Откуда берутся пробки?

Москва. Денек.
Москва. Ночь.

Наикрупнейшие мегаполисы Рф стоят в пробках. Москва практически задыхается в неизменном транспортном коллапсе. Откуда же взялись эти трудности? Неуж-то просто из-за того, что машин стало больше? Оказывается, с автомобилями это не связано.

Если маленькие городка и проселочные дороги как и раньше мерзкого свойства, то в больших мегаполисах, даже при сравнимо хорошем качестве дорожного покрытия, возникает другая неувязка - пробки. От их мучается, пожалуй, хоть какой обитатель хоть какого городка страны, а Москва в их просто задыхается.

Кто повинет? Для наглядности возьмем самый пострадавший от этой заболевания город - нашу Столицу.

1-ый момент – авто. Часто звучит мировоззрение о том, что виной всему некрасиво высочайшее количество автомобилей у «зажравшихся» москвичей. В абсолютных величинах Москва, вправду, является фаворитом по числу автомобилей: по данным годовой давности, тут записанно 3.35 миллионов автомашин.

Но если сопоставить это с размерами городка, то статистика смотрится совсем по другому: столица не заходит даже в пятерку самых «автомобилизированных» городов страны. Возглавляет этот рейтинг Владивосток (566 автомобилей на 1000 обитателей). Следом идут городка «сибирской авто тройки» - Тюмень, Красноярск и Сургут (около 380 автомобилей на 1000 обитателей).

Москва с ее 338 машинами на 1000 обитателей расположилась только на 7-м месте. А в сопоставлении с европейскими странами наша столица и совсем не самый авто город, а так – захолустье... Так что навряд ли плотность автомобилей виной тому кошмару, с которым раз в день сталкиваются на дорогах столицы миллионы водителей.

Стоит сказать, что поведение водителей само по себе провоцирует возникновение пробок. Сначала, затруднения в движении вызывают разные нестандартные деяния на дороге – скажем, внезапный уход одной машины на другую полосу. Последующий за ней шофер обязан на это отреагировать, сбросив скорость собственного движения. Последующий за ним участник движения, в свою очередь, тоже сбрасывает скорость, при этом если 1-ый скинет ее ниже определенной отметки, то 2-ой будет обязан сделать это еще резче. В итоге, через несколько звеньев таковой грустной цепочки, движение значительно затормаживается.

Жители страны восходящего солнца провели на данную тему исследование, заставив 22 машины просто ездить по кругу в одном направлении и выдерживать приблизительно схожую скорость. Что все-таки они узрели? - Из-за малозначительной различия скоростей меж передвигающимися автомобилями, одномоментно создавалась пробка.

В конце концов, пробки вызывает и... осведомленность водителей. С распространением интернет-ресурсов, отображающих загруженность дорог, также авто GPS-навигаторов, водители имеют возможность более «осознанно» выбирать собственный маршрут. Но конкретно этот фактор – при отсутствии одного центра, который бы регулировал интенсивность движения – и приводит к возникновению пробок.

Все произнесенное выше разъясняет очень не достаточно. И сначала, непонятно, почему конкретно Москва – с маленький относительной «плотностью» автомобилей, со всеми своими многополосными магистралями, с МКАДом и Третьим транспортным кольцом – так безжалостно мучается от загруженности трасс. Видимо, причина не столько в автомобилях и водителях, сколько в особенностях местной транспортной сети.

Дело в том, что чем выше уровень связности транспортной сети – тем большенными другими маршрутами можно проехать из одной точки в другую. В Москве же все напротив: большие жилые массивы обычно связаны одной-единственной, хотя иногда и довольно широкой, трассой. Сейчас представим, что на дороге произошла катастрофа либо заглох старенькый «Жигуль» - единственная транспортная артерия оказывается перерезанной, а других путей просто нет. Все шоссе встало.

Это касается периферийных, густозаселенных спальных районов. Да и в центре дела не лучше. Как устроена Москва? Это сеть широких радиально расходящихся трасс, пересеченных несколькими транспортными кольцами. Структура взята еще от укрепленного города-поселения, но с автодорожной точки зрения совсем неловкая. Круговые дороги просто перегружаются, а нередко и просто упираются в старенькые узенькие улочки, где движение мгновенно стопорится. Расширять эти магистрали можно сколько угодно – это не достаточно чем поможет. Это приблизительно как устанавливать все более толстую трубу для воды, концы которой непременно будут практически наглухо запаяны.

Что все-таки со всем этим поделать? Совсем логичным смотрится резон: стройте больше дорог. Но еще посреди ХХ века величавый южноамериканский экономист Энтони Даунс увидел очередной феномен, связанный с пробками.
- Давайте представим, что мы выстроили много не плохих дорог, - рассуждал Даунс, - тогда издержки, связанные с вождением, снизятся - тогда больше людей станет брать авто, а те, у кого они есть – больше ездить на их; тогда пробки вернутся вновь – в итоге эти издержки опять возвратятся на начальный уровень.

Есть ли стопроцентный выход из этого положения? Как досадно бы это не звучало, думается, что нет. Можно только облегчить «состояние больного», но стопроцентно освободить его от пробочной заболевания – как указывает опыт и намного более «продвинутых» крупных городов мира – навряд ли получится.