не только лишь вновь построенная, да и уже существующая автотрасса, но при неотклонимом условии ее реконструкции. В то же время документ не отвечает на вопрос, что считать реконструкцией дороги, позволяющей поменять ее категорию. Ямочный ремонт? Перекладку асфальта? Подмену разметки? Толкования вероятны различные. Соблазн получить дополнительные доходы может подтолкнуть к переквалификации дорог, в свое время построенных за счет налогоплательщиков, которых сейчас будут вынуждать платить снова.
Очередной принципиальный момент: при принятии решения об эксплуатации автодороги на платной базе юзерам «должна быть обеспечена возможность бесплатного проезда по имеющейся сети авто дорог общего использования меж населенными пт, соединенными платной дорогой». При всем этом протяженность альтернативного проезда не должна превосходить протяженность платного более чем втрое! Когда платные автотрассы, как планируется, будут достигать и триста, и четыреста км, «бесплатный» объезд может влететь в копеечку.