Полста лет МУЗЫКИ МОТОРОВ
Полста лет МУЗЫКИ МОТОРОВ
фото Yamaha
ЮБИЛЕЙ Байков YAMAHA
ОТ КАМЕРТОНОВ - К ЦИЛИНДРАМ
Понимаете ли вы, что хороших двести лет Япония была стопроцентно закрыта для окружающего мира? Казнь угрожала не только лишь незваным визитерам - даже свои рыбаки, которых ураган забросил в чужие земли, не могли возвратиться домой под ужасом погибели. Но в конце концов варварский окружающий мир пришел на землю самураев - в 1853 году, когда южноамериканский коммодор Мэтью Пери под опасностью пушек собственной эскадры принудил японцев подписать унизительный и неравноправный торговый контракт.
Экспансия янки в конечном счете вышла им боком - но это будет позже. А тогда, посреди XIX века, грянула "революция снизу": недовольные унижением жители страны восходящего солнца свергли старенькый режим сегунов и с упоением кинулись осваивать все западные новинки. Если учитывать, что от Стране восходящего солнца весь мир - к западу, новинок оказалось много. Стремительно вошло в моду и традиционное европейское образование - с преподаванием старых языков и музыки.
Как раз в этом увидел собственный шанс бедный, но предприимчивый крестьянин Тарагучи Ямаха. Раздобыв по случаю старое пианино, он сделал его усовершенствованную копию и практически 200 км пер инструмент до наиблежайшего города - выправить разрешение. С первого раза не удалось - пришлось повторить "пианопробег"… Но несчастное восточное терпение способно перетереть даже восточную же бюрократию - и Тарагучи получил желанное разрешение на компанию производства. Новорожденную компанию Ямаха бесхитростно именовал Nippon Gakki ("Японские музыкальные инструменты"). И эмблему для собственного детища избрал ординарную - три скрещенных камертона. Инструменты делал классные, и скоро его компания стала фаворитом местного рынка.
Грянула 2-ая глобальная война. Казалось бы, ну какое в ней место фабрике музыкальных инструментов? Барабаны да горны делать? Нет, бюрократы военного ведомства отыскали ей более полезное занятие. Вы же, господа, спецы по обработке дерева? А нам как раз необходимы древесные пропеллеры для самолетов. Скоро, правда, выяснилось, что современной авиации необходимы пропеллеры железные. Пришлось закупать парк металлообрабатывающих станков и осваивать новые технологии.
После войны компания возвратилась к своим мирным занятиям (больше, как вы осознаете, по дереву - время электроники еще не пришло), и металлообрабатывающие станки пылились в полузаброшенном корпусе. Такая расточительность не давала покоя Геничи Каваками, тогдашнему президенту Nippon Gakki. Что выпускать? Да Новинки Автопрома же - спрос на эту технику в послевоенной Стране восходящего солнца был громаден. А какие? Тоже не вопрос - Каваками, конкретный рыбак, как раз купил для собственных вылазок небольшой германский DKW RT125. Хорошая машинка!
Нельзя сказать, что все сходу пошло гладко. Оказалось, что делать Новинки Автопрома - совершенно не то, что создавать пианино либо даже авиационные пропеллеры! (Любопытно, что приблизительно в то же время и наши спецы оборонки разламывали для себя головы, осваивая выпуск мотороллеров). Страшенно трудной задачей оказалось освоение секретов отливки цилиндров и поршней. Но, в конце концов, сначала 1955 года удалось выстроить партию байков. Воодушевленный Каваками решил, казалось, всех собственных служащих сделать мотоциклистами - выслал их в мотопробег. И только убедившись в работоспособности собственного детища, он решился организовать мотоциклетную компанию Yamaha Motor. Дата ее рождения - 1 июля 1955 года. С юбилеем!
ИГРА НЕ ПО ПРАВИЛАМ
Nippon Gakki вышла на новый себе рынок в самый разгар мотоциклетного бума, и никак не на пустое место. Посреди 50-х Новинки Автопрома в Стране восходящего солнца выпускали больше 100 заводов! Как выжить? Спецы компании решили опереться на три кита: во-1-х, качество производства (которое у многих конкурентов было… ну, никого не обижая, выразимся: на азиатском уровне). Во-2-х, срочное расширение модельной палитры: уже через несколько месяцев стартовали реализации 175-кубовой модификации YC-1 (представьте для себя, она была создана для того, чтоб таскать "коляску"!). В-3-х, новшество: изобретения следовали одно за другим!
Вообще-то, в этом случае жители страны восходящего солнца сыграли совсем не по правилам. Ну, не полагается браться за новое дело и всего через несколько лет затыкать за пояс всех конкурентов! Считается, что нужны конструкторская школа, опыт, приобретаемый десятилетиями проб и ошибок. А эти самураи опровергли все каноны! Ну откуда у людей, делавших пианино и остальные лирические инструменты, прорезались такие возможности к четкой механике? Естественно, в ту пору началось быстрое сокращение числа мотопроизводителей в Стране восходящего солнца, и Каваками мог приглашать наилучших. Но какие же они наилучшие, если их компании прогорели? Правда, в те же годы немцы быстро пересаживались на авто, и дойче-мотопром быстро пошел ко дну. Есть смутные намеки на то, что наилучшие конструкторы сменили Фатерлянд на Страну восходящего солнца (все в духе традиций - точно так же в 30-е годы немцы учили японцев строить самолеты). Но тема эта черная и еще пока ожидает собственного исследователя (никто грант не подбросит?).
А пока - информация к размышлению. Копии DKW RT125 делали в США, СССР, Англии, Франции, Италии… Делали до начала 70-х годов (а где-то продолжают и на данный момент). А в компании Yamaha уже в 1956 году выстроили для байка совсем другую ходовую часть, а в 1961 году - с иголочки новый движок, короткоходный и с дисковым золотником на впуске. Вот так!