Охота на сверчков
Охота на сверчков
Положив одну руку на чашечку, другой качают кузов вверх-вниз. Если чувствуется постукивание, обычно молвят, что повинет опорный подшипник. Но стучать может и опора стойки, и сама стойка, и обе совместно, потому опору для проверки необходимо снять. Грохот погремушки веселит разве что малыша, а стуки, скрипы и остальные посторонние звуки в автомобиле – боль в голове обладателю. Шумы эти раздражают сами по для себя, но главное – нередко предсказывают куда огромные проблемы. Потому сезон охоты на «сверчков», в особенности в российских машинах, открыт ежегодно: если они расплодятся, выловить каждого в отдельности будет тяжело.
Просевшая пружинка нижнего клапана сжатия фронтальных и задних стоек ВАЗ-2108–2110 – одна из обстоятельств стуков в амортизаторе. Скрип пластмассовых панелей просто выявить, если на их энергично понажимать рукою. Дребезжащие звуки провоцируют легким постукиванием кулаком по подозрительному элементу. Нормально закрепленные панели на это не реагируют. Исцеление тут обычное – меж трущимися (скрипящими) и дребезжащими панелями ставим мягенькие прокладки. Эффективен поролон на клею либо самоклеящиеся уплотнители окон. Где это может быть, панели лучше стянуть шурупами.
Если не уделять свое внимание на стуки Пластмассовый внешний обвес – завоевание бесжалостного тюнинга – хоть и неописуемо прекрасен, тоже часто заносит собственный глас в оркестр. Его погромыхивания слышны более ясно при движении с открытыми окнами. Эффект усиливается, если ехать повдоль бетонного забора либо в туннеле. Кстати, таким же методом просто прослушать систему выпуска: уж если сечет – эхо от забора услышит самый тугоухий. Одно условие: дефилировать вперед-назад, чтоб прослушать обе стороны автомобиля, лучше в одиночестве, чтоб шум потока машин не смазывал картину. Рецепт для обвеса тот же – мягенькие прокладки и жесткое крепление.
С течением времени резиновый демпфер выдавливается, шарики набивают лунки по бокам рабочей канавки и опора начинает стучать. Труднее обстоит дело с поиском «барабашек» – бывает, вроде и шуметь нечему, а поди ж ты – шумит! Например, в дверцах. Снимаем обивку, на всякий случай подтягиваем винты стеклоподъемника и замка и стучим по двери изнутри, поднимая и опуская стекло. Дребезг жестянки можно убрать, если приклеить на эти панели кусочки битумной звукоизоляции (она продается в магазинах). Люфты в петлях дверей появляются глухими стуками на разбитой дороге. Обильная смазка способна чуток приглушить стуки, но совершенно от их не освободит. При подозрении на петли попеременно приоткрываем двери и, взявшись рукою снизу, пытаемся приподнять их. Соответствующий щелчок – отчетливый знак износа. Устраняется подменой осей петель.
Аэродинамические шумы появляются, обычно, при высочайшей скорости на неплохом шоссе. Свистеть и подвывать могут крепежные отверстия в зеркалах, безуспешно установленная антенна либо даже свищ от сквозной коррозии. Дырки придется заделать хотя бы пластилином, антенну немного наклонить либо перенести в другое место.
Сейчас, когда с назойливыми, но на самом деле неопасными кузовными шумами мы управились, время заняться жалобами подвески, которых до поры просто не было слышно.
Треснувший чехол очень стремительно приведет к стукам и щелчкам в приводе. УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Стуки могут генерировать раскрутившиеся гайки на штоках амортизаторов. Стук глухой, ухающий, отлично слышен, если вывесить колесо и покачать его монтажкой вверх-вниз. Кстати, проверка затяжки гаек крепления стоек и штоков амортизаторов заходит в список работ ТО.
Оспины на штоке – причина течи амортизатора. Ремонт – подмена в сборе. Изношенные наконечники управляющих тяг шума делают малость, зато предупреждают о куда более суровой угрозы, чем, к примеру, дребезжащая декоративная накладка. Свободный ход приметен на глаз при покачивании рулем либо, когда он маленький, – на ощупь, если положить ладонь на непонятное сочленение.
Полностью «рабочий» амортизатор иногда стучит по вине изношенного уплотнительного кольца. Щелчки управляющий рейки осязаемы на руле при перекладке его из 1-го поворота в другой. (Если машина с усилителем управляющего управления – инспектировать при работающем движке.) Все дело в зазоре меж ведущей шестерней и зубьями рейки. Под нагрузкой вал приподнимается и, если тарельчатая пружина просела, стучит. Подтягивать такую никчемно – только зажмете вал, придется поменять новейшей.
Шаровые опоры сигналят глухими ударами при езде по разбитому асфальту. Чтоб убедиться, что изношены конкретно опоры, вывешиваем колесо и пытаемся покачать монтажкой в вертикальной плоскости. Изношенная опора, не нагруженная весом автомобиля, издает ясные глухие стуки. Кстати, если подвеска двухрычажная («Лада»-классика, «Волга» ГАЗ-31105), домкрат ставим под нижний рычаг, по другому шаровая опора будет зажата силой пружины.
Износ сайлент-блоков проверяем монтажкой, покачивая концы соответственных тяг. Исправный чуть приметно сминается, но здесь же ворачивается на место. Противные шаркающие звуки могут издавать трущиеся о подкрылки пружины – потертости видны невооруженным глазом. Но все это – цветы, источники этих шумов отыскать не так трудно.
Резкий дробящий железный стук на «стиральной доске», машина «плывет» в сторону наклона дороги? Так «умирают» рессоры, поточнее, пружины их клапанов.
Предпосылкой курсовой неустойчивости и стуков в подвеске может быть изношенный либо «провалившийся» в резиновом демпфере подшипник фронтальной опоры. Вычислить его просто: вывешиваем колесо и качаем его в вертикальной плоскости – разбитая опора будет стучать. Этим недостатком, обычно, грешат родные вазовские стойки и опоры, потому, когда настанет время их поменять, стоит направить внимание на изделия отлично зарекомендовавших себя компаний. Для «самар» и «десяток» это, например, «Асоми» либо SS-20 («Система технологий»). Последние уже 20 тыс. км работают на нашей машине и показали себя лучшим образом.
Трансмиссионные шумы, обычно, вызываются изношенными подшипниками колес – рокот усиливается и теряется в различных поворотах; ШРУСами – симптомы те же и, если есть карданные валы, щелканьем крестовин. Шум подшипника более четко проявляется уже в малозначительном повороте и исходит от внешнего колеса. При этом не принципиально, идет машина внатяг либо на нейтрали. ШРУС, обычно, громче щелкает под нагрузкой в повороте. А так как внутреннее колесо поворачивается на больший угол – в левом повороте слушаем левый шарнир, в правом – правый.
АРАНЖИРОВКА
В конце концов, при поиске источников шума неизбежен элемент случайности – мой знакомый перебрал полмашины, довел себя до нервного истощения, а скрип в подвеске никак не пропадал. Оказалось, под глушитель забилась сухая ветка. Она-то периодически и скребла по днищу. 2-ой изловил на кардан «классики» одеревеневший ствол репейника. Пока не заехал на эстакаду, почти все передумал. И уж совершенно анекдотический случай поведали специалисты-подвесочники.
Как-то зимой к ним на станцию приехала дама с жалобами на стуки в подвеске «десятки». Машину отремонтировали, проверили и, убедившись, что сейчас все в порядке, вручили владелице. Дело было в пятницу, а уже в пн блондиночка ворачивается и закатывает скандал: грохот в задней части машины, за что, дескать, Энциклопедия грузовых автомобилей берете. Экспресс-осмотр никаких огрехов не выявил. Попросили открыть багажник, а там – осколки трехлитровой банки и десяток больших заледеневших огурцов!