Умереть юным
Умереть юным
Случай 1-ый: Адреналин для туристов
Вот такую дырку в блоке сделала маааленькая шпилька! Опосредовано, естественно! А какой был БАХ! Как-то летом летел по Ладоге пассажирский катер, стопроцентно забитый зарубежными туристами, желающими прикоснуться к артефактам Валаама. Вдруг – поначалу несильный щелчок из моторного отдела, через минутку – дым, а позже – наисильнейший удар и …. тишь! Только плеск волн о борт ка-тера. Реакцию иноземцев, наверняка, обрисовывать не нужно.
Мотор, так огорчивший туристов – высокооборотный дизель, заокеан-ской конструкции и итальянского производства. И отходил он к тому момен-ту всего 400 моточасов – малыш еще. Вскрытие же показало картину, соответствующую для «гидравлического удара» – другими словами ситуации, когда в цилинд-ры попадает какая-то жидкость, встающая «стенкой» на пути передвигающегося поршня. Результат прост – дыра в блоке, оборванный шатун, разваленный пор-шень: в общем, мотор ремонту не подлежит. Но – почему, откуда? Специали-сты сервис-центра собственных версий выдвинуть не смогли…
А было все так. Для начала, через 100 моточасов (!) работы на нашем дизтопливе вышел из строя топливный насос высочайшего давления. Спец сервис-центра, меняя его, случаем упустил в картер монтажную шпильку, а вылавливать ее поленился. Длительное время она лежала кое-где в поддоне, но ко-гда катер особо безуспешно тряхнуло на волне, она попала в зубчатое зацепление масляного насоса. Следы на шестернях, кстати, остались, ну и изувеченную шпильку отыскали. Вылетев оттуда, она пробила переднюю крышку мотора. Это и был 1-ый щелчок, с которого все началось. Через образовавшуюся дыру на раскаленный выпускной коллектор полилась струя масла – пожар! А воздушный фильтр на этом дизеле был бескорпусным – просто фильтрующий поролоновый элемент: понятно, что он одномоментно сгорел. А масла – море, струей хлещет из дыры! Через ничем не прикрытую впускную трубу компрессор насосал его в цилиндры. Вот вам и главный ба-бах!
Отлично, что дизелей было два, а шторма в сей день не приключилось, а то мини-Титаника не миновать!
Прекрасные и ужасные последствия гидроудара – шатун погнут, поршень – на осколки! Случай 2-ой: Корейское несчастье
Катался для себя корейский грузовичок, новый и гарантийный. Рабочая лошадь – даже, быстрее, ослик. Тыщ 30 всего-то и проехал! А позже вдруг резко так задымил, масло начал потреблять ведрами, пускаться по утрам закончил. Сервис-центр, как обычно, во всем обвинил обладателя.
Когда мотор вскрыли, узрели подранные цилиндры и, что, весело, сломанные ровно напополам 1-ые поршневые кольца, при этом во всех цилиндрах! 2-ые и маслосъемные кольца, также вкладыши и шеи валов были в безупречном состоянии!
Что все-таки случилось? Ситуация – довольно редчайшая! Конкретно такая картина наблюдается в случае, когда смыкаются замки поршневых колец. Принято мыслить, что по мере изнашивания мотора зазор в замке кольца может только возрастать. Идея понятна – размер цилиндра вырастает, и кольцо, разжимаясь, выслеживает износ повышением размера зазора в замке. Но при всем этом в блоке есть одно место, где при нагреве определенная зона цилиндров будет деформироваться… вовнутрь! Это – верхняя плита блока цилиндров, куда не доходят полости остывания. Здесь имеет место так именуемая «стесненная» деформация. Свободной деформации цилиндра мешают соседи – они ведь тоже расширяться желают. Вот и выходит, что окружность цилиндра преобразуется в этакий эллипс – перемычки меж цилиндрами деформируются вовнутрь цилиндров, а наружные стены – наружу. Но – исключительно в высшей части, ведь понизу, там, где полости остывания размещены, свободному расширению по всей окружности ничто не мешает.
Поршневые кольца перевоплотился в полукольца – перегрузили ослика! А далее – просто! Жесткое 1-ое поршневое кольцо реагирует на уменьшение поперечника, сжимаясь. Зазор в замке миниатюризируется. И, если мотор перегреть, то замок может и закрыться – кольцо из разрезного становится «сплошным». А предстоящая попытка его пропихнуть в деформированный цилиндр приводит к тому, что оно лопается, при этом конкретно напротив замка – что мы и лицезрели! 2-ые и маслосъемные кольца туда просто не доходят – вот они и остались в безупречном состоянии. Ну, а забияки на цилиндрах и поршнях – это уже следствие сломанных колец.
А перегрев, кстати, вправду был – об этом гласит соответствующая накипь в полостях остывания. Не нужно было грузить ослика слоновьим грузом!
Случай 3-ий: Плохой заезд
А это – и причина, и последствие! Причина – перегрев, накипь в полостях остывания соврать не даст. А забияки цилиндров – следствие разрушения колец. Приехал в тюнинговую мастерскую один стритрейсер. Очень его заело то, что уже издавна ни 1-го заезда выиграть не может. Сделали его «десятке» суровое вливание – и головку довели, и распредвал злой поставили, и клапана доработали, и «прямоточку» заместо штатного глушака вставили. А еще – чип-тюнинг и, что особо принципиально для нас в данном случае, поршневую поменяли на усиленную, кованную!
Все классно! А через пару дней злой клиент едет к нам: машина ды-мит, дергается на холостых, былой прыти – как не бывало! Что за чертовщи-на такая, проехал-то всего 80 км! Вскрыли мотор, выдернули порш-ни и узрели волшебство! Новые, не успевшие даже серьезно прокоптиться поршни, остались без кольцевых перемычек! При этом вынесло их на 3-х поршнях из 4 – и не только лишь 1-ые, да и 2-ые.
Естественно, поинтересовались у клиента – как это? Гласит, что все, дескать, как обычно – только попробовал «постукаться» с ребятами на очеред-ном заезде. И как за 6000 оборотов вылез, здесь все и началось! Почему? Тут-то мы и направили внимание на типично покоробленные вкладыши подшипников – сеточку маленьких царапинок на их. А такая картина бывает, когда мотор безграмотно прирабатывается с кое-какими присадками к маслу – типа геомодификаторов трения. И наш "гонщик" раскололся – действитель-но, чтоб уж совершенно летать, залил он в масло сходу две бутылки 1-го дивного снадобья, одно заглавие которого обещает одичавший форсаж мотору.
Выбитые канавки кованного поршня, да еще после 80 км пробега! Это нонсенс, но с другой стороны – полностью явное следствие неверной технологии использования присадок. Что в этом отвратительного? Ничего… Но дело в том, что приработка мотора с такими продуктами просит очень внимательного и бережного воззвания с ним на исходной стадии. А эта стадия может растянуться до 5…6 тыс. км. Ведь подобные составы, по собственной сущности – композиции минералов, в просторечии – песочек, правда, хитрецкого состава и фракционности. И, пока состав не войдет в структуру металла, узлам трения приходится очень несладко. А здесь – сходу "педаль в пол", да еще в форсированном варианте! Вот и вкладыши повредил, и даже на особо крепких поршнях перемычки вынес.
САМЫЙ Ужасный Зверек
Вы направили внимание, что во всех случаях мотор не был повинет? К смертельному финалу приводил только человечий фактор. В общем-то, уничтожить мотор нелегко, но если очень попытаться, то нет ничего неосуществимого… Вот только необходимо ли к этому стремиться?