Стоп-кран
Стоп-кран
Тормоза выдумали трусы? Ну очевидно! – отчаянным храбрецам на это просто никогда не хватало времени. Времени жизни. А если серьезно, то тормозная динамика на дороге куда важнее разгонной – стоимость метров и секунд тут другая.
Львиную долю собственной мощности автомобиль пускает в прямом смысле слова на ветер. И чем резвее едет, тем толика эта больше. При этом значительно больше – вырастает пропорционально кубу скорости. Те, чьи машины обустроены бортовым компом, могут сделать легкий опыт – сопоставить моментальный расход горючего на скоростях, например, 60 и 120 км/ч и на холостых оборотах, им соответственных. Разница и будет тем налогом на воздух, поточнее на его плотность.
Но налогов у нас и без того хватает. Может быть, хоть этот получится отчасти возвратить? А конкретно, направить зло во благо. Уж если встречный ветер таковой сильный, не поработать ли ему тормозом на обыкновенной машине?
ВЕТЕР, ВЕТЕР, ТЫ МОГУЧ?
Молвят, для практики нет ничего лучше неплохой теории, потому освежим в памяти то, что когда-то учили, а может, и не знали совсем. Воздух, невзирая на свою воздушность, штука достаточно томная, в каждом кубометре его приблизительно 1,3 кг. Несложно подсчитать, что, скажем, «десятка» при скорости 150 км/ч обязана протискиваться через него с силой около 1000 Н. Парашют же на этой скорости обещает дать куда огромную силу! Только какой взять? Конечно, реальный тормозной от самолета! Удалось раздобыть набор от фронтового бомбовоза Су-24. Там их два, каждый площадью по 12,5 м2.
«Мартышкина цепочка» не позволяет стропам запутаться. Но посадочная скорость «сушки» – 280 км/ч, а масса далековато за 20 тонн.
У нас же машина поскромнее – хватит и 1-го купола. Расчет указывает, что он на скорости 150 км/ч даст без малого 20 000 Н. Для наглядности – эквивалент двухтонной гири! Правда, это в безупречных критериях, в невозмущенном потоке. А за машиной – аэродинамическая тень. Но как она велика и как воздействует на торможение, мы пока не знаем. Представим, четверть расчетной силы потеряем, но оставшихся полутора тонн должно хватить!
В ПЛОТНЫХ СЛОЯХ АТМОСФЕРЫ
«Хаммер» — вот она, реальная машина для нашего опыта. Могуч, тяжел, как паровоз, и аэродинамика приблизительно такая же. Зато ветром с дороги уж точно не сдует, и за рулем этого танка ощущаешь себя в безопасности – дело-то незнакомое, как будут развиваться действия?
Наилучшая точка крепления – буксирное устройство. Фиксируем стропы за фаркоп, укладываем купол и фиксируем этот тюк на верхнем багажнике. Нам тогда казалось, что это наилучшее для него место – встречный поток, чуть отпустишь чеку, сорвет парашют с крыши, хлопком заполнит его, и мы триумфально пролетим над дорогой под рукоплескания воображаемых зрителей. К счастью, зрителей нет, и наш 1-ый блин лицезрел только объектив камеры.
Дубль подтвердил – крыша не место для парашюта. Во-1-х, набегающий поток от ветрового стекла резко уходит ввысь, и купол, оказавшись в тени, кое-как сползает с крыши. Далее – ужаснее. Квадратный кузов на высочайшей скорости тянет за собой большой мешок разрежения. Попав в него, парашют длительное время волокется по асфальту и только позже нехотя заполняется. Красивого хлопка нет.
Оказалось, что самый действенный метод раскрыть парашют – вбросить его в поток воздуха. Перепробовав другие варианты выброса (из верхнего лючка, через пятую дверь), приходим к самому обычному и действенному – из окна правой задней двери. Генеральная репетиция проходит гладко, а у нас возникает какой-никакой опыт.
Скорость 100, 120, 150 км/ч – пора! Петр с силой вбрасывает красно-белую охапку купола в воздушный поток. Мне в зеркало видно, как полотно, растянувшись в длинноватую колбасу, улетает вспять, чуть касается земли и, распустив «мартышкину цепочку» строп, расцветает большущим броским цветком. Ожидаемый тормозной рывок несколько размазан – сказывается большая, в 3,5 тонны, масса машины и все таки затянутое раскрытие купола. Вобщем, скорость достаточно стремительно, как будто энергично прижал педаль, падает до 90 км/ч, после этого замедление практически не чувствуещь. Для наглядности опыта вжимаю газ в пол, автомат переключается на ступень вниз, мотор упирается в ограничитель, 315 лошадиных сил старательно тянут за собой атмосферу, а скорость чуть дотягивает до 110 км/ч. Зрелище необыкновенное, но с практической стороны малоэффективное. Хотя последнее находится в зависимости от событий – если, например, рабочие тормоза откажут – хоть будет шанс въехать в препятствие на более неопасной скорости.
Трехтонному «Хаммеру» парашют – что слону дробина. Дело в том, что длина строп парашюта около 7 метров, и в боевом варианте к самолету он закреплен через десятиметровый канат. Но у нас это было бы рискованно – поведение такового хвоста на дороге непредсказуемо. Боковой ветер просто закинет его на обочину, а там столбики, дорожные знаки и иная инфраструктура. Потому-то использовали маленькую привязь.
И пусть мы ждали большего, все же итог есть!
Но «Хаммер» – не высокоскоростной автомобиль, как поведет себя реальный дорожный «истребитель» «Крайслер-Кроссфайр», 335 л.с. и 1,5 т своей массы? Хорошая энерговооруженность, ну и сама машинка, что именуется, ростом по пояс будет – ее тень куполу мешать не должна.
Легкая машина набирает классические 150 км/ч – пора выпускать «змея»!
Купол вспыхивает с маленький задержкой, но очень резко. Воспоминание, как будто на всей скорости вылетел на песочный пляж! Не считая, фактически, торможения, парашют стремится взмыть в небо и разгружает задние колеса и без того легкой машины. В конечном итоге ширины дороги чуть хватает, чтоб отловить рыскающий «Кроссфайр» на курсе. А замедление, кажется, более действенное, чем дают рабочие тормоза. Но опять-таки, до скорости приблизительно 60 км/ч. Дальше приметно слабее. В конце концов машина идет ровно, за ней – большой купол. А слабо будет с ним разогнаться? Газ в пол, стрелку тахометра в красноватую зону, поехали! Но не тут-то было! Кик-даун «прыгает» вниз, мотор рычит на пределе ограничителя, а толку чуток – 335 «лошадей» сучат ногами изо всех сил, скорость же чуть переваливает за 80 км/ч.
Вот она, реальная эффективность торможения! Что ж, на малеханькой, но сильной машинке тормозной парашют открылся в полную силу! Естественно, есть у «пневмотормоза» свои недочеты, да и плюсов много – бескрайние энергоемкость и ресурс, а замедление на высочайшей скорости может превосходить то, что дают штатные тормоза! И если на трехтонном «Хаммере», прямо скажем, наш вариант нецелесообразен – морок много, а итог не впечатляет, то на Подвескаивных машинах – есть над чем поразмыслить. Но при любом раскладе стоит еще раз проверить штатные тормоза. А лучший вариант – выбирать такую скорость, чтоб критическим торможением воспользоваться никогда не пришлось.