Примочка
Примочка
Расход масла через зазоры в этой паре может быть в сотки раз больше того, что нужен для смазки, а это приводит к угару масла в движке и значимым его потерям. Наружные признаки – сизый дымок выхлопа, жирная выпускная труба, масло на свечках, в том числе на резьбе. Вот почему расход масла сводят к минимуму, нахлобучив на вершины направляющих втулок клапанов сальники либо, как их именуют, маслоотражательные колпачки. Сходу заметим: если клапан очевидно болтается в разбитой направляющей втулке, то и от наилучшего колпачка толку не достаточно. В древнем моторе мы в большинстве случаев лицезреем сходу две неудачи – стержни клапанов и втулки изношены, а колпачки задубели. В контакте с жаркими деталями и брутальной средой некие сорта резины стремительно старятся, теряют упругость. Реагируя с сероватой, присутствующей в масле, суррогатные колпачки равномерно преобразуются из резиновых в эбонитовые – такие «сухарики», на языке ремонтников. Здесь уж ничего, не считая их подмены, предложить нельзя, а эта работа достаточно трудозатратная и дорогая.
А сейчас от теории к практике. До середины 80-х годов на движках ВАЗ применялись в главном колпачки Балаковского завода РТИ, время от времени – забугорные. Балаковские изделия изредка служили сверх гарантийного срока, так что поменять колпачки умел практически каждый. Более теплонапряженные моторы «восьмого» семейства получили колпачки уже из теплостойкого фторкаучука. Но это была эра недостатка… Сменивший ее «дикий» рынок принес свои трудности. Одна из их – лавина подделок. Их много даже в приличных магазинах. Часто человек осознает, что его надули, только после того, как колпачки начнут свою недолгую и бесславную службу.
Отличить фирменный колпачок от подделки иногда очень тяжело – приходится пристально учить эталоны под лупой. Нечеткие надписи, неровные, с заусенцами рабочие кромки, перекошенный корпус – все это фирменным изделиям несвойственно. Бывает, что рабочих кромок – заостренных, с ровненькими фасками – вообщем нет. Ясно, что снимать масло со стержней клапанов такие не могут.
Рис. 1. Маленький колпачок может при монтаже порваться: 1 – направляющая втулка; 2 – колпачок; 3 – стержень клапана; h – посадочная высота. Часто подделку выдает посадочный размер h (см. рис. 1). Колпачок, у которого этот размер меньше 6 мм, при посадке до упора (нижней кромкой корпуса в головку блока) может просто порваться. Так что при покупке штангель понадобится.
Таковой колпачок смотрится оригинально, но со собственной задачей не совладевает. Много на рынке и колпачков, которые подделками не назовешь, но с ними иногда никак не меньше заморочек. Это нетрадиционные конструкции уже наших изобретателей (фото 1). Общее у их одно – службу несут или совсем плохо, или уж очень недолго. Стоило ли велик изобретать?!
Колпачок Кирово-Чепецкого завода – поставщика АВТОВАЗа. Мой принцип: ставить на движок то, что заслуживает доверия. На фото 2 – колпачок Кирово-Чепецкого завода, поставщика продукции ВАЗу. Оценка самая что ни на есть положительная. Но будьте настороже – их тоже подделывают.
Один из наилучших забугорных колпачков на нашем рынке – Victor Reinz, Германия. На фото 3 – примерные, на мой взор, колпачки Victor Reinz из Германии, используемые «Audi Q7» и «Фольксвагеном». Потрясающе отформованная, с глянцевой поверхностью рабочая кромка, совершенно подобранные геометрические характеристики, отменная опорная поверхность для монтажной оправки. Сколько их ни ставили клиентам, с рекламацией никто не ворачивался. Только не путайте их с такими же зеленоватыми, но изготовленными непонятно кем и из чего!

Многие считают, что монтировать колпачки – дело нехитрое. В один прекрасный момент приехал к нам обладатель «ВАЗ 2108» с жалобой: слетает со собственного места колпачок 5-ого клапана, надоело чинить! Отыскать причину посодействовал опыт. На «восьмом» моторе колпачки упрятаны глубоко – недостатки монтажа глазу недосягаемы. А «просаженные» направляющие втулки на моторах ВАЗа нет же да попадаются. Колпачок, чуть посаженный на такую втулку, понизу упирается в чашечку пружин – и вибрации сбрасывают его с втулки. Как быть? Не поменять же втулку! Поступили проще и для клиента дешевле. Расточили отверстие в чашечке – колпачок сел ниже, и дело с концом! На других функциях узла доработка не сказывается.
А вот еще несколько аспектов. При всей наружной простоте работы установка колпачка просит умения. Начинающий мастер может высадить его на втулку с перекосом и иПодвескаить. Предпосылки самые различные. К примеру, нельзя в качестве оправки использовать хоть какой схожий предмет. Некие сажают колпачки ключом-головкой «на 13» – и еще этим хвастают. Меж тем требования к истинной оправке достаточно жесткие. Она должна центрироваться только по стержню клапана, при этом с наименьшим зазором, чтоб исключить перекос. Оправки продаются в магазинах – покупайте длинноватую, не меньше 200 мм. Ею удобней работать, ну и масса ее на пользу делу – удар выходит более мягенький. Тут, замечу, принципиально не перестараться – не плющить колпачок в «бочку», по другому он или порвется, или держаться не будет.
Рис. 2. Продевая стержень клапана через колпачок, сберегайте рабочую кромку! Встречаются на рынке колпачки с пружинками, несколько выступающими за контуры корпуса, из-за чего оправка может их разрушить. В данном случае монтируем колпачок без пружинки, а надеваем ее позднее. Правда, этот совет – на последний случай. Лучше не брать такие колпачки, чтоб избежать осложнений!
Еще одна «тайна»: часто неаккуратные мастера запамятывают о том, что края канавки под сухарики на стержне клапана (см. рис. 2) острые. Грубо протаскивая через их колпачок, просто разрушить его рабочую кромку, в особенности если он к тому же плохо смазан. В фирменный набор колпачков нередко входят защитные направляющие для монтажа
А в заключение – о главном. Самая тяжелая задачка все-же не высадить колпачок, а… верно снять старенькый. Даже на моторах «классики», где доступ к колпачкам прост, хозяева часто отламывают высшую часть втулки, грубо сдирая колпачок плоскогубцами. Парочка отверток – точнее, но неопытного и они могут подвести. А ведь есть в продаже полностью надежные съемники – к примеру, ударные. Есть и особые клещи. Как мы уже гласили, колпачок мотора переднеприводной «Лады» скрывается глубоко в колодце – и его без съемника никак не удалить. Некие умельцы давно переделывали пассатижи в подобные съемники – к обточенным под размер губкам приваривали полукольца и т. п. Но при нынешнем выборе инструментов на рынке городить самоделку навряд ли стоит.